Афган. Забытые роты. 1

Игорь Черных
БК 84(2Рос-Рус) УДК 84Р7 Ч 47
Черных И.А. Афган. Забытые роты. Воспоминания русского разведчика. - М.: Союз ветеранов Афганистана «Герат - Баграм». 2013.-176 с.
Перед вами книга, в которой отображены события, происходившие на территории Демократической Республики Афганистан тридцать лет назад. Возможно, это одна из тех немногих книг, в которой автор открыто говорит и показывает документально горькую, жестокую и беспощадную правду, которая выпала на долю героев этой книги - девятнадцати- и двадцатилетних молодых ребят, ставших солдатами и призванных выполнять свой интернациональный долг в ДРА. Эти ребята, молодые солдаты, стали настоящими разведчиками на настоящей войне. Мало кто знал из них, отправляясь в Афган, какое страшное лицо у этой кровавой войны в горах, ущельях, песках и в «зелёнке». Никто из них не думал какой свинцовый груз ляжет на их молодые плечи, какую боль им придётся испытать и какова будет их дальнейшая судьба, да и будет ли она у кого-то из них. Что увидят они на чужой земле, сколько крови прольётся через юношеские руки, перевязывая и оттаскивая своих ещё живых и умирающих боевых товарищей с поля боя?!
Надо помнить и не забывать, что наша великая страна Советский Союз до описываемых в книге военных событий пришла в Афганистан к афганскому народу, строя учебные заведения, фабрики, госпитали, производственные комплексы и дороги, одновременно подготавливая афганских специалистов. Не надо забывать также, что военное противостояние в 80-е годы XX столетия на территории Афганистана - итог многочисленных политических международных интриг и далеко идущих планов завоевателей мира и противников как Афганистана так и Советского Союза. И как всегда во все времена лучшие вставали на защиту интересов и безопасности нашего государства. Об этом пишет автор книги - командир-разведчик, прошедший Афган, наследник героической плеяды орденоносцев - своего отца и деда, служивших верой и правдой своему отечеству в предшествующие десятилетия. Воспоминания русского разведчика - не националистические хроники боевых событий прошлых лет. Это воспоминания русского и советского солдата, патриота и гражданина, командира в 19 лет, беспредельно любящего своё отечество. Историческая правда такова - русские всегда жили, трудились и создавали, а если надо и воевали бок о бок с людьми разных национальностей. Это историческая реальность русского общества. И остался автор книги в живых, благодаря своему личному героизму и героизму тех бойцов и командиров других национальностей, которые вместе с ним делились глотком воды из фляжки, рожком автомата в бою и куском хлеба. Делились тем, чего очень не хватало при проведении многочисленных секретных и открытых всегда кровопролитных операций на территории Афганистана.
Читайте и не судите строго за стилистику и орфографию автора. Он - воин и с молодых лет закалённый в боях защитник своей Родины. И его руки, спустя годы, по-прежнему лучше знают боевой автомат, нежели «ручку с чернилами». Одну мечту автор осуществил - как и многие остался в живых и увидел своих близких и родных, вторую тоже - издал книгу и вспомнил в ней поимённо (под псевдонимами) всех тех, с кем воевал и кто не вернулся на свою прекрасную Родину Россию. Но Афганистан, где стреляли даже камни, кровь, разрывы пуль и оглушительные взрывы над головой будут снится автору всегда, пока жив русский советский солдат, командир-разведчик, автор этой книги - человек честно и самоотверженно служивший в свои молодые годы великому Отечеству - Советскому Союзу - в тот трагический период нашей истории в 1979-1989 годах, выполняя свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.
9785990492110
Совпадения имён в тексте, подписи под фотографиями, иные упоминания и совпадения имён и фамилий могут быть случайными или вымышленными.
IS§N 978-5-9904921-1-0 © Черных И.А., 2013
© Союз ветеранов Афганистана
«Герат - Баграм», 2013 © Семенов A.M. Обложка, 201
Никто кроме нас!!!
 
 
ПОСВЯЩАЕТСЯ
живым и павшим в борьбе за укрепление
и процветание моей великой и прекрасной
Родины России
781-му отдельному разведывательному батальону
ограниченного контингента Советских войск
в Афганистане
3-ей разведывательной десантной роте
и моему сыну Святославу
автор
 
 
НИКТО КРОМЕ НАС! -
девиз 3-ей разведывательной десантной роты
781-го отдельного разведывательного батальона
ограниченного контингента
Советских войск в Афганистане

