Про ПЗДЦ

Ксения Шинковская
*****
Эта история была написана на конкурс Макса Фрая и победила в нем.

*****

Как-то давно, я работала ботаником, и сам процесс моей работы заключался в том, что бы забраться высоко в горы и ходить по ним туда-сюда, собирая семена горных растений. В качестве проводника мне выдали местного мальчишку 6-7 лет, с гордым именем Аслан. Вернее меня ему выдали. Он целыми днями демонстрировал прекрасные ущелья, загадочные тропы чабанов, мелкие ручьи и речки. Котомка моя постепенно наполнялась, список растений, семена которых нужны были для экспериментов стремительно уменьшался. Но остался один заковыристый объект, Молодило паутинистое, по-латыни Sempervivum arachnoideum - горный суккулент, похожий на крохотную хризантему, на которой как будто паучок свил паутинку. Но это оно само, для красоты и тепла, делает себе такую шубку. Росло это растение чаще всего на голых камнях, и мы его с Асланом находили, но не разу в цветущем виде.
Оставалось несколько дней до отъезда в Москву. Все дела были сделаны, только Молодило, так и осталось не собранным.
С утра, я поймала Аслана и говорю ему, что-то вроде:
-Послушай, юный джигит. Мне очень нужны семена вот того растения, где оно может цвести?
Мальчик только делал большие глаза и разводил руками.
У меня возникла мысль:
-Южный каменистый склон! Вот что нам надо!
Я встречала чудо-цветок только в тенистых впадинах, а надо найти его на солнце, там ему наверняка настолько хорошо, что он обзаводится потомством.
Аслан подумал, прикинул и рассказал, что часах в 3 ходу от лагеря, есть подходящая каменистая скала южной экспозиции. Можно поискать там. Мы схватили вещички и выдвинулись в поход. Шли вверх, вниз, через ледник на нашей вершине в соседнее ущелье и еще через два хребта. И вот, наконец, оказались на месте. Как мне показалось, в горах восприятие размера очень обманчиво, небольшая каменная осыпь простиралась вдоль склона. И, о чудо! То тут, то там я увидела вздымающиеся вверх соцветия, похожие на китайские зонтики в розовых цветочках. Они! Он! Мой паутинистый семпервивум. Здесь он цвел действительно много и обильно! Осталось только найти зрелые соцветия с семенами. Я сбросила рюкзак, схватила пакетики для образцов и побежала навстречу ботаническому счастью. И вот оно! Одно, второе, третье - сухие цветочки заполняли пакеты, каждый я подписывала, давая минимальную характеристику растению и месту. Нормальному человеку трудно понять радость естествоиспытателя, насколько захватывающим и увлекательным может быть сбор семян. Прошло, наверное больше часа, я была довольна как слон! Нет, как два слона! Выдохнула радость, наполняющую меня наружу и обернулась.
И вот в этом месте как раз и случился он, о чем этот пост, полный ПЗДЦ. Я вдруг обнаружила, что стою на крохотном камешке, немного высовывающимся из отвесной каменной скалы. Вверх до самого неба шла эта самая вертикальная стена с редкими голубоватыми кустиками овсяницы. Вниз, о боже, вниз она шла так же бескомпромиссно, практически до самого основания горы. Я каким-то образом оказалась на отвесной стенке! Снизу пропасть, сверху метров 100 или 200 практически голого камня. Без страховки, в кедах, шортах, маечке-алкоголичке и белой бейсболке с надписью I LOVE SEX!
Первая мысль была дурацкая, не мучатся и сразу сигануть в пропасть. Но это не по законам жанра. Поэтому я, вцепившись в хилый кустик, травы стала жалобно выть:
-Аслан! Аслан!
Через несколько минут надо мной на самой верхотуре показалась крошечная детская голова. Аслан обозрел картину и сказал:
- Давай, вылезай!
-Я не могу! - стонала я в ответ. - Мне страшно! У меня не двигаются руки и ноги!
Голова пропала и вернулась через несколько минут с веревкой, перебросив ее через край. Веревка оказалась коротковата, и не дотягивалась до меня метров на 15. И слава богу. Закрепить ее было невозможно, а начни он меня вытягивать, мы бы сверзились оба. Будущий аксакал всё быстро понял и крикнул, что пойдет за подмогой в лагерь. А моя задача их ждать. И ушел. Я осталась одна. Вернее, так мне казалось, что в тот момент я познала всю глубину доступного человеку одиночества. Хотя, наверное, местные духи, глядя как я стою на цыпочках на уступе посреди каменной стены надрывали живот от хохота. Если они у них имеются.
Я стояла и стояла, может быть полчаса или час, думала что мне надо продержаться минимум 6 часов, пока мальчик дойдет до лагеря, соберет народ и они придут сюда, за мной. Потом я опять стояла и опять, сжимая в потной ладошке траву. И в какой-то момент, видимо так сходят с ума, мне стало казаться, что я стою на этой скале, боясь пошевелится тысячи лет. Что это мой персональный ад, в который меня отправили за грехи, что я уже позабыла. И внутреннее состояние мое стало меняться. Трудно подобрать слова. Сначала я злилась на тех, кто так поступил со мной. А потом злость перешла в как бы холодную ярость. Ярость стала кристальная и прозрачная. А потом оторвалась от меня и упала туда, на дно пропасти. А у меня осталась только прозрачность. Думаю, сквозь меня можно было разглядеть трещины в камнях. А потом, я вдруг поняла, что просто маюсь фигней! Я же пришла сюда собирать семена! Ну и надо их собирать! Мне совершенно наплевать на эту скалу, эти камни! Этих зловредных местных духов! Я огляделась и увидела что вот, чуть потянутся рукой как раз подходящий цветочек, сорвала его, а вот там еще один, и еще. Я совершенно вычеркнула из своего бытия эту пропасть и просто делала свое дело. С радостью и энтузиазмом. Я действительно забыла! Через некоторое время я вылезла наверх, не знаю как. Сложила пакеты в рюкзак и пошла обратно в лагерь. И даже была удивленно встретив спасательную группу возглавляемую Асланом. Что? Меня надо спасать? От чего?
Резюмируя, это был прекрасный подарок духов, эта прозрачность!