Игра. Глава 1. Загадочное приглашение

Евгений Николаев 4
        Мне никогда не давала покоя мысль, что из нас намеренно делают каких-то скотов, каких-то мирно жующих жевательные резинки идиотов. Мы, мол, все для вас устроим. Хотите  – избавим от бородавок, хотите  – поможем найти спутницу жизни, хотите  – упакуем, хотите  – доставим… А недавно я услышал, что можно, оказывается, добиться блуждающей улыбки на лице. Надо только регулярно принимать коктейль, вызывающий сокращение соответствующих мышц. Фантастика!
         
        Но, самое главное, люди, наивно верящие в этот бред, зачастую и вправду начинают полнеть, если хотели пополнеть, худеть, если мечтали сбросить лишний вес, или улыбаться. В общем, где здесь правда, где ложь, где реальность, а где мистика, разобраться сложно. Убивает даже не то, что вместо инъекций, способствующих наращиванию мышц, тебе могут подсунуть средство, вызывающее нервно-мышечную возбудимость, от которого вдруг и впрямь почувствуешь себя этаким суперменом. Убивает всеобщая наша вера в чудодейственность, всемогущность кого-то или чего-то, но только не самих себя.

        Миллион раз я видел, как по телевизору рекламировали эластичную наклейку на лоб и доверительно шептали при этом:

        – Одно движение руки – и вы станете другим, и мир вокруг вас изменится! Это революция в вашем сознании, это переворот в действительности!

        Кто-то очень хитрый и ловкий давно подрядился быть дирижером наших душ, проводником желаний, устроителем счастья.

        Иногда казалось, что все одурачены и только мне, одному мне все известно. Я-то знаю, что на самом деле так нельзя жить, так ничего не добьешься. Надо хоть как-то сопротивляться.

        Но какого труда мне стоило переломить себя, чтобы, придя однажды на работу, заявить шефу, что он меня не ценит и поэтому платит мало. Я потребовал увеличить зарплату процентов на двадцать, мотивируя это тем, что добросовестно работаю у него в конторе уже десять лет и не имею замечаний. Мне хотелось сказать что-то другое, более важное, но я не понимал тогда, что именно.

        Зарплату не увеличили, но если бы и увеличили, полного удовлетворения это бы не принесло. Не знаю, приходилось ли так мучиться кому-то еще от постоянной внутренней неустроенности, тревоги, ощущения, что вот она, жизнь, проходит, а ничего не меняется! Никто не замечает твоего необыкновенного ума, таланта, неповторимости.   Но, с другой стороны, и сам ты не сделал до сих пор ничего выдающегося. Тебе уже под сорок, у тебя жена и ребенок, дом, дача и машина, – все, как у миллионов других, таких же, как ты, кем-то одураченных, по сути своей жалких, попавших в чудовищную круговерть внешних обстоятельств, на вид нормальных, но в душе очень ранимых и напряженно-озлобленных людей.

        Я становился иногда угрюмым и замкнутым, ссорился с женой из-за пустяков, пытался напыщенно учить жизни друзей, а сам ее не знал. Мне часто казалось, что вот сейчас, в эту минуту я упускаю что-то чрезвычайно важное или вот-вот могу сделать самое невероятное открытие. Моя неуравновешенная реальностью мыслительная энергия постоянно искала выхода. Я просыпался по ночам, курил, думал обо всем сразу и уже не мог уснуть. Шел в свою комнату, садился перед чертежной доской и начинал копаться в своих беспорядочных мыслях. Мне хотелось графически выразить самую суть, самую сердцевину, основной смысл бытия. Казалось, это возможно. Нужно только сосредоточиться, заставить свой мозг работать… Но задача была непосильной. Наутро все мои ночные мысли представлялись абсурдными, пустой тратой времени.

        Когда все повторялось, я уже сознательно гнал от себя эти бесплодные идеи насчет «сердцевины» бытия, все больше склоняясь к мнению, что копаться нужно не в каких-то вселенских проблемах, а в самом себе. Курил сигарету за сигаретой, вставал, ходил по комнате, но так и не мог найти ответа на то, что мне не давало покоя и заставляло не спать по ночам.

