Женечка

Марина Матизен
Евгения Романовна вошла в купе, поставила корзинку с едой на столик и присела на свою нижнюю полку. Путешествие на поезде всегда было для неё чем-то особенным.

Разве можно сравнивать поезд с самолетом? До аэропорта добираться долго, да ещё утомительные пробки. Потом регистрация, паспортный контроль, накопители и эта постоянная тревога и беспокойство о том, чтобы количество взлетов и посадок совпадало. Женечка улыбнулась своим мыслям. Нет, не любила она летать.

Путешествие на поезде - совсем другое дело. Доехал на метро до вокзала, сел на своё место согласно купленному билету и сиди. Хочешь, общайся себе на здоровье или в окно смотри и получай удовольствие от поездки. Главное, чтоб попутчик приятный попался. Женя с некоторым беспокойством посмотрела на дверь купе, подходило время отправления поезда, а соседки или соседа все не было.

Поезд уже тронулся, когда в дверях купе появилась проводница, сопровождающая девушку лет двадцати до её места:
- Вот молодежь! Всегда опаздывает. Из дома на пятнадцать минут пораньше выйти нельзя? А потом бегут за поездом как очумелые!
Девушка тяжело дышала, щеки её раскраснелись - то ли от пробежки, то ли от слов стыдившей её проводницы.

- Здравствуйте, - обратилась она к Жене. - Меня зовут Оля.
- Очень приятно. Евгения Романовна.  Да вы садитесь, отдыхайте, приходите в себя потихоньку.

"Похоже повезло с попутчицей, какая милая девушка!", - подумала Евгения:

- В Москву на каникулы или в гости?
- Ездила с подругами Питер посмотреть. Они утром уехали... Я в пединституте учусь на втором курсе. Буду учителем математики.
- И что успели посмотреть в Петербурге?

- Да, где мы только не были - дворцы, музеи, набережные. Столько впечатлений. Знаете, я заметила, там совсем нет дворников-азиатов, ну, из Средней Азии. Только русские тротуары убирают. Красота!
- Оля, а в Москве дворники из Средней Азии плохо убирают?
- Да нет, Евгения Романовна, я не замечала, что плохо.

- А вы, Оленька, извините за любопытство, русская?
- Да, конечно. А вы, Евгения Романовна?
- В детстве я думала, что русская, а как подросла немного, бабушка рассказала мне о моих предках. Тогда я себе придумала игру одну интересную.
- Какую игру?
- Я пытаюсь различить в себе любое, даже самое маленькое проявление генов моих предков, а они у меня были совершенно разных национальностей.

Женя посмотрела в окно, за стеклом стеной лил дождь.

- Оля, а давайте поужинаем, составьте мне компанию, прошу вас. Смотрите, у меня тут в корзинке и котлетки куриные, и овощи, и бутылочка красного вина найдется.
- Ой, что вы, Евгения Романовна, мне неудобно, я с собой не прихватила ничего.
- Зато я прихватила. Люблю путешествовать с комфортом. А про свою игру "Угадай предка" я  расскажу вам попозже, обязательно.

Евгения достала из корзинки льняную салфетку, разложила  на ней еду, одноразовую посуду и пластиковые бокалы.
Ольга присела поближе к накрытому столу. Они выпили по бокалу вина и Женя продолжила свой рассказ:

- Вот к примеру, бегу я, опаздываю, задыхаюсь, чтобы успеть на встречу, прихожу как король - с боем курантов, потом жду человека минут двадцать. Кого мне винить за это? Конечно, своего предка-немца, я к нему мысленно и обращаюсь: "Ромолус Ромолусович! Ну, и нахрена я так бежала?" "Нахрена" мне, Оленька, досталось от моих русичей, извините.

Оля хохочет:
- Женечка, не смешите меня. Ой, а можно я так и буду вас называть - Женечка и на "вы"?
- Конечно, Оля, я вам сейчас один секрет открою, о котором молодёжь и не подозревает - у людей нет возраста! Вот мы с вами беседуем по душам и человеческого возраста не замечаем, верно?
- Верно, Евгения Романовна. А как там дальше с вашим пунктуальным немцем?
- А потом я говорю ему спасибо за эту самую пунктуальность и ответственность, и за аккуратность - когда мой дом сверкает чистотой. Все эти качества точно от него. Я чувствую.

От вина или от приятной слушательницы Женечка молодела на глазах и девушка мгновенно попала под её обаяние, обаяние этой немолодой уже женщины.

- А от прапрадеда француза знаете что, Оленька, мне передалось? - с лукавым кокетством продолжала Женя. - От француза у меня, конечно же, красота, обаяние и безумная страсть к красивым нарядам, и чтобы все сочеталось - и обувь, и сумочка, и прическа, и макияж. Хотя сегодня, Оля, цвет обуви и сумочки должны различаться, обязательно. За новыми трендами мы следим, не сомневайтесь. Годы, правда, наседают; иногда, как говорится, "припадаю на левую заднюю".