     ПОКА ЖИВЁТ РАЗВЕДКА
В языке нашем русском не счесть*
Фраз крылатых и слов раскалённых,
Но Отечество, Доблесть и Честь
Пламенеют на наших знаменах,
Потому что за нами страна,
Без которой мы мало что значим,
Пусть мы прячем порой имена,
Но за пазухой камни не прячем.
Такая вот работа, а праведней судьба,
До крови и до пота, лишь позовёт труба,
Дорожная разметка, небо и волна,
Пока живёт разведка, не пропадёт страна.
Пусть он долог, незримый наш бой,
Но затем и пошёл ты в разведку,
Чтоб для тех, кто идёт за тобой,
Придержать отведённую ветку,
Чтоб хлестнуть не смогли по лицу
Из засады ни смерчи, ни войны,
Чтобы недругу и подлецу
Не жилось в этом мире спокойно.
Такая вот работа, а праведней судьба,
До крови и до пота, лишь позовёт труба,
Дорожная разметка, небо и волна,
Пока живёт разведка, не пропадёт страна.
Не за чин, не за денежный куш
Не жалеют себя мои братья,
Нам отцы в тайники наших душ
Заложили святые понятья,
Чтоб сумели мы их пронести
Сквозь границы, разлуки, обиды.
Да поможет нам память в пути,
Словно зеркало заднего вида.
Такая вот работа, а праведней судьба,
До крови и до пота, лишь позовёт труба,
Дорожная разметка, небо и волна,
Пока живёт разведка, не пропадёт страна.
Где-то гаснут в Москве фонари,
День заходит в родную столицу,
Закури, мой дружок, покури
И дымком занавесь заграницу.
Завтра вновь телеграмма уйдёт,
Будет роль, но не будет оваций.
Пусть нас кто-то добром помянет
В коридорах далёких инстанций.

*Слова переложены на музыку. Исполняются как «Гимн разведке» автором Анатолием Пшеничным.
 
 
Матерям, жёнам, медсестрам.
Афганистан, г. Баграм,
1983-1984 гг.

Раскроешь книгу в грубом переплёте,
Страницу за страницей прочитаешь ты,
Как читала в самолёте
Ты эти строки, со мною прожила Афган,
На страницах этих прочитала про Кабул, Герат, Баграм.
Со мною вместе по ущельям
Сегодня мы пойдём в дозор,
И лишь с тобой не страшно мне, сестрёнка,
Пойду в Газни, в атаку, рукопашный бой.
Я буду защищать тебя, котёнка,
На страницах этих ты со мной.
Утихли уж давно фанфары,
Погасли звёзды тех ночей.
Остались лишь на груди медали -
Награды тех суровых дней.
А я по-прежнему не сплю ночами,
Вспоминая в Джалалабаде караванный путь.
И ты, российский парень,
Десантников погибших не забудь.
Ты сейчас, как мы, такой же молодой,
Не сможешь ты с пути свернуть.
Ведь родина Россия за тобой.

Игорь Черных

Месяц май. Всё зелено и свежо. Пятиэтажки, арыки, утопающие в зелени. Если хочешь подойти к воде, надо быть очень осторожным. Однажды, спускаясь вниз к воде, только хотел сделать шаг, рукой раздвинул траву и увидел комок, похожий на футбольный мяч. Это кишели змеи, они спаривались. Змеи были очень красивые. Друзья, которые остались наверху, крикнули: «Вали оттуда, пока живой». Вот так я познакомился с Ташкентом.
Идёшь по Ташкенту и видишь - улица Московская и много других русских названий. Наступает ностальгия по родине. Идёшь в тельняшке, берет на боку, все обращают на тебя внимание. Впереди кафе, а ты, голодный, идёшь мимо. Видишь, как кушают старики, одетые в национальную одежду. В тюбетейках и разноцветных халатах, сидя на корточках, как принято по-мусульмански. И вдруг один из стариков окликнул меня по-русски: «Сынок, подойди сюда». Я повернулся и подошёл. На ковре сидели и кушали три старика. Худой старик с усами и бородой, который окликнул меня, с открытой улыбкой и красивыми, живыми, карими глазами спросил меня: «Ты откуда?» «С Воронежа», - ответил я. «Присаживайся с нами», - предложил старик. И вдруг второй старик с недружелюбной улыбкой на узбекском языке что-то сказал моему знакомому. На что мой знакомый, у которого пропала улыбка, что-то ответил. Я понял, что спор идёт из-за меня, русского, а мой знакомый в этой компании имеет авторитет. Он позвал официанта и заказал лагман и лепёшки. Те два старика разговаривали между собой на узбекском языке, а мой знакомый со мной на русском. Как оказалось, он воевал в Великой Отечественной войне под Воронежем, в моих родных местах. Рассказывал, какая у нас лютая зима, как тяжело было в войну. В тот момент меня поразило, до какой степени эти старики разные. Один оказался добрым, как отец, а другой обиженный и злой. Конечно, я не знал, что у него на душе, что произошло с его близкими и родными и из-за чего он был плохо настроен по отношению ко мне. В Ташкенте нет старых построек. Мне рассказали, что было землетрясение после войны и все дома были разрушены. И поэтому пришлось всё строить заново. В апреле зрела красная и чёрная ежевика. Идёшь, ешь её, потом руки не отмоешь. На следующий день едем с капитаном на уазике, уже на окраине Ташкента другая жизнь. Старик ведёт ишака, на ишаке мешок, чем-то набитый. Рядом идёт, наверное, дочка, красивая узбечка лет семнадцати, восемнадцати. На голове много косичек, волосы до самой попы. Одета она в женский национальный халатик и в тюбетейке. Красивая - глаз не отвести. Я провожал её взглядом, не отрывая головы, пока она не исчезла из вида. А утром на следующий день часов в шесть утра нам говорят: «Тревога». Собираем полную свою комплектацию, рюкзаки РД (рюкзак десантника). Привязываем шинели, парадную форму. Строимся, подъезжают машины. Мы спрашиваем капитана: «Куда нас везут?», на что он ответил: «На аэродроме нам скажут». Нас привозят на военный аэродром. Там стоит огромный грузовой самолёт ИЛ-76. Мы строимся, и нам говорят, что мы едем в Югославию. Афганистаном пропах весь Ташкент, все госпитали, военные базы, и многие офицеры, прошедшие Афганистан, намекали нам, что мы тоже поедем в Афганистан. Потому что подготовка в Ташкенте и акклиматизация говорили о том, что это подготовка к боевым действиям. Вот так я попал в Афганистан.








