Франческо Айец. Поцелуй

Алина Алексеева-Маркезин
      
     Франческо Айец( Хайес).ПОЦЕЛУЙ. 1859.Il baci.Холст, масло. 112 ; 88 см Брера, Милан
           Франческо Хайес (итал. Francesco Hayez, 10 февраля 1791 года, Венеция — 21 декабря 1882 года, Милан) — итальянский живописец, один из ведущих художников Романтизма середины XIX столетия, известный своими историческими картинами, политическими аллегориями и прекрасными портретами.

            С детства Хайес хорошо рисовал, поэтому его дядя отдал его учеником к художественному реставратору. Позже он стал учеником живописца Франческо Могиотто, с которым пробыл три года.

          В 1809 году Хайес выиграл конкурс, устроенный Венецинской Академией, после чего в течение года учился в Академии Сан Лука в Риме. Он оставался в Риме до 1814 года, а затем переехал в Неаполь, где по заданию Иоахима Мюрата создал свою главную работу — картину «Одиссей во дворце Алкиноя»
.
Позднее Хайес отправился в Милан. Там он долгое время преподавал искусство живописи в Академии Брера. В 1860 году на стал директором этой Академии. В настоящее время Пинакотека Брера имеет наиболее полное собрание его работ.
         
О КАРТИНЕ ПОЦЕЛУЙ.

         Картина написана в стиле итальянского романтизма. Существует три копии этой картины, две из которых хранятся в частных коллекциях, а третья, где женщина одета в белое платье, была написана в 1861 году для семьи Мюлиус (Mylius) и продана 12 ноября 2008 года с аукциона Сотби в Лондоне за 780 450 фунтов стерлингов.

         Айец считал «Поцелуй» одной из своих важнейших работ. В ней он попытался объединить такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и пристальное внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию на Ромео и Джульетту Шекспира, а также на Ренцо и Лючию из романа Алессандро Мандзони «Обручённые».
Одежда героев и архитектура свидетельствуют о том, что сцена происходит в Средние века, однако совершенно новая иконография картины и её патриотический посыл убеждают зрителя в её современности.

        Нужно было обладать немалой смелостью, чтобы в 1820-е годы, когда происходили аресты карбонариев и многие из них вынуждены были эмигрировать из страны, писать картины на сюжеты, в которых звучал протест против тирании, высказывались свободолюбивые идеи. Патриотическое содержание увидели современники и в полотне «Поцелуй» . Прощание героев, одетых в костюмы XIV века, расценивалось как аллюзия на сцену вынужденного бегства молодого итальянского патриота-карбонария.