- Знаете, Женя, вы и сейчас очень даже ничего, не скромничайте. Расскажите, а есть ли у вас ещё какие-нибудь предки интересные?
- Да. У меня прапрабабушка была шведской баронессой. Не смейтесь, Оля, я не шучу. Звали её Евгения фон Гешвенд. Так вот, я сразу чувствую, когда её кровь начинает "гневаться" во мне, будто, часовой механизм запускается: сначала глаза начинают отливать холодным стальным блеском, потом злость и раздражение начинают закипать. Я всем родным сразу транслирую - спасайтесь все, во мне шведка проснулась! Но они уже знают - ведут себя тихонечко. Бурю пережидают.

- Женечка, вы все это не придумываете? Почему вы решили, что она такая суровая была?

- Как же я могу придумывать. Я знаю даже, где она похоронена - на Волковском кладбище в Петербурге и у меня её фотография сохранилась - настоящая баронесса, шляпа с пером, все как положено. А суровой она была по рассказам моей бабушки, её внучки, да и на фото у баронессы очень строгое выражение лица, холодные глаза, тонкие поджатые губы; своего маленького сына она била по рукам, когда учила его игре на фортепиано. Вот я, Оленька, и думаю - может быть она такой холодной была из-за географической близости родной страны к северным широтам?

- Да, интересное смешение кровей. А русские предки дают о себе знать?
- Еще как, милая! Иногда такая волна накроет... Ох, уж эта необъятная загадочная русская душа! Бывает, чувствуешь такое "моменто море", так остро ощущаешь исчезающую минуту бытия... И тут же возникает сильнейшая жажда жизни, прямо до слез!

И в этот момент так хочется взять своих близких за руки и никуда не отпускать, и самой никуда не уходить. Хочется встречаться с ними как можно чаще, пить вино где-нибудь в парке и радоваться! Радоваться, что мне, все-таки, на миг, на один единственный миг удалось остановить время...

- Ох, как вы сказали - как настоящая поэтесса... Только в прозе.

Оля задумалась и замолчала, а Евгения Романовна продолжала:
- И это ещё не все мои предки, моя милая. Мне совсем недавно двоюродная сестра сказала, что у нашей с ней прабабушки фамилия была интересная - Фридман, а звали её Евгения Натановна.

- Как это - только узнали?
- Да, раньше не принято было об этом говорить, поэтому все и молчали. Это сейчас я где-то читала, что в женщине должно быть еврейской крови, как в калорийной булочке изюма. Совсем чуть-чуть - для пикантности. Да, меняются времена, меняются.

- Постойте, постойте, раз Фридман - это ваша прабабушка, значит сколько в вас еврейской крови получается?
- Думаю одна восьмая.
- А дети у вас есть?
- Сын есть и внучка Варенька.
- Так, значит в сыне одна шестнадцатая?
- Оленька, вы такой классный математик...
Оля оживилась и стала считать дальше:
- Значит у внучки еврейской крови одна тридцать вторая? Угадала? Так получается?
- Вот тут ошибка, милая, у внучки получается сто процентов.
- Как это? Ничего не понимаю.

- Законы математики, моя милая студентка, иногда дают сбой, когда их применяют к явлениям жизни. Внучка моя заболела очень, лечилась в Израиле больше года, сделали ей там трансплантацию костного мозга. Донор нашелся -  доброволец, израильская девушка, военнослужащая. А знаете, Оля, что такое костный мозг? Это важнейший орган кроветворной системы, осуществляющий кроветворение, а кроветворение - это процесс создания новых клеток крови. Так что похоже, у внучки моей теперь вся кровь еврейская...

Оля замолчала на минуту:
- Да, это нужно будет все осмыслить... А как Варя сейчас себя чувствует?

- Она из Израиля вернулась, результаты анализов на сегодняшний день хорошие. Вот я и еду к ней в Москву повидаться... Поздно уже, Оля, давайте спать ложиться. Я прилягу, устала.

Вы только запомните, Оленька, у нас у всех столько кровей намешано, что надо доброжелательнее относится к людям других национальностей. Ведь, может оказаться, что оскорбляя их, мы своих же предков и обижаем, а это нехорошо, это грех, как мне кажется, с предками-то мы на энергетическом уровне завязаны...

- Я теперь, Евгения Романовна, свою бабушку замучаю вопросами про предков. Вы мне столько нового рассказали, интересного. Чудеса какие-то...

Но этих слов Женя уже не слышала - она засыпала под убаюкивающий стук колёс.
Вагон размеренно качался на рессорах и в такт движения поезда Женечке приснилось, что она качает на руках свою маленькую внучку Вареньку и снова и снова целует её нежную крохотную ручку.