Солнце над озером

Иван Паластров
Лето выдалось хорошим, жарким, с короткими тёплыми грозами, поившими
всё, что растет на земле. Подошла пора сенокоса, по вечерам мужики застучали
молотками по литовкам, отбивая их, чтобы они с вжиканьем   легко срезали траву. Тимоха тоже отбил свои литовки, которых было две, одна девятиручная для себя, вторая - пятиручная для своей жены. Их покосы были километрах в пяти от села, у камышовых озер, и Тимоха каждое лето выезжал на несколько дней, чтобы накосить и сметать в копны сено. Так и на этот раз стали собираться загодя, жена приготовила и собрала провиант, такой, чтобы не испортился несколько дней. Тимоха работал в лесничестве лесником и у него по штату была лошадь. Вечером он сказал жене и двоим ребятишкам, которые были погодки девяти и десяти лет:
       - Завтра поедем с утра, чтобы осмотреть покос, подправить шалаш.
Шалаш был сделан несколько лет назад, и каждое лето меняли на крыше траву. Утром рано семья выехала на покос. Дома на хозяйстве осталась мать Тимохи, так как нужно было смотреть за хозяйством и живностью.  Приехав на место, он распряг лошадь и с женой пошли накосить немного травы для шалаша. Трава  за день высохнет и пойдет для замены старого сена. Ребятишки, сынишка и дочка, тут же за прокосами родителей стали ворошить свеже скошенную траву, чтобы не была в валках и быстрей сохла. Сделав прокос вокруг шалаша, вся семья села позавтракать.  Шура, так звали жену Тимохи, расстелила чистую тряпицу и выложила нехитрую снедь: вареные яички,молоко в литровой бутылке, копченое сало, лук-перо.  Шалаш был сделан на берегу озера, среди берез,которые не густо росли по берегу, в нескольких метрах был небольшой ключик,весело бивший из-под земли, но он был настолько мал, что у него не хватало сил выйти дальше небольшого сруба. Так в хлопотах день перевалил на вторую половину, трава быстро сохла на жарком солнышке и ребятишки с матерью сгребли её, закрыли шалаш и толстым слоем застелили внутри. Тимоха сходил на озеро,где поставил небольшую сеть вдоль камыша.  На сегодня все дела были сделаны, можно и ужином заняться. «Ну-ка пойдем, посмотрим, что там у нас попало в сетку, может на ушицу наберем», - весело сказал Тимоха домочадцам. Ребятишки с радостным   визгом, бросились за отцом к берегу озера и, приплясывая, ждали, пока отец снимал сеть.  «Да, есть десяток, как раз на ушицу будет», - сказал отец и бросил собранную сеть на траву вместе с рыбой.

Ребятня кинулись вытаскивать карасей из ячеек сети. Карась был чуть больше ладони, толстый и с жёлтой чешуёй. Он никак не хотел даваться в детские руки и трепыхался. Дети визжали от восторга и старались высвободить рыбу из сетки. Наконец освободили всех карасей, которые продолжали трепыхаться в траве.  Шура собрала карасей и пошла их чистить. «Давайте хворост собирайте, сейчас костёр разведем и будем варить уху»,- сказал отец детям. Вскоре запылал костёр, над которым повесили небольшое ведёрко с водой для ухи.  Наевшись ухи, все сидели возле костра и смотрели на огонь. «Не туда смотрите, ребятишки, вон где красота-то»,- сказал Тимоха и махнул рукой в сторону озера. Все повернули головы, туда, куда он показывал.  Солнце большим красным кругом висело над самой водой у противоположного берега озера и от него шла золотая дорожка к этому берегу. Над озером подымался легкий туман, это вода отдавала своё тепло. Лучи заходящего солнца золотом освещали берёзы, стоявшие на этом берегу. Все выглядело таинственно и красиво, как в сказке.  «Господи, как красиво-то»,- с изумлением произнесла Шура. Ребятня смотрели разинув рты, они были изумлены  такой красотой.  «Смотрите дети и запоминайте, какая красивая у вас родина,  и где бы вы ни были, вас всегда будет тянуть сюда, где вы родились»,- сказал Тимоха, он знал что говорил.