3. 08. 70

Наум Шубаев
В конце Войны на истощение имели место несколько серьезных столкновений ВВС Израиля с советской системой ПВО, развернутой на территории Египта. Тяжелые бои июля - августа 1970 года привели к потерям с обеих сторон и, бесспорно, оказали значительное влияние на ход конфликта. Однако оценка этого влияния в разных источниках дается прямо противоположная. Одни утверждают,  что советские военные надежно прикрыли небо Египта от налетов ВВС Израиля. Кутынцев: "На следующий день израильтяне согласились на временное прекращение огня" Другие, напротив - что советские ракетчики избежали уничтожения только по организационно-политическим причинам. Шалом: "Следовало ли нанести по позициям ЗРК сокрушительный удар?" Однако всем тем, кто до сих пор уверен, что ракетчики одержали полную победу, не стоит забывать, что вплоть до вступления в силу перемирия ВВС Израиля продолжали наносить удары по территории Египта. С другой стороны, тем, кто уверен в превосходстве израильтян, стоит помнить: удары эти были не по позициям ЗРК и не в глубине территории противника.
Рассмотрим самые, пожалуй, яркие эпизоды боя 3 августа 1970 года - по воспоминаниям участников событий с обеих сторон. Командир зенитно-ракетного дивизиона Константин Попов: "... Наверное, летчики поняли, где основная позиция. Но мы уже были наготове. Первый "Фантом" взорвался прямо на глазах, второй был подбит. Пилоты катапультировались и долго висели над нами. Наши солдаты их пленили, передали египтянам. Третий "Фантом", совершавший маневр для захода с тыла, сбили ракетчики дивизиона Кутынцева. Атака захлебнулась. Остальные самолеты ушли за Суэцкий канал. За день израильская авиация потеряла 5 самолетов, чего ранее никогда не было".

Цит. по изд. "М.А.Жирохов "История ВВС Израиля. Крылья возмездия", стр. 202.
Итак, по воспоминаниям подполковника Попова получается следующая картина: один "Фантом" взорвался, другой получил несколько попаданий, пилоты успели катапультироваться, видимо, только из второго. Или из обоих. Впрочем, ракетчик не называет число парашютов. В воспоминаниях израильских пилотов бой выглядит несколько иначе.
Отрывок из главы "Ракеты августа. Месть русских" (Дани Шалом, "Призрак над Каиром: ВВС Израиля в Войне на истощение 1967-1970")
... Шохат и Неэман начали пикировать для удара. [Капитан Игаль] Шохат [ведущий второй пары "Фантомов"] который в этот момент патрулировал вдоль канала, выполняя роль наблюдателя, определил местоположение той батареи, которую заметил [капитан Эйтан] Пелед [ведущий звена], и приготовился спикировать на нее. В этот момент [он] уже был в центре прицела на экранах радаров нескольких батарей: шансы большого самолета казались ничтожно малы. Уже в начале захода на цель его системы предупреждения начали мигать ярко красным и издавать звуковой сигнал, усиливающийся с удручающей быстротой. Белые облака пыли демаскировали место пуска - внезапно в воздух взлетели три ракеты залпом. Следом за ними еще две. Небо наполнилось светлыми серо-коричневыми следами [ракет]. "Израильтяне, видимо, запутались и никак не могли распознать настоящие батареи, которые по ним стреляли" - вспоминает Кутынцев "Раз за разом они наносили удары по ложной позиции" Шохат определил место, откуда были запущены ракеты. Он набрал высоту, перевернулся, спикировал и навел [самолет] на цель. Сбросив бомбы, начал выходить [из атаки] с набором высоты, уклоняясь от ракет. Но в считанные секунды его самолет был поражен другой батареей, которой командовал капитан Н.Лященко. Экипаж оказался в сложной ситуации. "Режь! Режь! Режь!" крикнул [штурман] Гольдвасер в переговорное устройство. [Следует понимать как "Маневрируй!" В оригинале он использовал слово "шбор" - ивр. дословно "ломай" или "действуй резко"]
"Я режу" - ответил ему Шохат, едва  шевеля губами от возникшей при маневре перегрузки. Удары по корпусу самолета были [так] сильны, что от него стали отлетать куски металла. "Подбит!" - сообщил Шохат - "Я возвращаюсь"
"Я тянул вверх. Один двигатель заглох, я думаю. Мы протянули [некоторое расстояние] на восток, и тут еще один взрыв" - рассказал Шохат после возвращения из плена - "С Гольдом у меня все время есть [возможность вести] разговор. Мы пытаемся идентифицировать неисправности, в какой-то момент самолет теряет управление, дает отрицательное g и начинает вращаться. Мы переговриваемся и прыгаем примерно в пяти милях от линии, севернее Исмаилии. Внезапно самолет поражает еще одна ракета и взрывается мощным хлопком." ... "Я не знаю, что происходит с Раананом - связи с ним у меня нет" ... "С раскрытием парашюта началась стрельба и взрывы. [?] Мы выпрыгнули на большой высоте, и я долго висел на парашюте. Я вытащил "Рину" [- портативную аварийную рацию], сообщил, что у меня всё в полном порядке, а Гольд примерно в пятидесяти метрах от меня, выглядит нормально, но связи с ним по "Рине" нет." ... Египетские солдаты сопровождали его спуск на парашюте огнем легкого стрелкового оружия. Из-за ранения и кровотечения он потерял сознание. Позже стало известно, что он был ранен осколками в ноги, а также пуля пробила ему левую ногу.