        В одну из таких ночей, когда я в который раз начинал понимать, что все мои размышления бессмысленны, я подошел к окну и, к своему удивлению, увидел ярко горящие слова в небе. Это настолько меня ошеломило, что я не сразу прочел их. Четким печатным светящимся шрифтом над городом было написано: «Ищешь ответа, но не находишь?.. Иди и ты найдешь».

        Куда? Куда предлагалось идти и кому? Совершенно не понятно. Опять эти рекламные трюки? Для кого? На этот раз для таких сомневающихся, как я? Ну, правильно. Представьте себе такую большую… нет, огромную площадь с тщательно выполненной разметкой, флагштоками, отяжеленными флагами вашей любимой страны, высокой трибуной, множеством микрофонов и звукоусилителей. По центру в различных по величине колоннах ходят люди. Не маршируют (это уж слишком!), просто ходят - кто с любопытством, кто равнодушно, кто с презрением и гордостью, кто с опаской… Может, они вообще бы разбрелись, кто куда и расселись, кто где… если бы не бодрые уверенные команды с трибуны.

        На трибуне, по всему видно, выдающиеся люди. Большие животы, высокие фуражки, идеально отглаженные костюмы, дорогие галстуки. У редких женщин, напротив, стройные фигуры, немыслимые прически на головах, слой лака вместо фуражек, строгие юбки, белые блузки. И, главное, у всех добрые улыбки, звонкие голоса и горделивая осанка. Они поочередно подходят к куче микрофонов на трибуне и одинаково бодрым голосом выкрикивают какие-то команды. И где бы люди по плацу не ходили, они эти команды все равно слышат, и, как умеют, повинуются им.

        В самом углу площади, если присмотреться, заметна кособокая колонна натыкающихся друг на друга людей. Они постоянно меняют скорость шагов, не попадая в заданный ритм. В этой колонне, в последнем ее ряду, я. Наклонился, чтобы почесать ногу.
 
        Все это, вместе со мной, государство. Я со своим внезапным зудом под левой коленкой сильно нарушаю видимость общего порядка… И мне уже кричит с трибуны какой-то перевертыш – вчерашний коммерсант, сегодняшний политик и стратег:

        – Не отставать! Кому надоело ходить в своей колонне, строиться в другую! На плацу, справа! Читай объявления для зевак, и ты выйдешь на нее!..

        И я еще раз, как первоклассник с доски, читаю вслух:

        – Ищешь ответа, но не находишь?.. Иди, и ты найдешь!

        Эти висящие в небе слова произвели на меня сильное впечатление. Если честно, не думал я тогда ни о каких рекламных трюках, ни о каком государстве. Это уже потом, совсем в другой обстановке и при других обстоятельствах меня потянуло на глубокомысленные размышления. А тогда, в безмолвной квартире у распахнутого окна, хотелось казаться себе человеком здравомыслящим. Да, такое иногда случается с самовлюбленными типами: они думают, что семи пядей во лбу, что философия или какая-нибудь логика – это такой пустяк, на котором не стоит заострять свое внимание. Даже став нищими и бродягами, изгоями и отшельниками они будут ощущать себя непревзойденными мыслителями, великими стратегами, у которых пусть ни гроша за душой, зато каждая мысль – крупица золота. А крупица эта, с потугами рожденная раз в десятилетие, - не что иное, как плод эгоизма самой высокой пробы. Никакого практического значения она не имеет. Так, полюбоваться, погордиться и забыть!

        Я быстро отошел от окна и машинально стал одеваться, чтобы выйти на улицу. Теперь и в моем сознании, подобно Полярной звезде перед заблудившимся путешественником, сияли эти завораживающие слова: «…иди… найдешь»…

        Кому не приходилось испытывать на себе магическую силу слова, находиться в плену навязчивых сентенций или заманчивых предложений? Даже не сомневаюсь, таких, кому не приходилось, просто нет.

        Сейчас-то мне ясно, что еще сотни таких «путешественников» этой ночью чувствовали и делали одно и то же. Они выходили из своих обжитых квартир в холодный неприветливый город. Выходили, чтобы найти… Себя?.. Или сказку, которой не было в их постылой жизни?..

Продолжение - http://proza.ru/2016/10/04/1967