Чудо при иконе Б. М. Взыскание Погибших 1898-1899

Маргарита Бирюкова
НОВОЕ ЧУДО
при чудотворной ИКОНЕ Божией Матери, именуемой «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ», находящейся в Раковском монастыре Самарской губернии и уезда

(Напечатано в "Самарских Епархиальных Ведомостях" за 1900 г. по распоряжению Его Преосвященства, Епископа Самарского и Ставропольского Гурия)  [1]

I.
Наказанное неверие

17 ноября 1898 г. жители с. Перелюба, Николаевская уезда, торжественно встречали св. и чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», драгоценное сокровище, принадлежащее Раковскому женскому монастырю.
Много чудес проявляла и проявляет доселе Матерь Божия чрез видимое посредство этой именно святой иконы: «Много уже совершилось и на наших глазах благодатных исцелений от этой св. иконы над приходившими богомольцами», - говорит один из очевидцев чудес Божией Матери, Которая в течение почти 40 лет незримо хранит судьбу «маленькой», но дивно прекрасной обители, какою по справедливости должен быть назван Раковский монастырь, расположенный в живописном и уютном уголке, какими не бедна наша обширная Русь  [2].
Прославление этой св. иконы началось еще в шестидесятых годах настоящего столетия.
В течение зимнего времени эта св. икона находится безотлучно в монастыре, а в летнее время, по неотступным усердным просьбам православных эта икона обносится по некоторым селениям Самарской епархии.
Любит наш православный народ поклоняться истинной святыне: собрав последние домашние гроши или вверив себя только Христову имени, идет русский простолюдин с своими многоразличными «горестями» в какую либо св. обитель, чтобы там пред чудотворным образом или пред мощами угодника излить свои думы и «сложить» с своей груди те тяжести, какие на каждого из нас налагает жизнь в виде разнообразных несчастий, которых особенно много у бедного народа…
Всякому истинно-русскому человеку хочется побывать у святых мест и подышать тихою, пустынною атмосферою благоустроенной обители, где, как кажется, воздух более мягок, чем у нас, свет теплее, чем у нас, природа приветливее, чем наша: Божии создания (зверьки и птички) как-то ручнее и ближе к человеку, чем у нас.
Но не многим приводится бывать у св. мест.
Тем благодарнее бывает народ, когда увидит святыню снисходящей к себе...
Нам приводилось не раз видеть «встречи», какие устраивает народ прославленной святыне. Не поддается описанию все великолепие и трогательность этих «встреч»: чувством радости исполняется все существо верующего, и многие становятся как бы одним человеком, и у всех - одна душа, одно сердце, одно желание!.. Все земное забывается в эти часы и дни «посещений» забываются скорби, не чувствуется тягостная бедность со всеми ее невзгодами!
Такими восторгами жили и обитатели «Перелюба».
Всем селом они вышли на встречу чудотворной иконы за 27 верст: кто - пешком, кто - на лошадях: «Все — от мала до велика», - говорила нам «сестра», которая, как «старшая», сопровождала св. икону во время ее шествия!
Жители Перелюба были у «встречи» все наперечет, но не все с одинаковыми чувствами. Хотя вышли на встречу все, но были здесь и не «верующие» в чудеса вообще, и в особенности в чудеса, совершаемые от новой, а не старой иконы, обычным образом написанной и обычным образом доставшейся монастырю.
