Сайид Ризо Ализаде - универсальный гений. Часть 2

Анастасия Павленко
Продолжая рассказывать об универсальном гении Сайиде Ризо Ализаде, хочется отметить, что на сегодняшний день биографические данные в связи с трагическими обстоятельствами в судьбе самаркандского просветителя далеко не полные. Собранные по крупицам с большим трудом его внуком Фархадом Тагиевичем Ализаде, они иногда представляют собой вырванные из контекста факты, дополнять которые помогают статьи о периоде реформаторского движения в Средней Азии узбекских и таджикских филологов, азербайджанских историков, а также материалы из музея истории печати Зарафшанской долины.




Итак, активная общественная деятельность Сайида Ризо Ализаде начинается на фоне, а где-то благодаря происходившим в Российской империи событиям. Как пишет в своих работах доктор филологических наук Н. Каримов, развернуться в полную силу реформаторскому движению джадидов в те годы помогла первая революция в России.

В 1905 году император Николай II, дабы прекратить смуту в стране, по которой, в том числе и Туркестанскому краю, прокатилась волна забастовок, издает "Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка". Это был демократический документ, где населению предоставлялся ряд прав и свобод, в том числе свобода совести, слова, собраний, организации союзов и гарантировалась неприкосновенность личности.

Подобным нововведением, безусловно, не могли не воспользоваться джадиды, мечтавшие о просвещении народа, изменении инфраструктуры общества и развитии национальной государственности. Они начали открывать свои газеты и журналы. И хотя из-за хронического отсутствия средств данные издания существовали недолго, национальная печать, по мнению Н. Каримова, сыграла огромную роль в распространении идей джадидизма среди населения края. Чуть позже мы остановимся на этой теме еще раз, а пока вернемся к биографии Ализаде.

Свои школы

В 1906 году Сайид Ризо решает открыть свою школу. Инициативу поддерживает глава Багишамальского квартала Хаджи Мумин Авазмухаммед-угли, который симпатизировал идеям просветительства и сетовал на то, что в махалле "Мингтут" не было ни одной школы. Для этих целей Хаджи Мумин предоставляет свой сад, в котором и развернулось возведение будущей "Мактаби исломия". Средства собираются всем миром, Ализаде вкладывает в строительство большую часть своих гонораров от статей и зарплаты наборщика в типографии. На открытие школы, как пишет Ф. Ализаде, пришел сам Махмудходжа Бехбуди и подарил глобус.

Поначалу Сайид Ризо в педагогической деятельности использует наработки Ганджави и написанный учебник арабского письма "Устади-ауваль" Сеида-Расуля Сеида-Азизова, но потом понимает, что этого крайне мало. Ведь детям нужно дать знания по истории, арифметике, географии. Им нужно рассказать о космосе и космических объектах.

Шел 1907 год, богатый на природные явления. Листая "Туркестанские ведомости" за этот период, мы узнаем о солнечном затмении 1 января, наблюдать за которым приехали профессора из Москвы. А 15 февраля самаркандцы стали очевидцами взрыва шаровой молнии в одном из домов. Все это надо было объяснить детям с научной точки зрения. И Ализаде, постоянно читая статьи и книги зарубежных ученых, увлекаясь трудами К. Ушинского и Л. Толстого, регулярно приобретая тома энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, сам пишет пособия, переводя на тюркский и фарси фрагменты из учебников и словарей на русском и французском языках. Создает и свой учебник по грамматике арабского языка "Сарфи араб", который бесплатно раздает ученикам. В это время на персидском языке им была написана "Наука о космосе", в которой он популярно рассказывает о звездах, Солнечной системе, великом астрономе Улугбеке и ученом Копернике. Книга была как нельзя актуальна, ведь уже в 1908 году весь научный мир облетает новость: в Самарканде В. Вяткиным обнаружена знаменитая обсерватория царственного ученого, которую считали навеки потерянной…

Просветительский азарт у Ализаде был столь велик, что он открывает еще одну новометодную школу "Янги хаёт". Школа была маленькой, состояла из нескольких тесных комнат, но родителей, желающих отдать своих детей на обучение Сайиду Ризо и Мулло Халиму Каримзаде, который также снискал большой авторитет в качестве педагога, было много. Поэтому до ее расширения дети обучались в две смены. Здесь, наряду с историей, географией, космологией, персидским и арабским языками, Сайид Ризо впервые начинает преподавать русский язык.

По словам Ф. Ализаде, треть обучающихся в школе "Янги хаёт" получала знания совершенно бесплатно, а всего плата за месяц составляла три рубля. При этом самаркандский подвижник назначил себе мизерную зарплату в 12 рублей в месяц, но и они зачастую уходили на питание учеников из бедных семей, покупку им учебников, одежды и лекарств.