Домой напишешь: «Всё нормально, я жив - здоров.
Целую! Твой....»
Про долг интернациональный не пишут в почте полевой.
Нет, разумеется, запрета на эти точные слова,
их повторяют все газеты, но воин скажет раза два:
когда согласием ответит на перевод в Афганистан,
когда на всём на белом свете не будет войн, не будет ран...
Виктор Верстаков

Колыбелью афганской народности являются Сулеймановы горы - страна унылая, бедная, безводная и безлесная; она дала народу суровое воспитание, сделав его выносливым, упорным и гордым.
Страна не вызывала жадности могучих соседей, а если они и заходили в неё, то на очень короткое время; это давало хорошую канву для развития в молодом народе чувства свободолюбия и независимости. Ресурсы в стране были скудны, приходилось делиться последним, а отсюда гостеприимство, как выпуклая черта в народном характере. Но та же бедность, с другой стороны, побуждала искать средств и богатств вне, искать их на¬бегом, украдкой, грабежом и притворством, а отсюда: жадность, грабительские инстинкты, лукавство, вероломство как отличительные черты афганцев. Климат Сулеймановых гор жаркий и сухой, что повлияло на народ в смысле выработки в основе его психики жгучего темперамента: вспыльчивости, горячности, мстительности...
Афганская армия - это дружная семья магометан, которая готова, как один, постоять за знамя Пророка, а это знамя будет поднято при всякой войне. Затем, афганцы проникнуты фантастической любовью к своей родине и к свободе, и эта основная черта народа прочно объединит их в минуты войны. Наконец, и железная дисциплина не будет забыта, когда настанет война.
 
 
 
Кроме учений, войска несут в городах грандиозную службу, укрепляют крепости, строят дороги, строят казённые постройки, а также иногда помогают собирать подати и рекрутов. Мятежи случаются часто, и подавление их служит хорошей боевой школой войскам.
Афганская армия сильна своим духом, выносливостью, патриотизмом и знанием местности, но всё, что улучшает армию с технической стороны, находится у неё только в зачаточном состоянии, и потому эту армию мы должны считать не армией европейского образца, а небольшой армией азиатского народа, бедного и отсталого, но мужественного и свободолюбивого. Гордый и свободолюбивый характер народа и огромная горная площадь вполне гармонируют с бездорожьем, делая страну очень трудной для завоевания, а особенно - для удержания во власти.
Там нас, восемнадцатилетних мальчишек, учили стрельбе ночью, ночным засадам. Марш-броски были и днём, и ночью. Я сам бывший спортсмен, и многие ребята, оказалось, были КМС-ники. Мы хотели, чтоб нас научили рукопашному бою, владению ножом, самбо, карате, но нам давали очень скудно. А самое главное - надо было нас научить выживать. Всему этому я научился уже в Афганистане у наших прапорщиков и наемных сверхсрочников-офицеров. Но больше всего умели наши доблестные ребята - разведчики, которые отслужили уже год и два. Это Комаров по прозвищу Комар, Сашка Овод и многие другие. Эти ребята передали мне и Валерке Ивченкову умение воевать и выживать. А выживать, где тиф, малярия, дизентерия, дистрофия, гепатит и война, где другая страна и горная местность и тебя никто не любит, ОЧЕНЬ СЛОЖНО!
Война в Афганистане не будет лёгкой военной прогулкой.