[Слово "кадур", переведенное здесь как "пуля" имеет и другие значения, в том числе "шарик", что в данном случае можно трактовать как поражающий элемент зенитной ракеты. Но по ряду причин можно с уверенностью сказать, что речь идет именно о пуле. То есть капитан И.Шохат получил огнестрельное ранение, спускаясь на парашюте. Очень "благородно" со стороны противника стрелять по беспомощному пилоту - комментарии излишни.] Один из этих осколков повредил крупный кровеносный сосуд в районе правого колена и вызвал обильную потерю крови. Египетские солдаты, приблизившиеся к Шохату, нашли его лежащим без сознания, а возле него была большая алая лужа крови. Его отправили в египетскую больницу и сделали переливание крови. Египетские врачи оценили его состояние и приняли решение ампутировать правую ногу. Судьба штурмана, капитана Моше Гольдвасера, была более горькой. "Гольд", как называли его друзья, достиг земли целым и невредимым. Он освободился от лямок парашюта неподалеку от Игаля Шохата и попытался скрыться. Египетские солдаты преследовали и поймали его [Д.Шалом не упоминает советских солдат, хотя и приводит отрывки из воспоминаний К.Попова, включая фразу "наши солдаты их пленили, передали египтянам"]. Фотографию Гольдвасера на следующий день опубликовали египетские СМИ. [На ней] он выглядел побитым и перевязанным, но живым. Через некоторое время стало известно, что он был убит египтянами. [По линии Красного креста Израиль получил ответ о состоянии пленных пилотов - оба были легко ранены и получали медицинскую помощь. Однако на следующий день, 4.08.70, египтяне сообщили о смерти М.Гольдвасера "от остановки сердца". Его тело было передано израильтянам только спустя месяц. Информация с официального сайта памяти Министерства обороны государства Израиль (на иврите): http://www.izkor.gov.il/HalalKorot.aspx?id=92685]
(...)
Раанан Нээман: "У меня было ощущение, что мы оттуда не выберемся"
(...) [Р.Нээман прошел переподготовку на "Фантом" в 1970ом году, до этого около года летал на "Скайхоке"] С ним летел младший лейтенант Йорам Ромэм, молодой штурман, только недавно закончивший курсы штурманов "Фантома" ... Раанан вспоминает: "Мы вели наблюдение и я увидел ракеты, летящие в сторону Эйтана [Пеледа] и Бен Ами [Пери] [- первая пара "Фантомов", которая в тот момент атаковала позиции ЗРК]. Эйтан вышел [из атаки] и описал нам цель возле перекрестка дороги на Салахию. На высоте 18000 футов нам было сказано заходить [на цель]. Я не посмел ничего сказать по радио, но у меня было ощущение, что "мы оттуда не выберемся". Я сказал Йораму - с которым прежде не летал и не знал его способностей - установить INS [инерциальную навигационную систему] на Рефидим. Так мы едем, вторгаемся, вторгаемся, вторгаемся, и я уже жду, что по нам начнут стрелять - но тишина." Чтобы выйти из атаки в направлении на восток, они выполнили плавный обход и ударили с запада. "Шохат сообщает: "Захожу". Я вижу его уходящим резко вниз примерно в тысяче метров передо мной. И "Семисвечник" зажегся самыми горячими предупреждениями SA-2, SA-2B и SA-3.