Таких было очень мало, но — были. Один из них сам письменно о себе заявил впоследствии, что он, хотя и участвовал в встрече, но ходьбу свою признал было напрасной.
«Я пошел встречать икону... Принесли в село, все пошли в церковь: жена моя пошла в церковь ко всенощной. Я лег на кровать и подумал: ходьба пропала».
Это говорит о себе мещанин г. Хвалынска Павел Н... Т...ъ, проживавший более 30 лет в с. Перелюбе.
Почти простолюдин (ибо какая разница между крестьянином, живущим в селе, и мещанином по имени, также проживающим в селе?), а сам о себе впоследствии свидетельствовал пред всем народом: «Я не верил ни чему!»... Просто не верится, что это говорит русский простой человек!
Другой обыватель с. Перелюба поступил более решительно, чем выше упомянутый Павел Н - ч Т…ъ.
Он тоже не верил и открыто смеялся над верующими. Это - крестьянин дер. Аловой Алатырского уезда Симбирской губернии.
Были для него когда-то счастливые дни. Был он сыном богатого крестьянина. Был женат; имел детей… Умерли родители. Похоронить пришлось вскоре жену и детей!
Остался один с большими деньгами Петр Г. К--въ. «Пустился я в роскошь: пьянство и разврат», - говорил о себе Петр. Промотал деньги. Пришлось жить в людях. Попадал Петр к хорошим хозяевам - вел себя степенно: жил у батюшки, ходил в церковь, становился ни клирос, читал, пел... Петр был когда-то большим любителем церковного пения и чтения... Потом попал в приказчики на хутор. Стал жить своевольно: забыл Бога, Божий храм, и совершенно «опустился» Петр.
17 ноября Петру пришлось быть в с. Перелюбе. Он остановился на квартире. Хозяева звали его идти на встречу св. иконы. Он отказался и насмешливо отозвался об их усердии.
Из села все ушли. Петр почувствовал на сердце тоску. Чтобы заглушить ее, он выпил полбутылки водки. Пьяный, он смеялся над возвратившимися со встречи хозяевами. «Вот, монашки написали икону, да и носят ее для обирания людей!».
Тоска у Петра усилилась...
Принесена была св. икона в дом, где квартировал Петр, Петр от молебна не ушел, но к иконе не приложился.
По отходе св. иконы, «Я, - говорит Петр, - почувствовал одервенение в нижней челюсти и, когда я пробовал об этом кому-либо сказать, язык мой не мог выговорить слов …
На другой день здоровая моя правая рука отнялась у меня». В таком состоянии находился Петр с 21 по 30 ноября.
Весть о таком страшном событии быстро разнеслась по селу и вызвала общее сострадание к «несчастному» Петру.
С особенным же сочувствием к несчастию «странняго человека“ (каким был для жителей с. Перелюба Петр) отнесся вышеупомянутый тоже «странний человек» — Павел, скоро догадавшийся, за что Господь «покарал» Петра [3] .
 Когда большая толпа окружила с любопытством и страхом Петра, онемевшего и с правой рукой омертвелою и посиневшею, Павел дает совет «несчастному», наказанному за свое неверие Петру, ходить за иконою и просить Владычицу снять справедливо положенное Богом наказание за неверие.
Оказалось, что у Петра нет и обуви, чтобы выйти на улицу. Тогда сострадательный Павел собрал среди сельских торговцев достаточную сумму и купил Петру калоши.
Петр стал ходить за иконою.
Павел стал для Петра добровольным попечителем, постоянно ему сопутствующим. Сострадание доброго по душе человека простерлось до того, что он взял Петра к себе в дом и вместе со своею женой ухаживал за несчастным Петром.

