Что мы ждем от современного Буддизма?

Елена Кшанти
Индия. Из года в год, здесь проходят учения Его Святейшества Далай-Ламы, из года в год, не смотря на непогоду или свои недомогания этот необыкновенный человек повествует нам о самых простых и самых сложных буддистских истинах. Сотни людей со всего мира, не взирая на тяжёлые условия проживания в не отапливаемых холодных гостиницах, приезжают в Гималаи, где чуть выше индийской Дхарамсалы разместилась Тибетская колония под названием Маклеодгандж.

Многие приезжают каждый год, а некоторые и вовсе, бросают свои дела и работу и живут здесь многие годы.

Но достиг ли кто-нибудь из них хоть каких-либо результатов на духовном поприще? Есть ли у кого-нибудь гарантия, что закончив эту жизнь, он сможет перейти в более высшие обители? Есть ли признаки совершенства или успокоения ума?
Не знаю, может быть, все это очень старательно скрывают, но мне редко удавалось видеть тех, за кем бы хотелось последовать, кому бы хотелось подражать, кого бы захотелось восхвалять. К сожалению, при близком соприкосновении, обнаруживаешь чаще всего не совершенства, а нечто другое…

Но кругом мне говорят, что это видеть нельзя. Но позвольте, как же это не видеть, если есть специальные органы для данного восприятия действительности. Но в наше время модно рассуждать о Пустоте, поэтому получается, что видим мы в других только собственные загрязнения. Но видим то, мы их видим. И понятно, что мы загрязнены, для этого вообщем-то и начинаем заниматься духовной практикой.Но дело тут немного в другом. Представьте себе, что я больна и решила вылечиться обратившись к доктору, но когда я пришла к нему  в поликлинику, то обнаружила, что масса его пациентов, ходит к нему уже много лет, а вылечиться никто не может. Как вы думаете, не пошатнётся ли моя вера в методы лечения этого доктора?
Но может быть дело не в докторе, он отдаёт всё что может и знает, он действует на основе тех рецептов, которые были действенны 2500 лет назад. Что же изменилось с тех пор?

Человеческий ум и скорость. Ум стал жёстче, потому что появилось больше отвлечений от сути, а скорости стали быстрее, потому что раньше ездили на лошадях, а теперь летают на самолётах.

Не находите ли вы, что в наше время организация обучения и практика должна стать даже не такой серьёзной, какая была во времена Махасиллхов, а ещё сильнее, в сто , в тысячу крат сильнее?

Передо мной много раз вставал вопрос: могу ли я рассуждать свободно о Дхарме, ничего не боясь? И я всё-таки решила, что, несмотря на тысячу возмущений приверженцев традиций, мы не имеем право закрывать наш ум, заучивая штампы. Мы должны непрестанно исследовать, что говорят наши Учителя и что пишут по этому поводу коренные тексты. Даже сам Далай-Лама не раз это подчёркивал в своих лекциях.
Хотя он и говорил это в контексте веры, но, однако, мне кажется, что и наша цивилизация может внести в изучение философии Буддизма свой собственный вклад. Надо признать, что  у Тибетцев не было культуры образования, и все их методы часто строились на простом заучивании текстов. Если мы люди Европы, и имеем богатейшую культуру, как в области образования, то непременно должны эти навыки использовать для успешного и быстрого усвоения Учения Будды, а также для успешного продвижения на духовном пути. Возьмём, самый простой пример, простое конспектирование лекций повышает усвоение материала, как минимум на 50%. А если прослушивать лекции при пробуждении или перед сном, когда информация легче всего проникает в глубины сознания? Да, это возможно, и результаты будут очевидны.
В современном мире сделано много открытий в психологии человека, но чаще всего эти открытия работают не для того, чтобы совершенствовать наш ум, а наоборот, толкать нас на увеличения наших  желаний, привязывающих нас к этому миру, на потребительское мировоззрение. Ведь если есть желание купить, надо будет постоянно на это желать заработать, а если есть желание секса, то надо постоянно покупать то, что сделает вас сексуально привлекательными и т.д. Не чувствуете, здесь некого рабства? И это бесконечное колесо Сансары?

Так может быть, если наука может нас поработить, то может быть она сможет нас и освободить?  Возможно, поэтому многие Тибетские Ламы стали интересоваться современными научными исследованиями, а Далай-Лама сотрудничает с западными психологами и психиатрами, и нередко из его уст слышатся сравнения с современными научными данными.

Думаю, что нам западным людям не стоит ждать, когда Тибетцы освоят все отрасли, чтобы нам же преподнести то, что нас может продвинуть к достижению реализации.
Никто за нас это не сделает, как и никто нас не поведёт к Освобождению от оков Сансары. Прожив много лет в Индии, в окружении Тибетских Лам и монахов, я поняла, что никто из них не будет тянуть нас за уши, потому что это должны сделать мы сами. Мы сами должны себе помочь, если действительно хотим чего-то достичь, а не превратить занятия Буддизмом в увлечение в свободное от работы время или попросту в хобби. Только мы сами можем воспринять и усвоить то, что они готовы нам отдать и привнести это на наш Путь. Но для этого не мешало бы нам применить более мощные методы усвоения и переработки информации, более интенсивные и продолжительные практики.

Только не поймите неправильно, это не призыв менять Учение Будды, это не призыв не доверять Тибетским Ламам, это призыв не ждать, а заниматься духовной практикой здесь и сейчас, высвобождая время отпусков или выходных для ретритов и семинаров. Иначе никак.


Неотредактированные дополнения:
Но если человек, например, чувствует, что необходимо добавить что-то более весомое в практику, то тут может быть, и научные подходы к работе мозга или другие методы для лучшего усвоения материала....
многие Ламы понятия не имеют не только о научных разработках. но и даже о заболеваниях передающихся половым путём. Вы уж извините, но это так. При чём тут вера в коренного наставника? Когда расцветали эти тантры не было столько информации в мире, не было интернета, который подобен наркотику, не было столько препятствий и отвлекающих факторов. Поэтому и само Учение тоже должно как-то трансформироваться в зависимости от времени.
Демонов и духов сейчас не меньше, и они тоже являются, если надо. Время реально отличается, тогда люди ездили на лошадях, сейчас детают на самолётах. Копировать уклад тибетцев и пробовать делать практику, которая делалась в тишине гималайского неба с тем же результатом - абсурд, знаю по себе.
Либо у вас действительно уже есть иммунитет против отвлекающих факторов, в отличие от меня. Когда я жила в Дхарамсале, без ТВ, Интернета и заботливых родственников, всё было гораздо проще. Увы.
Нет, пока думаю, что с этим делать. Как настроить свою практику теперь в России. Здесь труднее, не смотря на то, что не надо одевать варежки, чтобы руки не примерзали к ваджре и колокольчику...))