[Лампочки системы предупреждения об угрозе по виду были очень отдаленно похожи на Ханукию - традиционный еврейский светильник и, кстати, один из символов народа Израиля. Символ, между прочим, куда более значимый исторически, нежели широко известная сегодня Звезда Давида] По моим оценкам, на нас замкнулись четыре батареи. Ввиду направления нашего захода с запада на восток, это было "на 5 часов". [Иными словами, сзади и чуть справа (по полету "Фантомов") работали 4 ЗРК, и они уже нацелили ракеты на атакующую пару] Я опускаю нос и пикирую. Несложно наложить марку прицела - цель большая. Я говорю себе "уже слишко долго мы на одном курсе". (...) "Высота 14, снижаемся" - доложил штурман. "На 14000 футов я краем глаза вижу взрыв" ... "Я не помню, понял ли по взрыву, что Шохат подбит, или он доложил по радио. [В этот момент] я сказал [себе "]хватит[!"] На высоте 12 я дал легкий крен на восток, нажал на гашетку и потянул [ручку управления самолетом? Или имеется в виду "стал выводить самолет"] так сильно, как только умею. Когда нос был 15-20 градусов ниже горизонта, произошел сильнейший взрыв с левой стороны. Ракета! Йорам тоже не видел эту ракету. Он был занят контролем высоты и нашего угла [пикирования], [это] помешало ему [ее] увидеть." (...) "Взрыв ошеломил меня на мгновение и ударил о стенку кабины. Левая рука, сжимавшая РУД, слетела [с него], и я получил сильный удар по голове. [От этого] я пришел в себя. Почувстовал тепло в руке. Я открыл глаза и увидел весь этот ужас.
Большим пальцем - прежде, чем он онемел - опустил [кислородную] маску, чтобы меня в нее не стошнило. После я периодически придвигал ее к лицу, теперь уже плечом. Я пытался сказать Йораму, чтобы он смотрел по сторонам и предупреждал меня [о ракетах]. На самом деле,  я не смог сказать ничего связного. На послеполетном опросе Йорам рассказал, что не знал о моем состоянии. Самолет не загорелся, [только] рули чуть подрагивали да у него [в задней кабине] разбилось всего лишь несколько стекол на приборах." "Моим первым инстинктом было выпрыгнуть - но вдруг я вспомнил, что нахожусь над Египтом. Вспомнил историю пилота во Вьетнаме, у которого кабину пробил снаряд, снес ему тоже руку, а он продолжил полет, выпрыгнул с парашютом над морем и его спасли. Он сделал - я тоже сделаю."
Дани Шалом, "Призрак над Каиром: ВВС Израиля в Войне на истощение 1967-1970"
Стр. 1089 - 1095

Довести поврежденный самолет до аэродрома Рефидим на Синайском полуострове удалось общими усилиями пилота и штурмана. Йорам Ромэм даже некоторое время пилотировал его самостоятельно пока Нээман перевязывал раненую руку. Однако затем пилот принял рискованное решение: сажать самолет, и тут все было куда сложнее. Как вспоминает Й.Ромэм "по правде, я не особо умел летать. На курсах мы эту тему серьезно не изучали, но выбора не было" (там же, стр 1096). У летчика не действовала левая рука, поэтому он поручил штурману управлять тягой двигателей. Многочисленные отказы не позволили снизить скорость ни в воздухе, ни после касания полосы.
Вот что вспоминает истребитель-ас Гиора Эпштейн, ставший свидетелем аварийной посадки: "..."Мираж", к котором я сидел, стоял совсем рядом с началом взлетной полосы. Я видел поврежденный "Фантом", идущий на посадку, при чем время от времени его уводило влево, [и я смотрел на него] пока мне не стало ясно, что он сейчас сядет на меня, а не на полосу. Я был пристегнут в кабине и не мог двинуться, но крикнул всем техникам, что были вокруг меня, чтобы они бежали оттуда до того как мы взорвемся. В последний момент они [- экипаж поврежденного самолета] прошли мимо и со второго захода смогли сесть, пилотируя вдоем." (там же, стр. 1097)
Раанан Нээман лишился трех пальцев, но вернулся к полетам и впоследствии командовал эскадрильей "Скайхоков". "Фантом" с бортовым номером 61 был отремонтирован.

Итак, в воспоминаниях израильтян вместо двух (пяти, семи) "Фантомов", упавших на египетской территории 3 августа, присутствует только один сбитый. Надо сказать, что Р.Нээман довольно подробно описывает, как взрорвался этот самолет -  "Фантом" Шохата и Гольдвасера: произошло это от попадания еще одной ракеты, уже после катапультирования экипажа. Описывает он и свой уход от двух ракет на уже поврежденном самолете. Сам И.Шохат также видел взрыв своего самолета – то есть, первый сбитый, хотя и взорвался прямо над головой подполковника Попова, но не вместе с экипажем. То есть в словах К.Попова неправды вроде и нет. Он не говорит, что сбил 2 самолета, а только "первый взорвался прямо на глазах, второй был подбит. Пилоты катапультировались". Дальше он указывает общее число сбитых в тот день. Пять. Это тоже расходится с израильскими данными.