II.

Исцеление раскаявшегося в своем неверии. Новое испытание в вере после исцеления

Постоянно сопровождающий св. икону монастырский священник во время служения молебна в одном доме невольно обратил свое внимание на «немого», который с «сильным воплем» остановился позади св. иконы, слегка дергая священника за облачение. При этом «немой» указывал на язык и св. икону и подал священнику монету. «Я предположил, - говорит священник, - что это - обыкновенный немой».
Когда перешли в другой, третий и следующие дома с «св. иконой», немой с громким воплем следовал за св. иконой, повергаясь пред нею ниц во время молебнов.
«На пути я узнал, - говорит священник, - что этот человек только что онемел».
В следующие дни этот человек постоянно сопутствовал св. иконе, и посторонними лицами был подводим для окропления св. водой и особенно для принятия св. воды с креста на посиневшую руку.
Всех поражало, что немой крестился левой рукой, а правая рука висит у него, как плеть; при этом три пальца одеревеневшей правой руки закоченели, сложившись как бы для крестного знамения.
В праздничные и воскресные дни св. икона во время церковных служб всегда находилась в храме.
«22-го ноября, - говорит Павел в своем собственноручно-писанном показании, - мы с Петром пошли ко всенощной. В половину службы Петр дернул меня за полу. Мы вышли из церкви. Петр зарыдал со слезами. Я спрашиваю: что ты? Он показывает на уши. Значит - оглох.
По совету добрых людей он исповедовался и причастился св. таин.
«Что происходило во все это время в моей душе, высказать словами я не могу», - заявил потом Петр священнику, записавшему со слов Петра его «показание».
«Но все, что происходило со мной, я верил, что все это происходило по действию Божию... Я плакал и со слезами просил Бога помиловать меня и дал обещание пред св. иконой два года прослужить в Раковском монастыре чернорабочим без всякого вознаграждения. Я написал это обещание на записке и просил монахиню положить эту записку за св. икону».
Петр неотступно ходит за св. иконой, имея местопребывание у доброжелателя своего Павла Н…ча Т…ва.
Всю семью этого доброхота поразило однажды то обстоятельство, что «немой Петр» по ночам говорит вполне явственно.
«Дайте воды», - слышит вся семья от спящего Петра! «Обедня идет: звонят», - слышит семья в другую ночь от Петра, остающегося днями немым.
Ужас напал на Павла, когда ночью от Петра он услышал как бы суд над своим неверием и неверием других.
«Накажи, Господи, неверующих Матушке Владычице…», - явственно в одну ночь произнес спящий Петр.
«Точно кто кинжалом ударил меня в грудь, - говорит Павел, - когда я услышал эти слова: и я - грешник, и я - неверущий... Всю ночь я проплакал. Петровы слова записал на бумагу, которую наутро передал священнику и всему народу сказал в церкви: «Я не верил ничему. А теперь - верю и буду верить...».
Вскоре прекратилась у Петра глухота, и мало-помалу стала двигаться и пораженнная правая рука.
2-го декабря св. икона из с. Перелюба проследовала в с. Черниговку, а Петра на монастырских лошадях повезли в обитель, где он по обещанию своему должен оставаться в течение двух лет, а Павел отправился туда же пешком...
Все еще «немой» Петр был представлен игумении монастыря, которая, выслушав рассказ о наказании Божием, постигшем прежде здорового человека, распорядилась оставить Петра в монастыре, благоразумно поручив «немого» особенному надзору благонадежной, пожилой монахине.
Петра поместили в «людской», устроенной за стенами монастыря для рабочих монастыря из мужчин. Петру поручен был уход за монастырскими лошадьми.
С 6-го декабря 1898 г. Петр проживает в монастырь, в будние дни его никто почти не видит, ибо он занят своим делом. По праздничным дням он приходит к богослужению в церковь и всегда становится посредине храма, близь колонны, откуда особенно ясно виден лик Пречистой Богоматери, образ которой «Взыскание погибших» утвержден на верху алтаря главного храма и лишь в конце богослужения спускается вниз по особенно устроенному приспособлению.
Петр привлекает к себе общее внимание богомольцев.
Но вот 13 декабря новое несчастие постигло Петра; какая-то сила связала ему обе руки и сделала их неподвижными. Левая рука обняла правую около кисти и так застыла: нельзя было их никак разъединить: «Был со мной обморок», - сообщал Петр впоследствии.
В то же время, в ночь с 13 на 14 дек. развязался язык у немотствовавшего Петра.
Несчастный не знал, что ему теперь делать и как себя чувствовать: считать ли себя прощенным и помилованным, или более осужденным!?
На всех присутствовавших напал больший, чем прежде, ужас.
«Куда годится этот безрукий человек? Какая от него услуга монастырю. Только лишний нахлебник - несчастный, требующий за собою ухода», - так в себе размышляла сама игумения, рассказывавшая нам по порядку это замечательное происшествие.
