Мы помним тебя, солдат!

Наталья Захарова 2
Несколько лет прошло с той поры, как в районной газете "Восход" прошла серия материалов о воинах-земляках, погибших за оборону города - Героя Ленинграда в 1941 - 1945-х годах. Тогда же и появилась идея установить мраморную доску от Мокроусовского района нашим солдатам непосредственно на ленинградской земле, как это сделали муниципалитеты городов Омск, Красноярск, Иркутск. Зауральской весточки наши погибшие соотечественники ждали более 67 лет. Этот пробел теперь восстановлен.
За несколько лет с моей последней поездки в город Ленина на воинских захоронениях многое изменилось. Временные могильные холмики, какими я их видела в последний раз, превратились в аккуратные обхоженные памятники, добавились новые находки, ведь по словам военкома Кировского РВК М. Г. Лепёхина... "раскопок и собирания останков без вести пропавших во время боёв, хватит нашим потомкам не на одно десятилетие".
Новые захоронения и братские могилы встречались повсюду: у деревень Жихарево, Дымно, Невская и Московская Дубровки, Погостье, Гайтолово, Вороново.
Во время выбора места установления памятной доски от Мокроусовского района, военком рассказал: "В прошлом году приказом министра Обороны России на территории Кировского района был создан отряд, который непосредственно занимается поиском останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. Если ранее поднятием бойцов, в основном, занимались юные поисковики из разных регионов России, и делали это, скажем, непрофессионально, то сейчас на местах прошедших когда-то боёв трудятся специалисты, извлекая из земли останки без вести пропавших. Количество их исчисляется сотнями. К сожалению, медальонов попадается небольшое число. К примеру, в прошлом году, было найдено и перезахоронено более пятисот бойцов. Медальонов же с данными о солдатах - всего пятнадцать, девять из них - не читаемые".
Кировским райвоенкоматом за последние пять лет в восстановлении имен погибших солдат было сделано немало. Этим летом здесь побывали родственники бойцов из Красноярска, Архангельской области, которые забрали останки своих отцов и дедов для погребения их на малой родине. Посмотреть на место гибели своего мужа приехала даже 88-летняя вдова погибшего. Много лет она ждала. "Сейчас и умирать не страшно, - призналась в разговоре с военкомом, - знаю, где похоронен мой Сидор, сердце на спокое"...
Вместе с начальником особого отдела военкомата, майором О. Ф. Горбишиным, побывали на Синявинских высотах, Невском пятачке, Марьинском кладбище. На местах установлены тумбы с мемориальными плитами, да так компактно, что вроде бы нашему памятному знаку и некуда пристроиться. Но все же нашлось место и мокроусовскому мемориальному комплексу.
На Невском пятачке у захоронения нашего земляка Ф. И. Шелепова увидела металлическую табличку от его сестёр, живущих в Курганской области. Одна из них, Евдокия Ивановна, перед поездкой попросила навестить могилу брата и положить цветы, заодно посмотреть: установили ли табличку со сведениями о ее брате племянники, которые обещали съездить на Невский пятачок. Потомки его здесь побывали буквально прошлой зимой...
Олег Фёдорович Горбишин рассказывает: "На этом месте методом сплошных поисков в два километра, из земли были изъяты останки останки 1200 воинов, несколько сот орудийных снарядов, танк второго поколения, который отреставрировали и установили на площадке близ диорамы "Прорыв блокады Ленинграда". Приезжают родственники Эти минуты особенно горестные"...
По официальным данным 238 наших земляков захоронены в ленинградских местах. Но есть среди них и те, кто по сей день не найден. Место гибели одного из бойцов в этом году нам удалось подтвердить.
Петр Васильевич Папулов родом из деревни Малый Кизак. Перед отъездом его внучка попросила по возможности поискать в местных архивах сведения о дедушке, который с 1944 года числится без вести пропавшим. В семье имелись сведения из архива, датированные 1985-м годом, в которых сообщалось, что П. В. Папулов воевал на Волховском фронте пулеметчиком в составе 284 стрелковой дивизии.
Из беседы с военкомом выяснила, что в конце 1943-го года была предпринята одна из последних попыток окончательного прорыва блокадного кольца. В одном из жесточайших боев пулеметчик Папулов получил увечье - ранение левого коленного сустава и с 31 декабря 1943 года находился на излечении в эвакогоспитале 1014, размещенного в блокадные дни в здании Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Начальник и главный хирург эвакогоспиталя был Николай Николаевич Шаталов. Хочется добавить, что в свободное от проведения операций время, Н.Н. Шаталов скрупулезно создавал фотолетопись жизни и деятельности своего госпиталя, фиксируя её на стеклянных негативах. В 1975 году вдова Н.Н. Шаталова, Наталья Александровна, тоже военный хирург, передала архиву всю коллекцию, около 500 сохраненных фоторабот мужа.
В центральном государственном архиве хранится 470 уникальных фотодокументов Николая Николаевича: http://www.photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2500597135 И кто его знает, может быть, на одном из этих снимков есть герой нашего рассказа?
19 февраля 1944 года П.В. Папулов выписан в батальон выздоравливающих. На этом сведения о солдате в архиве обрываются.
Поисковые работы прошлого года у реки Малукса, где в 1944 году находилась переправа наших войск к Ленинграду и Московскому шоссе, помогли восстановить страшную картину событий, в феврале  1944-го года в этих местах.
Рассказывает руководитель поиска, капитан А. С. Клочко:
"У реки Малукса 20 февраля 1944 года во время переправы батальон выздоравливающих, который только-только сформировали на ленинградском ВПП, попал под авиабомбардировку, и почти полностью был уничтожен. Бомбы сравняли с землей людей, обозы, технику. Более 70 лет это место оставалось нетронутым. В прошлом году здесь впервые был поднят пласт земли. Выявлены останки сотен бойцов, во время налёта забросанных землёй. На этом месте будет создан мемориальный комплекс. Уже оборудованы три братских захоронения. В архиве уцелели списки выздоравливающих. Выяснено, что П. В. Папулов (вторая часть буквы "П" стерта и читается, как буква "Г"), находился в составе батальона выздоравливающих"...
Побывали на месте бывшей переправы. Обыкновенная неширокая речушка, видны следы снятия грунта. Пока здесь все просто и не обустроено. Небольшие братские захоронения, редкие православные кресты, привезенные родственниками, откуда призывались солдаты. Пройдет время, и могилы обиходят, на плитах высекут имена тех, кого более семидесяти лет считали пропавшими без вести. Среди них будет фамилия и нашего земляка, чьи потомки живут на мокроусовской земле.