Ночной Париж

Тина Гай 2
Этот город многолик, его можно рассматривать с разных сторон, в разное время года, днем и ночью, ранним утром и в вечерних сумерках, он всегда разный и всегда восхитительный – дневной или ночной Париж, это не важно, важно - кто на него смотрит и как.


Эжен Атже снимает  Париж уходящий, неповторимый в своей старине со всеми его морщиночками, закоулочками, очаровательными парками и уходящими уличными профессиями. Брассаи, живший почти на полвека позднее своего великого предшественника, влюблен в ночной Париж.


Он снимает проституток, клошаров, сутенеров, влюбленные парочки, ночные кафе, танцовщиц ночных кабаре, но при этом никогда не морализирует, он просто показывает другой Париж, по-своему красивый и восхитительный, романтичный и очаровательный.


Впервые  будущий фотограф увидел Париж в четыре года, когда его привез сюда отец, профессор литературы, год преподававший в Сорбонне. Брассаи влюбился в город и через двадцать лет его мечта – навсегда остаться и жить в Париже – сбылась. После службы в армии, он вернулся сюда и уже никогда никуда не уезжал, даже в свои родные места.


Единственное, что фотограф оставил себе на память о родной Венгрии, это псевдоним, производный от названия родного города Брассо, в котором родился (1899). Настоящее имя фотохудожника Дьюла Халас, но в Париже и во всем мире он известен как Брассаи (Брассай).


Он быстро стал частью культурной элиты Парижа, Мекки авангарда, сдружившись с известными философами, художниками, писателями, фотографами: Альбером Камю, Жан-Поль Сартром, Генри Миллером, Ман Реем, Андре Кертешем, Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали и другими.


Начав как художник, к восьмидесяти пяти годам Брассаи стал знаменитым фотохудожником, а также писателем, скульптором и кинематографистом. Свое призвание он нашел не сразу. Проучившись в Будапеште в Академии изящных искусств, а потом в художественной школе Берлина, он научился хорошо рисовать.


Однажды Пикассо, увидев рисунки Брассаи, воскликнул: «Зачем же ты взял в руки фотокамеру, если так рисуешь?! Вместо золотой жилы ты разрабатываешь соляную шахту!» Но в жизни не все делаешь то, что хочется. Рисование не приносило доходов, и начинающий художник вынужден был зарабатывать журналистикой, размещая в газетах репортажи на самые разные темы.


Кроме того, Брассаи считал, что в живописи отсутствует непосредственность, а ему хотелось живой жизни. Впрочем, и к фотографии он относился, мягко говоря, довольно прохладно, считая ее механистичной. Но друг и соотечественник Андре Кертеш все-таки убедил его начать фотографировать и даже обучил азам фотосъемок.


Но когда начинающий фотограф увидел свои первые снимки, то фотография стала его увлечением на долгие годы. Так случайно он стал фотохудожником. К тому времени ему исполнилось уже тридцать, и он нашел то, что ему пришлось по душе. Позднее он скажет:


У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет в чем его истинное призвание — намного важнее первой.


Что сыграло роль в выборе темы? Потребность украсить свои репортажи фотографиями, подражание Тулуз Лотреку, друзья, любившие ночной Париж, или еще что-то, но так или иначе Брассаи начинает увлеченно снимать Париж ночью в самых разных видах и местах.


Это площади и улицы, мосты и памятники, сады и архитектура, бары и кафе, закусочные и бордели, станции метро и притоны, наркоманы и проститутки, гомосексуалисты и ночные хулиганы, ночные гуляки и  музыканты.


Через год у Брассаи собирается довольно много ночных съемок, а еще через два, в 1933 году, он выпускает первый фотоальбом «Ночной Париж» (Paris de nuit). Альбом произвел настоящий фурор и сделал мастера знаменитым, а альбом переиздавался несколько десятков раз и до сих пор пользуется популярностью.


Зачарованный ночным Парижем, Брассаи создает романтический и одновременно драматический портрет ночного города, снимая его то пустынным, то густо населенным, то в свете фонарей, то в молочном тумане. Ночной город с его странными обитателями выглядит на его фотографиях мистически, словно находится где-то между реальностью и сном.


Сам процесс фотосъемок в темноте был технически очень сложен. Брассаи  устанавливал камеру на штатив и освещал свой предмет яркой вспышкой. Качество света не всегда было таким, каким хотелось, но оказалось, что съемки в таких случаях получались даже лучше, чем задумывались фотографом.


Брассай фотографировал и многое другое: цветы, камни, граффити, надписи на стенах домов, корпусов заводов, общественных туалетов и казарм, довольно много у мастера было портретов знаменитых людей, на которых он точно передавал психологический рисунок модели.


Помимо многочисленных фотографий, у него вышло семнадцать книг, много статей на самые разные темы, но все-таки первый программный альбом «Ночной Париж» остался самым главным достижением в творчестве Брассаи, оказавшим огромное влияние на следующее поколение фотографов.


Брассаи о фотографии:


Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него. Только плохой фотограф реализует один шанс из ста, тогда как хороший использует все.


Цель искусства — возвысить людей до такого уровня, до которого они бы не смогли дойти другим путем.


Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы — а это самое важное.


Если объект съемки не притягивает вас, не вызывает у вас особых чувств, вы можете сделать прекрасную «картинку», но только не «фотографию».


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/nochnoj-parizh/