«Пришлось к больному приставить для ухода какую-либо старшую из монахинь, и я, - говорит достопочтенная игумения, - распорядилась, чтобы в церкви тотчас же было совершено в присутствии самого больного и всех монахинь молебное пение Богоматери с акафистом о помиловании несчастного»… «Все мы молимся пред чудотворным образом со слезами, - рассказывали нам старшие сестры монастыря, приглашенные матерью игуменьею рассказать нам о случившемся. - Во время молебнов больной сознательно и спокойно молился Богу, делая одни лишь поклоны и становясь на колена.
В остальное время он страдал, впадая в обмороки и подвергаясь судорогам».
Больного окропляли не раз св. водою и мазали сцепленные руки св. елеем, взятым от лампады, которая неугасимо горит пред чудотворным образом «Взыскания погибших».
Затем в течение целой недели каждодневно совершалось молебное пение пред св. образом о возвращении здравия Петру.
Больной Петр все это время пользовался уходом со стороны монахини Параскевы и прибывшего в монастырь своего прежнего благодетеля Павла Н...ча Т...ва.
«Я пришел в монастырь 16 декабря, - показал Павел Н—ч Т—в. Увидался с Петром и обрадовался: он стал говорящий. Я его спросил: когда тебе Бог разрешил говорить? Он мне сказал: с 13 на 14 дек... Тут Петр показал мне на связанный руки. Я ужаснулся: вижу, что левой рукой обнял около кисти правою; рука так и замерла. Должно быть, так Богу угодно».
Монахиня и Павел Н—ч внимательно вслушиваются в те отрывочные речи, которые вел спящий Петр; сонливое состояние нередко нападало на Петра.
Вот раз что слышал Павел. «Я слышал, как он (Петр) сказал: Кузьма Сергеевич! Теперь не заставите меня крестом молиться!».
Монахиня Параскева рассказывала:
«После всенощной больной Петр лег спать, а потом вдруг встал, приподнялся и говорит: Взыщи нас погибающих! Я не верующий был, беззаконник — блудник!.. Вот казнитесь на меня! Батюшка отслужил молебен... Я хотел приложиться к образу: Она была такая прекрасная; но не мог: Она меня опалила»...
В другой раз монахиня слышала, как Петр во сне говорил сам с собою: «Теперь ты веруешь? - Верую... Желаешь св. таин причаститься? - Желаю. Вы не верите, что в обители есть чудотворная икона?.. Завтра ты будешь глаголати...». Действительно, вскоре язык у Петра развязался.
Петр получил исцеление в руках 18 декабря при следующих обстоятельствах, о которых письменно сообщил спутник Петра Павел Н—ч Т—в, остававшийся во время болезни Петра в Раковском монастыре.
«18 дек. я пошел ко всенощной. Петр пришел немного после меня и стал пред иконой Божией Матери, а я стоял позади него. Смотрю на него: он стоит и кланяется: креститься ему нельзя, потому что руки оставались все еще сцепленными.
Петр подошел к церковной колонне и прижался к ней головой. Я вижу, что с ним происходить какая-то перемена. Я боялся, что он упадет, почему и сам подошел к Петру и стал его поддерживать: он вес трясся. Долго так мне пришлось его держать. Я про себя подумал: «Опять с ним какое-нибудь наказание Божие!». Петр сильно вздрогнул и отошел на прежнее место. Он обратился взором на явленную икону и долго смотрел на нее. Потом вдруг повернулся и пошел из церкви. Я за ним тотчас же вышел. Петр вошел в свою комнатку и лег на кровать. Скоро он уснул, оставаясь вверх лицом: так прошло минут 10-ть. Вдруг Петр говорить: «Царица Небесная взыщи погибшего и отпусти»! Вдруг он вскинул обе руки к плечам и сильно взвизгнул, как будто чего-то испугался сильно. Потом сложил на правой руке три пальца для крестного знамения и опустил на лоб; так и заснул... А на меня напал в это время сильный ужас, так что и описать не могу, - замечает очевидец происшествия. - Пролежав так несколько времени, Петр вдруг говорить мне: Павел Николаевич, дай мне денег на благодарный молебен»...
«Все, видевшие чудесные происшествия, совершившиеся над Петром, «ужаснулись», - говорит упомянутый очевидец. - Все очень обрадовались и даже от радости плакали», - заключает свой рассказ Павел Николаевич.
Об этом поразительном событии монастырский священник о Н. Воинов рапортом донес Его Преосвященству в феврале 1899 г. О поражении Петра немотою и параличом ранее доносил Преосвященному священник с. Перелюба Правдин, с приложением рукописи самого Петра, в которой он описал тяжкое наказание, которому он подвергся за свое неверие.
Его Преосвященству угодно было поручить местному благочинному священнику П. Введенскому «проверить рассказ о дивном исцелении».
О. благочинный проверил рассказ, отобрав от всех очевидцев происшествия письменно и обстоятельно изложенные показания, в числе которых имеется и подписанное самим исцеленным сообщение о дивном исцелении.
Настоящее описание чуда составлено нижеподписавшимся вследствие распоряжения Его Преосвященства на основании письменных документов, а также лично собранных сведений во время поездки в монастырь Раковский (14—15 июня 1899 г.).

