Исчезнет ли египетская цивилизация?

Фирдус Девбаш
Многие считают, что египетская цивилизация исчезла
в результате завоевания страны арабами, и лишь немногим
известно, что это не совсем так. Потомки древних египтян
живы и сегодня, они, как и тысячу лет назад, ведут
тяжелую и изнурительную борьбу за самосохранение.
Арабские завоеватели жестоко подавляли стремление
египтян сохранить национальную культуру, и лишь
благодаря мужеству христианских священников до сего
дня жива египетская цивилизация.


Сегодня, 5 декабря 2011 года, в Египте начался второй тур голосования на выборах в нижнюю палату парламента - Национальную Ассамблею. В результате двух дней голосования определятся обладатели еще 52 мандатов. По официальным итогам первого тура, прошедшего 28 и 29 ноября в 9 из 27 провинций страны, уверенно лидируют исламистские партии: Партия свободы и справедливости – политическое крыло «Братьев мусульман» – набрала 36,62% голосов, а радикальная исламистская партия египетских салафитов «Ан-Нур» 24,36%. В парламент прошла и умеренная исламистская партия «Аль-Васат», набравшая 4,27% голосов. А вот блок светских партий «Аль-Кутля» набрал лишь 17% голосов избирателей. Глава египетского Центризбиркома Абдель Муэз Ибрагим сообщил, что явка на выборы составила 62%. «Это самая высокая явка в истории страны со времен эпохи фараонов», – заявил он.
 
Правящий страной Высший военный совет Египта крайне обеспокоен результатами первого тура – есть все основания полагать, что результаты второго и третьего тура выборов могут оказаться аналогичными. По мнению военных, исламизация разрушит национальный облик Египта, попытка создать здесь исламское государство воспринимается ими как красная черта, за которую нельзя переходить.

Анализируя происходящие в Египте события, многие аналитики отмечают, что с приходом к власти исламистов могут исчезнуть последние остатки египетской цивилизации, известной нам еще со школы. Ведь все мы читали о жизни фараонов, о строительстве гигантских пирамид, про папирус, про таинственные и немного страшные мумии. Многие считают, что египетская цивилизация исчезла в результате завоевания страны арабами, и лишь немногим известно, что это не совсем так. Как говорил еще выходец из татарских мурз Николай Карамзин, народы не падают с неба и не скрываются в землю. Потомки древних египтян живы и сегодня, они, как и тысячу лет назад, ведут тяжелую и изнурительную борьбу за самосохранение.
 
90% современных египтян исповедуют ислам и лишь 10% христианство. Однако лишь египтяне-христиане сохранили до сих пор свой язык, бережно донесли через века культуру своих знаменитых предков.

Египтянам не нравится, если их называют арабами. Внешне, как физический тип, все они одинаковы, но большая часть египтян арабизирована и лишь немногие владеют родным языком, который называется коптским. Он сохранился, прежде всего, как язык молитв. Слово «копт» происходит от греческого «аюгиптос» и означает египтянин. Да, настоящие потомки фараонов – это копты. Их арабизированные сограждане потеряли национальные черты в культуре, в быту, но сохранили элементы национального самосознания. Поэтому упорное нежелание египтян называться арабами вовсе не случайно.

Коптская церковь была основана, по преданию, св. евангелистом Марком в Александрии. Возглавляет ее Александрийский Папа и Патриарх Святейший Шенуда III. Египетский язык постепенно был вытеснен арабским, но сохранился, как уже было сказано, у египтян-христиан, как язык богослужений. Арабские завоеватели жестоко подавляли стремление египтян сохранить национальную культуру, и лишь благодаря мужеству христианских священников до сего дня жива египетская цивилизация.

