На виниловых дисках. Застывшие звуки

Александр Соханский
       В авторской фонотеке находится свыше трёхсот виниловых и шеллачных дисков на 33, 45 и 78 об/мин, содержащих записи знаменитых голосов и музыкальных ансамблей. Некоторым из них посвящены краткие зарисовки в иллюстрированной серии авторских заметок «На виниловых дисках». Но прежде несколько слов о звуконосителе.

                *       *       *
      
       Грампластинка является аналоговым носителем звуковой информации и представляет собой диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным способом нанесена непрерывная извилистая канавка, форма которой модулирована звуковой волной.
       Эмиль Берлинер в 1888 году впервые продемонстрировал прообраз матрицы грампластинки во Французском институте. Этот год можно считать началом эры грамзаписей.
       В Россию пластинки поставляли американское общество «Граммофон» и французская фирма «Патэ».
       Первые грампластинки были односторонними и проигрывались от центра к краю, более поздние версии стали проигрываться от края к центру.
       Двусторонними грампластинки стали в 1902 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон».
       Звуковая дорожка первых грампластинок записывалась по вертикали, то есть игла колебалась вверх-вниз (как у фонографа Эдисона). Затем конструкция была изменена и воспроизведение реализовывалось поперечным движением иглы. Это давало более простую конструкцию, возможность использования стальных, а не корундовых игл, звук был гораздо громче (практически в 2-3 раза), износ пластинки был значительно ниже.

       В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования грампластинок из эбонита. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменён композитной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло.
       Шеллачные диски пластинок выпускались до середины ХХ века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми из поливинилхлорида, сокращённо —  винила.

       С 1925 года выпускались пластинки со стандартным числом оборотов 78 об/мин. В Советском Союзе последняя грампластинка на 78 об/мин была выпущена в 1969 году.

       Размер пластинок также менялся. Самые первые грампластинки имели диаметр 175 мм, а длительность звучания 2 минуты на одной стороне. Затем появились первые грампластинки диаметром 300 мм. Третьим наиболее популярным стал размер 250 мм.

       В конце 20-х годов ХХ века произошла первая революция в мире грамзаписи, когда вместо способа записи напрямую через рупор стали пользоваться электроакустическим методом — записью через микрофон.
       Всего 4 минуты звучания одной стороны пластинки 300 мм, конечно же, мало. Для уплотнения записи требовалось в первую очередь уменьшить шаг спирали звуковой дорожки. Использовать для этого шеллак было невозможно ввиду его неподатливости и растущих объёмов производства. Поэтому изобретение поливинилхлорида позволило значительно улучшить качество звучания грампластинки, стало новой вехой в истории грамзаписи. Новые пластинки звучали уже 15 минут. Помимо этого новый материал был лёгким и достаточно прочным.

       В 1948 году одна из старейших фирм США «Columbia» выпустила долгоиграющие пластинки, скорость вращения которых была снижена до 45, 33 и 16 об/мин. Долгоиграющие грампластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов и радиол. Это изобретение дало возможность значительно снизить уровень шумов, повысить частотный диапазон воспроизведения, продлить срок качественного звучания пластинки.
       Первые стереофонические пластинки, создающие эффект объёмного звучания появились в середине 1960-х годов.
       В основном выпускались пластинки традиционного диаметра 300, 250 и 175 мм,  в обиходе называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно.

       Дальнейшее совершенствование качества воспроизведения сводилось, в основном, к подбору материала пластинки, повышению чистоты производственных процессов на заводах грампластинок, увеличению чувствительности воспроизводящей головки проигрывателей и снижению веса звукоснимателя.
       Разрабатывались следящие устройства, которые позволяли при записи дополнительно изменять шаг звуковой дорожки в зависимости от амплитуды записи соседних дорожек, что дополнительно увеличивало длительность звучания.

       Смертельный удар грампластинкам нанесли магнитофонные аудиокассеты, которые массово выпускались как с записями, так и без них. В 80-90-е годы двадцатого века начался бум пиратской аудиопродукции, приносивший огромный доход расплодившимся как грибы кооперативным ларькам и киоскам в магазинах, на вокзалах и уличным развалам на лотках.
       А после того, как на рынок вышли CD диски, виниловые грампластинки и вовсе стали казаться безнадёжно устаревшими. К 1992 году все заводы грампластинок остановились.

      

Александр Соханский,
    сентябрь 2016 г.