Протоиерей И. Панормов

«Самарские Епархиальные Ведомости». 1900 г. Часть неофиц. С. 117 – 127.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  [1] Епископ ГУРИЙ (Буртасовский)  24 октября 1892 г года назначен епископом Самарским и Ставропольским. В Самаре Преосвященный Гурий стал поддерживать систему миссионерской деятельности Ильминского, ввел должности епархиального и окружных миссионеров, активно внедрял богослужения на инородческих языках, по его настоянию семинаристы стали изучать мордовский и чувашский языки для проповеди в сельской местности. Гурий придавал большое значение единоверию, первым из Самарских архиереев стал служить в единоверческих храмах. В целом это способствовало ослаблению позиций старообрядцев в епархии. Заботился о духовно-учебных заведениях, при нем было открыто множество церковноприходских школ, Гурий ввел в них преподавание рисования, медицины, поощрял уроки музыки и пения. Для Духовной Семинарии было выстроено новое здание, открылось общежитие для бедных воспитанников семинарии. По инициативе Гурия была учреждена касса взаимопомощи епархиального духовенства, Гурий оказывал материальную поддержку сиротам и вдовам. По его поручению были собраны и опубликованы материалы по истории чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» из Раковского во имя Св. Троицы монастыря. При Гурии в 1894 г. завершилось 25-летнее строительство Воскресенского кафедрального собора.
С 23 апреля 1904 г. назначен епископом Симбирским и Сызранским. Был награжден орденами св. Анны 2-й и 1-й степени, св. Владимира 3-й и 2-й степени. В 1902 г. избран почетным членом Казанской Духовной Академии. Остро переживал революционные события 1905-1907 гг. Был похоронен в склепе Знаменского придела Николаевского собора Симбирска.
http://www.pravenc.ru/text/168370.html 

  [2] Раковский монастырь по своему местоположению и «тихости жития» напоминает те «св. пустыни», которые любить научили нас жития святых. Монастырь опоясан лентою пашен и цветущих лугов. Многоводная река, отененная девственным лесом, особенно много может доставить минут для чистого наслаждения всякому любителю природы. Прежний колорит дикости, какой лежал на всей невозделанной окрестности монастыря, сменяется теперь благодаря старанию новой игумении, разнообразием культурных начинаний вроде приветливого фруктового сада с пчельником, огородов с разнообразными овощами, где мирно трудятся «десятки» сестер-монахинь.(Примечание Протоиерея И. Панормова)
 
   [3] Прежде названный Павел, пожалевший время и труды на хождение на встречу св. иконы, едва и сам не подвергся каре Божией за свое маловерие. Едва мелькнула у него мысль о бесполезности участия «во встрече», как у него в ногах началась уже судорога столь сильная, что Павел не мог ни лежать, ни ходить. Но он тотчас же попросил Господа о помиловании и был помилован… (Примечание Протоиерея И. Панормова)


Иллюстрация: картина "Встреча иконы" (1878) Константина Аполлоновича Савицкого (1844, Таганрог — 1905, Пенза)