Дюк

Ефремов Игорь Борисович
Думаю, нет таких людей, среди моих френдов по-крайней мере, не знающих о том, что наипервейшим символом Одессы является памятник некоему Арману Эммануэлю София-Септимани де Виньеро дю Плесси, графу де Шинон, герцогу Ришельё, а попросту Дюку. С 1826 года находится сей памятник аккурат посредине Приморского бульвара, и масштабами отнюдь не поражает. В самом деле, в детстве, когда я еще не жил в Одессе, я справедливо полагал, что Дюк — это огромный монструозный мужик, величиной ну никак не меньше статуи Свободы в Нью-Йорке, и поначалу был немного разочарован его скромностью. Но потом привык к нему, нашему маленькому домашнему Дюку, потому как дело вовсе не в размерах, а в исторической значимости данного произведения великого Мартоса, воздвигнутого по указанию великого князя Воронцова на средства жителей великой Одессы.

И лишь совсем недавно я узнал об одном поразительном факте, который, в общем-то не является тайной, но особо городскими властями не афишируется. Дело в том, что одесситы и многочисленные гости города имеют удовольствие лицезреть сейчас на привычном месте не настоящего Дюка, а его пластиковую копию, установленную на постаменте в начале лихих девяностых, сам же Дюк вот уже два десятка лет хранится на одном из глубоко законспирированных хранилищ!

Вспомните то время. Бандитско-ментовский беспредел, безвластие, бардак и разруха. В условиях тех лет была большая вероятность, что памятник основателю Одессы вполне мог бы пополнить коллекцию какого-нибудь западного коллекционера, быть установленным на дачном участке чиновника-нувориша в качестве украшения или пугала, а то и вовсе быть попиленным бомжами на цветмет. Исходя из вышеизложенного тогдашние власти и приняли это стратегическое решение.

К слову сказать, пластиковый муляж практически не отличается от своего прототипа, посмотрите на эти фото 90-го года и сегодняшнее, думаю мало кто сможет сказать, когда какое из них было сделано. И если не знать всей подоплеки, то иллюзия прикосновения к истории будет полной. Но, черт побери, ломает, когда знаешь, что тот самый знаменитый мартосовский памятник валяется сейчас пыльным бревном на каком-то складе…