И снова август...

Юрий Черепнёв
У  каждого  из  нас  была,  или  будет -  песня,  музыка -    звучание  которой  может  вернуть   на  много  лет  назад  и  проявить  в  памяти  волнующие  воспоминания.  Но  в  моём  случае  песня,  услышанная  мною  и  взволновавшая  меня,  и  название  самой  песни,  определили  и  мою  дальнейшую  судьбу.  Но  тогда  я  не  знал  об  этом.            
Вот,  что  произошло    со  мной  в  августе.
В  августе  1967  года  я  служил  в  Смоленске,  а  в  это  время  на  местном  стадионе  проходили  Театрализованные  представления.  Мы  с  другом  пошли  в  увольнение  и  зашли  в  Смоленский  парк,  а  там  везде  расклеены  афишы  и  в  дальнем  конце  Парка  со  стадиона  звучит  музыка.  Мы  попытались  пройти  бесплатно/т.к.  у  солдат  денег  на  билеты  нет/,  но  нас,  даже  в  военной  форме/мы  на  это  надеялись/  -  не  пропустили.  Но  для  русского  солдата  нет  преград – и  мы,  по  высоченному  дереву  Лопатинского  сада    и  через  решётчатое  ограждение,  забрались  на  Восточную  трибуну  стадиона. Концерт  был  в  самом  разгаре  и  звучала  песня  в  исполнении  Марка   Бернеса – «Просто  я  работаю  волшебником».  В  центре  стадиона  был  сооружён  помост  и  стоял  микрофон,  и  туда  выходили  артисты.  Только  мы  устроились  на  свободных  местах,  как  под  бурные  аплодисменты  на  импровизированную  эстраду  вновь  поднялся  Марк  Бернес  с  миниатюрной  девушкой  и  представил  её:
- Сейчас  перед  вами  выступит  молодая  и  талантливая  певица  Нина  Бродская  с  песней – Август.  И  она,  подойдя  к  микрофону,  запела  неизвестную  мне  ранее  песню. Тогда  я  не  прислушался,  а  точнее  не  расслышал  авторов  этой  песни,  но  сама  песня  и  исполнительница  меня  так  взволновали,  что  я  запомнил  мелодию  и  почти  весь  текст.
Скоро  осень,  за  окнами  август,
От  дождя  потемнели  кусты,
И  я  знаю,  что  я  тебе  нравлюсь,
Как  когда – то  мне  нравился  ты.
Проникновенный  голос,  нежная  мелодия  и  прекрасные  стихи  слились  воедино  и  родилась  песня,  которая  летала  волшебной  птицей  над  стадионом  и  завораживала  слушателей…
Не  напрасно  тоска  тебя  гложет,
Не  напрасно  ты  грустен  со  мной,
Видно,  в  августе  сбыться  не  сможет,
Что  сбывается  ранней  весной?
Что  сбывается  ранней  весной.

В  то  время  слова  и  музыка  совпали  с  моим  душевным  состоянием – я  с  нетерпением  ожидал  увольнения  из  Армии/Дембеля/,  после  трёхгодичной  срочной  службы.  А  в  Смоленске  я  находился  в  военной  командировке – оформлял  Музей  боевой  славы.
Наша  Воинская часть  находилась  в  центре  города  рядом  со Смоленской  крепостью -  стенами  и  башнями,  по  которым  мы  часто  прогуливались.  Я  был  влюблён  в  город  Смоленск,  и  мне  нравилась  Воинская  часть, к   которой  был  прикомандирован.  До  этого  два  года  я  прослужил  в  белорусских  лесах  в  Ракетных  войсках  под  Гомелем,  практически  в  замкнутом  пространстве  военного  гарнизона.  И,  вдруг,  попадаю  в  старинный  город,  в  отличные  бытовые условия,  и  почти  в  полную  свободу  от  воинской  службы.  Нас /художников - оформителей/ собрали  из  разных  Воинских  частей, как  я  уже  говорил,  для  оформления  Музея  боевой  славы  на  территории  Штаба  Армии. Работали  и  проживали  мы  не  в  общей  казарме,  а  в  отдельном  здании,  в  будущем  музее,  где  для  нас  было  оборудовано  жилое  помещение.  Никакой  муштры,  построений,  никаких  политзанятий  и  проверок – рай,  а  не  служба!  Но – золотая  клетка,  она  всё  равно – клетка.  Очень  хотелось  домой – на «гражданку». 
Окна  моей  мастерской  /а  я  занимался  скульптурой – лепил  «доблестных  воинов»,  ордена,  медали  и  отливал  в  гипсе/, выходили  на  «свободу,  т.е.  на  «гражданку» -  в  город,  и,  когда  не  давали  увольнительную,  мы  могли  беспрепятственно  выходить  в  город  через  окна  в  моей  мастерской, минуя  КПП - надо  было  только  переодеться  в гражданскую  одежду,  а  мы  ею  обзавелись. Август.  Смоленск.  Идёт  «слепой  дождь»,  который  вскоре  прекратился,  и  в  парке  звучит  прекрасная,  трогательная  песня  о  любви  и  о  чудесном  месяце  августе.
Спустя  много  лет  я  волею  судьбы  переехал  на  жительство  в  город  Воскресенск /интересно, что первый раз я посетил  его  в  августе/,  а  через  некоторое  время  узнал  от  наших  друзей - воскресенцев,  что  по  соседству  с  ними  проживали  два  поэта – Константин  Ваншенкин  и  его  супруга  Инна  Гофф – автор  стихов,  взволновавшей  меня  песни.
Но  на  этом  история  не  закончилась,  точнее,  у  неё  было  ещё  продолжение.  В  1985  году  я  жил  в  Душанбе  и  работал  архитектором  в  проектном  институте  и  меня  попросили  написать  стихотворение  для  нашей  коллеги  ко  Дню  её  рождения  в  августе.  А  все  сотрудники  знали,  что  я  балуюсь  сочинительством  и  был  за  «штатного  поэта»  в  нашем  Проектном  институте. Душанбе.  Молодость.  И  снова  август. И   в  памяти  снова  зазвучал  голос  певицы  со  Смоленского  стадиона,  когда  я  сочинял  стихотворение…
Южный  август.

Август – ещё  не  осень!
Август -  уже  не  лето!
Что  на  себе  мы  носим,
Как -  будто  бы  наспех  надето?

Ходим  как  неприкаянные
Солнечно – ослеплёнными.
Только  глаза  отчаянные,
За  веками  утомлёнными.

Это  пройдёт  в  одночасье:
Яркой  листвы -  ослеплением.
Осени  будет  счастье
И  синевой  упоением.

Август -  прощание  лета,
Грусть  с  золотым  восхищением.
Жду  от  тебя  ответа,
В  предчувствии  всепрощения.

Жаркого  лета  остатки,
Как  угли  в  костре  прогоревшем.
Горьки  слова  и  сладки,
В  сердце  тобой  отболевшем.

Август  в  сердцах  отцветает,
Листва  накануне  полёта.
Лето  наше  растает,
В  небе,  как  след  самолёта.

Август – ещё  не  осень!
Август – уже  не  лето!
Что  для  себя  мы  просим?
Что  отдадим  за  это?

Август  1985.
Воскресенск.
август  2015.