История зарождения вегетарианства

Андрианов Владимир 2
Именно растительная пища стимулировала ускоренное развитие головного мозга, которое началось 1,8 миллионов лет назад
(Ричард Вронгхам)

Вегетарианство как особый вид питания практиковался на протяжении многих тысячелетий в странах, в которых были распространены такие религии, как буддизм, индуизм, джайнизм и др.

В частности, в Индии традиционно большая часть населения являлись вегетарианцами.

Вегетарианцами также были приверженцы разных древних философских школ, например, пифагорейцы и представители творческой и научной интеллигенции.

Поэтому до появления термина «вегетарианство»  воздержание от приема мяса животных называлось «индийской» или «пифагорейской» диетой, в России – «безубойное питание» и др.

В широкое употребление слово «вегетарианец» было введено в 1842 г. основателями «Британского вегетарианского общества».

За основу было взято латинское слово «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый».

Изначально слово «вегетарианство» означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точки зрения, а не только особый способ питания. 

Словосочетание «homo vegetus» означало физически, духовно и гармонично развитую личность.

В современном понимании вегетарианство - это учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

В прошлые века вегетарианцами становились, прежде всего, философы, наиболее образованные, выдающиеся, высоконравственные  личности своего времени.

Великих вегетарианцев отличало более глубокое проникновение в суть вещей, острое чувство сострадания к чужой боли, высокое чувство справедливости и умение преодолеть традиционные, устоявшиеся стереотипы.

Мудрые люди, придерживавшиеся вегетарианства, в разные времена приходили к нему в первую очередь  благодаря здравому смыслу, из философских и этических соображений.

Многие из великих вегетарианцев оставили после себя значительные научные и литературные труды. Их вклад в формирование гуманных этических взглядов начинается с эпохи античности.

              Первые вегетарианские сообщества - Пифагорейский союз

В первую очередь среди наиболее известных вегетарианцев этого периода необходимо отметить Пифагора, Платона и Плутарха.

Особо колоритной фигу¬рой в истории человечества был Пифагор (580–500 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, математик.

Большинству людей Пифагор известен прежде всего как выдающийся ученый-математик, творец акустики, основоположник теории музыки, богослов.

Ему принадлежит идея о всеобщей гармонии, лежащей в основе мироздания. Кладезь мудрости, которую открыл человечеству Пифагор, заложенная им вера в красоту и гармонию природы, в простоту и целесообразность ее законов, построенных на единых математических принципах, стала научным базисом и стимулом для многих выдающихся ученых, изучавших естествознание.

Но мало кто знает, что он был  основателем монашеского ордена, своеобразного религиозно-этического братства. Одним из условий членства в братстве был отказ от животной пищи. Фактически это было первое организованное вегетарианское сообщество.

Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море. Самос у греков считался родиной богини Геры, покровительницы супружеской любви.

В возрасте акме, который у греков считался пиком творческих сил, Пифагор переехал в город Кротон – древнейшую ахейскую колонию на юге Апеннинского полуострова.

Именно в Кротоне Пифагор и учредил свое тайное братство, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни.

В пифагорейский союз входило примерно 235 человек из самых влиятельных семей греческих полисов – Кротона, Сибариса, Тарента, Метапонта, Регии, Аргоса, Аркадии, о. Самос и др. В пифагорейское братство принимали не только мужчин, но  и женщин.

В союзе насчитывалось примерно 17 женщин, в том числе дочь Пифагора Милона Мия и его жена Феано. Согласно историческим хроникам Пифагор женился в 60 лет на своей ученице, молодой девушке удивительной красоты, мудрой и душевной.

Одним из условий принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Члены общества руководствовались в своей жизни учением Пифагора, основанным на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности.

Главным пифагорийским символом и тайным опознавательным знаком была пентаграмма, звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника.

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно III–IV в до н. э. Нарисованные на глине пятиконечные звёзды были найдены в развалинах древнего города Урука.

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Египтяне называли пентаграмму звездой псоглавого Анубиса.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков как символ интеллектуального могущества.

По мнению историков, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме в форме «печати царя Соломона», которая скрепляла арабские манускрипты.

У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога.

Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах.

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак, вера в это её свойство была столь велика, что в Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи.

Для посвящённых пентаграмма являлась могущественным знаком власти. Например, в Вавилоне этот знак часто встречался на царских печатях и, по мнению современных учёных, олицетворял собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света».

Пентаграмма обладает замечательными математическими свойствами. Она содержит все пропорции изучавшиеся  пифагорейцам:
• арифметическую;
• геометрическую;
• гармоническую;
• и так называемую золотую.

Можно только догадываться в какой священный восторг приводило пифагорейцев столь редкое обилие математических свойств в одной фигуре.

К математическому феномену присоединялась и цифровая мистика. Число 5  = 2+3 было для пифогарийцев числом любви как сумма первого женского 2 и первого мужского 3 чисел.

Пифагорейцы учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов – Эфира, Воды, Воздуха, Огня и Земли. Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

•(самая верхняя точка) символизирует Эфир;
•(верхний левый угол) символизирует Воздух;
•(верхний правый угол) символизирует Воду;
•(нижний левый угол) символизирует Землю;
•(нижний правый угол) символизирует Огонь.

