Любовь в городе, куда входит смерть

Николай Старорусский
 

                Я никогда с такою силой,
                как в эту осень, не жила.
                Я никогда такой красивой,
                такой влюбленной не была.

                И так мила мне вся земная твердь,
                так песнь моя чиста и высока…
                Не потому ль, что в город входит смерть,
                а новая любовь недалека?
         
                Ольга Берггольц,  Ленинград,  осень  1941

Стихи Ольги Берггольц сначала виделись мне несколько плакатными.  Но постепенно осознаешь, что именно так – предельно просто - и следовало писать историю того предельного  времени.

И только строки, приведенные выше и явно отсылающие к библейской фразе «сильна как смерть любовь», казались слишком экзальтированными, что ли.

Но вот при разборке домашнего архива натолкнулся я на письма, которые как будто специально  подтверждают: Летописец блокады была точна и в этих словах. Просто нам сейчас невозможно понять людей того времени.

На фотомонтаже и ниже в тексте приведены избранные фрагменты писем (и некоторые документы).  Хотя практически невероятно, что писавшая их ныне жива, самые личные места опущены.

Автор писем – медсестра госпиталя, находившегося в здании музыкального училища при Консерватории.  После ослабления блокады уехала в Сибирь, вероятно, к себе на родину.

                __________
               
 Вы, конечно, будете удивлены, что я пишу эти строки, но обстановка не дает возможности поговорить, что стало для меня необходимым…
                _________

                Справка

Дана …   в том, что он находился на лечении в госпитале 97 с 19.06 по 18.09 - 42 года с диагнозом : Дистрофия II.  Скорбут (цинга – НС)…
                _________

…Странное желание – фантазия: мне 20 – Вам 46. Вы можете вполне быть моим отцом, а я полюбила Вас как мужчину и как человека. Да! Страшная вещь – сердце человеческое, а женское в особенности…

…И вдруг!... , в момент, когда надо меньше всего думать о личном счастье и благополучии – я натолкнулась на человека, с которым, чувствую и знаю, что была бы счастлива.  Все перевернулось…
                _____________

Помни лето 1942 года, проведенное в Госпитале 97.                Вера.
Жду тебя до 7 ноября 1942г.
                _____________

              УДОСТОВЕРЕНИЕ  ЛИЧНОСТИ

Выдано тов.   … в том, что он служит в Военно-восстановительном Строительстве № 5 в должности механика и находится на действительной военной службе.
                Срок действия настоящего удостоверения по
                31 июля 1945 года...
                _______________

…Будьте счастливы. Если же в Вас заговорит что-нибудь теплое – все-таки подарите мне карточку (свое фото – НС). Видите, до чего дошла; Я – прошу…
                ________________

       Получатель писем – в Первую мировую войну – сапер, в Гражданскую – кавалерист.  К началу Великой Отечественной – инженер-майор запаса, гражданский инженер-механик. 

Когда стало ясно, что его военная специальность - к счастью - в городе не потребовалась, просился на фронт. Но был уже так слаб, что  не взяли.  После госпиталя служил (вместе с женой) на Дороге жизни, затем на военно-восстановительных работах.