Стивен Хокинг. Краткая история времени - рецензия

Оксана Аболина
Стивен Хокинг. Краткая история времени от Большого взрыва до чёрных дыр

___________________________________

Меня восхищает сам факт того, что Стивен Хокинг – один из величайших умов планеты – написал эту книгу. Я представляю себе, как он мучился с ней, пытаясь не мудрствуя лукаво донести до обычного читателя то, что требуется воспринимать, оперируя огромным количеством математических и физических формул. В книге формула только одна, она общеизвестна: Е=мс2. Всё остальное написано на вполне доступном гуманитарию уровне. Хокинг упоминает факт того, что редактор несколько раз отсылал ему книгу назад – для ещё большего упрощения, и это его страшно бесило. Но в конце концов, он согласился с тем, что все внесённые замечания были справедливы, а коррективы - необходимы. Да, это непросто – доступным языком рассказать о современных космогонических представлениях. Я представляю себе, как мне пришлось бы объяснять пятилетнему ребёнку азы писательского труда - что такое композиция, фабула, зачин, кульминация, коллизия. Задача Хокинга была намного сложнее – и он с ней справился. У него живой, яркий ум. Его книга не только понятна, от неё трудно оторваться. Она открывает некоторые новые понятия, которые мы не проходили в школе, например, как увязаны в мироустройстве самое маленькое и самое большое - поведение квантовых частиц и Большой Взрыв.

Личностью самого Хокинга пропитан практически весь текст - он не строит из себя чёрти что и может между делом сказать совершенно недопустимую для физика вещь – что-нибудь вроде такой фразы: «Я не только не могу представить в уме четвёртое измерение, я даже с тремя с трудом справляюсь». Подкупает то, что практически все современные космогонические теории он соизмеряет с идеей творения и антропного принципа («Большинство учёных пришло к убеждению, что Бог позволяет Вселенной развиваться в соответствии с определённой системой законов и не вмешивается в её развитие, не нарушает эти законы. Но законы ничего нам не говорят о том, как выглядела Вселенная, когда она только возникла, - завести часы и выбрать начало всё-таки могло быть делом Бога»). В книге довольно своеобразного юмора – приятно почитать о буднях ведущих физиков планеты, как они, к примеру, спорят о поведении чёрных дыр – и лишь с целью не прогадать при любом раскладе (в награду достанется либо научное открытие, либо – в случае неудачи – подшивка журналов.). Мне показалось занимательным в описании теории струн с её 10-мерностью или 26-мерностью, что с «лишними» измерениями Хокинг обходится так же лихо, как за полвека до него явный гуманитарий Клайв Льюис – он их сворачивает в «очень малое пространство размером порядка одной миллион миллион миллион миллион миллионной доли сантиметра». Льюис в такое малое пространство отправил ад со всеми его обитателями, кругами и инфернальными ужасами.

И ещё я благодарна Хокингу за его отношение к своей болезни и окружающим его людям – он пишет о том, что чувствует себя счастливым человеком, и о том, как благодарен тем, кто помогает ему делать его работу и оставаться все эти годы востребованным и нужным.

Но главное, конечно, в книге Хокинга – это рассказ о времени и пространстве, о том, как устроена, в современном представлении (книга по всей видимости написана в конце 20 века) наша Вселенная и о том, как она создавалась, краткий экскурс в историю вопроса, направления, по которым движется современная космогония, и задачи, которые ей предстоит решить.