История коптов интересна для нас в связи со стремительной исламизацией России. Сегодня молодые башкиры, татары, кумыки и даже иные из русских бездумно вливаются в ряды исламистов, совершенно не задумываясь о последствиях такого шага. Современный ислам привязан к культуре арабов и их языку. Всякий мусульманин, будь он татарин или афганец, должен жить как араб: носить арабские одежды, питаться как араб (например, наш кумыс для мусульманина – запретный напиток), даже любить и вступать в брак по их традициям. Все, что выходит за рамки их национальных традиций, объявляется «харамом», то есть недозволенным. Сегодня муллы, прошедшие обучение в арабских странах, запрещают в татарских селах даже проведение поминовения умерших на третий, седьмой и сороковой дни! Действительно, такого нет у арабов, а значит не должно быть и у татар…

Если сравнить ислам и христианство в их отношении к национальным культурам принявших эти религии народов, то можно увидеть, что такое сравнение явно не в пользу ислама. Исламизация того или иного народа означает, как это хорошо видно на примере египтян, неизбежную ассимиляцию. Христианство более терпимо, оно позволяет народам бережно сохранить свои традиции, свою культуру. В исламе вся религиозная практика осуществляется только на арабском языке и в то же время все христиане мира молятся на своих языках. Сегодня Русская Православная Церковь ведет богослужение на языках многих народов России. Придавая языкам российских народов высокий статус языка молитв, православие вносит реальный вклад в благородное дело сохранения этих языков. Не случайно именно православные татары, которых называют еще кряшенами (от слова «крещеный») сохранили до сих пор свою самобытность.
 
Сегодня усердно пропагандируют ислам. Однако во благо ли это самим татарам? Моя книга «Татарские молитвы», в которой представлены образцы идущей из глубины веков духовной культуры татар, вызвала огромный интерес не только в Татарстане, но и в других регионах России, что показывает тягу народа к доисламским ценностям, к своим корням. Ошибаются ваххабиты, считая, что предки татар до принятия ислама жили в невежестве. В социальных сетях русскоязычного Интернета исламская молодежь пишет часто всякие пакости о «диких татарах». Люди, разглагольствующие о нравственной чистоте, глумятся над памятью своих предков. Воистину, такие не ведают, что творят. Еще задолго до ислама у татар была своя, высокоразвитая культура.
 
Но вернемся к Египту. 5 марта сего года в деревне Соул, что в 30 километрах от Каира, была сожжена коптская церковь Св. Георгия. Коптскую общину атаковали около 4 тысяч мусульман. 6 коптов и 5 мусульман были убиты, около 100 человек получили ранения. По сообщению СМИ, причиной нападения стал роман между молодым христианином по имени Ашраф Искандер и мусульманкой. Отец и двоюродный брат девушки были убиты неизвестными лицами. Возможно, указывают издания, они стали жертвами т. н. «защиты чести семьи», отказавшись убивать дочь, полюбившую христианина, как того требовали некоторые единоверцы. В преступлении обвинили христиан, что и стало поводом для очередного нападения на коптскую деревню.

Новые власти страны решили восстановить сожженную мусульманами коптскую церковь, и в понедельник, 14 марта, по поручению правительства, строители приступили к восстановительным работам. Это вызвало протесты исламистов, уничтожение одного коптского храма им показалось мало. 7-8 мая в провинции Гиза радикально настроенные мусульмане подожгли еще два храма Коптской Церкви, в результате чего 12 человек погибло и около 200 получили ранения. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал тогда остановить насилие в отношении христиан Египта. «Русская Православная Церковь уже не раз возвышала свой голос в защиту христиан в тех странах, где они испытывают притеснения и нарушения своих основополагающих прав на жизнь и религиозную свободу, – подчеркивается в послании Святейшего Патриарха. – И ныне мы призываем власти Египта, лидеров исламских общин страны, международное сообщество решительно и недвусмысленно положить конец насилию в отношении христианского меньшинства, исторически присутствующего на египетской земле».
 
Сегодня египетские исламисты уверенно побеждают на выборах. Что будут творить в стране пирамид люди, утратившие способность к анализу фактов, логическому мышлению, рассуждению, если овладеют властью? И неужели события «арабской весны» ничему не научили нас, россиян? Ведь совершенно очевидно, что если в России восторжествуют исламские порядки, то не останется ни русской культуры, ни татарской, никакой другой, кроме арабо-мусульманской.