Однако вот еще один отрывок из той же книги Д.Шалома.
Звено "Фантомов" атаковало одну из позиций ЗРК, после чего в отчете были записано следующее: "Хорошие попадания в цель. Были горячие скорпионы. Без пусков [зенитных ракет]" (Д.Шалом, "Призрак над Каиром ",  стр. 1084) "Скорпионами" называли ракеты земля-воздух. "Горячих скорпионов" можно трактовать или как ракеты, готовые к пуску, или как горящие. В любом случае, отсутствие пусков по самолетам сразу смущает: батарея ЗРК уже попала под удар - смысла маскироваться нет. Возможно, батарея находилась в процессе свертывания или развертывания, но такое в отчетах израильских пилотов специально отмечалось ("машины вдоль дороги" и т.п.) Могли быть и другие причины, но влюбом случае, не стреляющую батарею прикрыли бы соседние. Однако, пусков не было. И возможная причина этого стала известна израильтянам практически сразу: цель была ложной. Обратим внимание на оценку этого эпизода: пилоты уверены, что поразили цель. Дани Шалом, автор "Призрака над Каиром" (и других серьезных работ по истории авиации), также считает: не важно, что поражено - ракеты или макеты - бомбардировщики свою работу сделали. С этим трудно не согласиться,  но реальный результат атаки все же равен нулю. "Израильтяне ... раз за разом наносили удары по ложной позиции" - вспоминает Попов.
По всей видимости, обе стороны несколько преувеличивают свои достижения. Вероятно, что в рассмотренных выше эпизодах израильские бомбардировщики не нанесли серьезного урона батареям ЗРК, а советские ракетчики подбили только два "Фантома", один из которых сумел совершить аварийную посадку.
В целом, в конце конфликта военные по обе стороны Суэцкого канала показали себя мастерами своего дела. Израильтяне продолжали наносить удары, но вынуждены были существенно снизить активность своих ВВС в глубине территории противника, где ранее чувствовали себя хозяевами.
Еще одно общее замечание, несколько философского характера. И Д.Шалом, и М.А.Жирохов употребляют слово "месть". Но трудно все же назвать так работу советских ракетчиков 3 августа 1970 года. Они отомстили за своих погибших товарищей? За летчиков, сбитых 30 июля? Но погибшие были и до того: как минимум 8 советских военнослужащих и как минимум 1 израильский пилот. Что же получается – 30.07 евреи мстили русским за 18 число того же месяца?
Оставим спекуляции на тему: дошел ли конфликт до личной ненависти к противнику. Рассмотрим факты. Если бы русские мстили, так сказать, от всей души, каковы были бы их шаги? Самый жесткий вариант – массированный удар ракетами, скажем, с Ту-16. Почему имено с них – просто чтобы у читателя не возникало сомнений в объективности данной оценки. История ведь не имеет сослагательного наклонения – а Ту-16 и правда впоследствии полетели в сторону Израиля. Три года спустя Египет применил эти самолеты. Первый удар нанесла группа из 7 Ту-16КС - большую часть выпущенных ими ракет перехватили израильские истребители, но две поразили цели. Ракетоносцы потерь не имели. О дальнейших успехах египтян мнения противоречивы, но есть упоминания о 25 ракетах из которых целей достигли 5.
Ракеты КСР были легкой целью для "Миражей" из-за относительно низкой скорости и большой высоты полета. Но в случае с гипотетической "местью русских" не так важно, долетит половина ракет или 20%. Ибо общее число ракет можно легко умножить на 10 или даже на 100.  
СССР располагал, мягко говоря, несколько большим количеством бомбардировщиков, чем Египет. И это были, скажем так, не только Ту-16. И у СССР не было нужды во избежание потерь выводить их за рамки боевых действий. Так что называть местью пару хороших попаданий по "Фантомам" – это, пожалуй, не совсем корректно.
К слову, пораженные 3 августа самолеты непосредственно атаковали самих ракетчиков. Вот если бы ЗРК разместили ближе к Каналу и резко увеличили их количество – это была бы месть. Опять же, никакого сослагательного наклонения – в начале Войны Судного дня в 1973 году ВВС Израиля столкнулись именно с этой проблемой.
Если называть местью выполнение обычных боевых задач, то в 1812 году русская армия, получается, мстила французам за взятие Москвы? Вот если бы русские случайно сожгли Париж, тогда, безусловно – да.