Поэтому древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Деятельность общества регулировалась собранием изречений – символов, называемых акусмами (греч. – услышанное) и так называемыми «Золотыми стихами».

Акусмы в основном регулировали внешнюю сторону жизни пифагорейцев, тогда как «Золотые стихи» ставили целью их нравственное совершенствование.

Первая акусма – «Сердце не ешь» отражала запрет пифагорейцев на животную пищу.

Сердце считалось символом всего живого. Запрет на употребление животной пищи был связан с учением о бессмертии и переселении душ, которое называлось метемпсихоз.

Из этого учения следовали предписания запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом.

Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой.

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожать и себе подобных».

Вегетарианские принципы учения Пифагора были изложены в книге «Метаморфозы» в изящной стихотворной форме знаменитым древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном (43 – 17 г. до н.э.).

В 15-ой книге «Метаморфоз» одним из лучших поэтических мест считаются строки, посвященные Пифагору и его братству:
«Он, Пифагор, первым воспретил подавать на стол мясо животных; первым открыл уста, чтобы произнести полные мудрости слова, которым, однако, никто не внемлет:

Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие,
Те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет пушистой травой-тимианом,
Не запрещаются вам.
Расточительно щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови
Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери голод свой мясом живым утоляют...
...И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками - кишок поглошенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, -
Смертью чужою - поддерживать жизнь?»

Пифагор убеждал своих учеников, что, довольствуясь чистой гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами.

Пифагорейский союз был союз истины, добра и красоты.

Сам Пифагор питался сырыми или вареными овощами, медом, хлебом, не пил вина. По словам его биографа, «сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье».

По свидетельству историков, в 40-летнем возрасте Пифагор стал лучшим кулачным бойцом на Олимпийских играх, что наглядно подтверждает достаточность вегетарианской пищи для физической силы и выносливости.

Последователем Пифагора можно считать крупнейшего древнегреческого философа и писателя Платона (427-347 гг. до н.э.).

Платон основал близ Афин Академию, где читал свои лекции. В знаменитом сочинении «Диалоги», в разделе под названием «О республике», Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия.

Автор подробно останавливается на том, какую пищу будут есть члены общества: это изделия из муки, овощи, фрукты, сыр.  Платон был убежден, что питание мясом приведет к возникновению болезней.

Для животноводства потребуется специальный класс людей, которых он называет «свинопасы». Возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это, в свою очередь, приведет к междоусобицам и войнам.

Город, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, перестанет быть здоровым городом, а жизнь перестанет быть простой и справедливой. Платон с негодованием восклицает: «И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется не от ран или случайных болезней, свойственных времени года, а вследствие нашей распущенной жизни...»

Сам Платон отличался строгим воздержанием, в том числе и в еде. Не случайно за приверженность к простой пище в народе его прозвали «любителем фиг».

Платон писал: «Вот человек, молящий о здоровье и доброй старости: однако огромные блюда и громоздкие нафаршированные мясом кушанья препятствуют Богам вы¬полнить его моления — Юпитер тут бессилен».

Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519), сделав выбор в пользу вегетарианства, фактически противопоставил себя эпохе, основным принципом которой был отказ от самоограничения.

«Правда, что человек – это король животных, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса, и придет время, когда человек будет смотреть на убийство животного так же, как сейчас он смотрит на убийство человека».

Кроме того, среди выдающихся философов прошлых веков вегетарианцами были: Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.),  Платон (427–347 гг. до н.э.), Публий Овидий Назон (43–17 гг. н.э.), Луцей Аней Сенека (3–65 гг. н.э.), Иоанн Златоуст (347–407 гг.), Томас Мор (1440–1535 гг.), Мишель Монтень (1533– 1592), Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Артур Шопенгауэр (1788–1860), Фридрих Ницше (1844–1900) и др.

В частности, французский мыслитель, просветитель Жан-Жак Руссо считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений.

Он отмечал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам и т.п.»

Одно из самых сильных эмоциональных воззваний к совести людей принадлежит английскому мыслителю Освальду (1730–1793), автору книги «Крик природы».

Писатель различными художественными формами – прозой и стихами пытался воздействовать на чувства, призывая людей к нравственности. Вот одно из его стихотворений:

Далеко ли путем кровавым преступленья
Зайдем мы, смертные? Мы кровь, как воду, льем;
Мы, равнодушные, глядим без сожаленья
На связанных телят, дрожащих под ножом;
Мы глухи к жалкому блеянью ягненка,
Когда, чтобы убийц разжалобить сердца,
Он им напоминает первый крик ребенка,
Но тщетно... Что же дальше? Разве нет конца
Жестокости людей?

Продолжая эти мысли, Освальд писал: «Люди питаются трупами без угрызения совести, потому что борьба со смертью убиваемой жертвы скрыта от их глаз.

Потому что ее крики не поражают их слуха, потому что пронзительные вопли агонии не западают в их души.

Но если бы люди были вынуждены убивать собственными руками пожираемые ими жертвы, то каждый из нас не бросил бы нож с отвращением, не согласился ли бы скорее отказаться навсегда от привычной пищи, чем осквернить свои руки убийством ягненка?»