В 1907 году перед поездкой в Каир в Туркестане побывал основатель джадидизма, друг и учитель М. Бехбуди Исмаил Гаспринский, который ознакомился с работой самаркандских новометодных школ. И хотя подробных сведений об этом сохранилось мало, но можно смело предположить, что редактор "Тарджимон" не мог не посетить школы Ализаде и лично познакомиться с постоянным автором своей газеты.

Одержимый идеями

Ализаде был одержим просветительством, его педагогическая деятельность не ограничивалась детьми. По вечерам, в свободное от работы в типографии время, он обучал грамоте родителей своих учеников. И в ходе занятий Сайид Ризо зачитывал выдержки из трудов социалистов, статьи социал-демократов. Он искренне верил, что светлое будущее невозможно без радикального изменения мышления людей и революции. Впоследствии Сайид Ризо горько разочаруется в своих убеждениях, но в эти годы он вместе с другими революционерами поднимал народ на борьбу с несправедливостью в обществе, печатал листовки и прокламации, участвовал в забастовках рабочих.

В 1908 году Сайид Ризо через друзей из социал-демократической партии знакомится с Хаджи Хашимом Бадикубали - начальником почтового поезда, курсировавшего из Красноводска (ныне Туркменбаши) в Самарканд. Дружба способствовала первой поездке Ализаде на родину матери - в Баку. Именно там он знакомится с поэтами Мирзой Али Акбаром Сабиром и Абдуллой Шаигом, а также с музыкальным гением Азербайджана Узеиром Гаджибековым.

Знакомство с создателем первой мусульманской оперы перерастет в дружбу. В 1913 году Сайид Ризо Ализаде обратится к Гаджибекову с просьбой оказать помощь в распространении азербайджанской музыки в Туркестане, и просьба будет удовлетворена. В Самарканд отправится группа музыкантов, а Сайид Ризо в качестве режиссера и актера примет непосредственное участие в постановке музыкальных комедий У. Гаджибекова "Не та, так эта", "Аршин мал алан" на узбекском языке. Кстати, Ализаде обладал тонким музыкальным слухом и завораживающе играл на таре.

В эти годы Ализаде закладывал прочный фундамент дальнейшей своей многогранной деятельности. Знакомство и общение с творческой интеллигенцией России, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии, Турции и Египта, публикации в газетах, работа в школах, в конце концов, сделали имя Сайида Ризо известным в Центральной Азии и далеко за ее пределами.

Ответственное редактирование

20 августа 1913 года в Самарканде произошло знаменательное событие - выходит первый номер газеты "Самарканд" на узбекском, таджикском и русском языках, почти одновременно печатается первый номер журнала "Ойна" ("Зеркало"). Их редактором был Махмудходжа Бехбуди, а ответственным секретарем - Ализаде.

В своем заявлении на прекрасном русском языке военному губернатору Самаркандской области, кем на тот момент являлся Илья Зурабович Одишелидзе, Сайид Ризо пишет: "Я принимаю на себя в полном объеме ответственное редактирование издающихся в городе Самарканде туземной газеты "Самарканд" и журнала "Ойна".

Для полноценного выпуска газеты и журнала в типографии товарищества "Газаров и Слиянов" Сайид Ризо из Ирана, благодаря дружбе с писателем, редактором ряда иранских газет, а впоследствии создателем 14-томного толкового словаря на персидском языке Алиакбаром Дехудо, в Самарканд привозит 128-килограммовый типографский станок и шрифты арабской графики.

Организация периодических изданий на местных языках стала настоящим прорывом самаркандской интеллигенции. На их страницах освещались проблемы достоинства нации и Родины, вопросы просвещения народа, свободного развития людей. Статьи, в том числе самого Сайида Ризо, который печатался под многочисленными псевдонимами, были направлены против невежества и фанатизма, старых обрядов и традиций, на осуществление реформ экономической, политической и культурной жизни колониального Туркестана. Эти публикации находили широкий отклик не только среди тюркоязычного населения Российской империи, но и Афганистана, Ирана, Индии, Турции.

Джадидам Туркестана, особенно их лидерам, было чуждо чувство неприязни к другим народам. Они не были космополитами, но с восхищением писали о достижениях русского, еврейского, армянского, немецкого и других народов Европы в области экономики, политики, культуры, науки и техники. Они призывали своих соотечественников к изучению истории, литературы, культурных достижений, языка, политико-правового опыта народов Европы, выступали за принятие и заимствование европейской культуры, достижений науки и техники.
Сайид Ризо Ализаде писал в журнале "Ойна": "Цель нашего издания - вызвать у мусульман Туркестана интерес к русской культуре, убедить их в том, что русская культура нам приносит большую пользу, а Коран и Шариат не находятся в противоречии с этим".

На СНИМКЕ: С.Р. Ализаде с молодым журналистом Гулям-Али Казимовым, 1914 год. Фото из семейного архива  Валерия казимова.