Франс Снейдерс. Птичий концерт

Алина Алексеева-Маркезин
 
Франс Снейдерс.Птичий концерт.Фландрия, Около 1630-1640 гг.Эрмитаж.

      Франс Снейдерс (1579-1657) - крупнейший мастер натюрморта и художник-анимапист Фландрии XVII века. Сюжет картины «Птичий концерт» восходит к басне Эзопа «Сова и птица». В Средние века басню рассматривали как религиозную аллегорию, однако Снейдерс здесь далек от подобной интерпретации и использует сюжет как предлог к тому, чтобы продемонстрировать невероятное богатство пернатой фауны.
Под управлением совы, перед которой раскрыта нотная тетрадь, птицы пытаются петь.
      Точно переданы окрас. особенности строения и оперения разных птиц: от небольшого удода и голубя-дутыша до красочного амазонского попугая и павлина с прекрасным широким хвостом.

          На картине представлены как населяющие европейские леса, поля и водные просторы, так и более экзотические, декоративные птицы. Несколько десятков больших и малых пернатых свободно размещены в пространстве, образуя на фоне светлых облаков яркий красочный ансамбль.

      "На полотне «разместились» 26 видов птиц и летучая мышь, которую, к слову, в прежние века олицетворяли с дьяволом. Впрочем, абсолютно все запечатленные на картине птицы что-либо в различных культурах символизировали: сорока – воровство, сойка – изобретательность, снегирь – миролюбие, дрозд – рассудительность, голубь – любовь... Роскошный павлин воплощал бессмертие, красоту, достоинство и гордость. Порой неумеренную, чем и вызвано изображение (старыми мастерами) в «компании» с величественной птицей обуреваемых гордыней представительниц прекрасного пола.

              В целом же наши далекие предки считали, что способность летать связывает птиц с «высшим» миром, и видели в их поведении многочисленные предзнаменования и предначертания. Интересно, что традиционный символ гармонии, мудрости и элегантности лебедь играл зловещую роль в кельтской традиции – околдовывал своим пением и усыплял людей"