Сколько стоит один рубль

Елена Майка
 Тот день, когда «скорая» увезла мужа, разделил мою жизнь на " до " и " после". Это была не первая «скорая» в нашей жизни. Но если прежде я горела желанием   оберегать, лечить, заботиться и утешать, то  в  тот день энтузиазм  меня покинул. Помню, как я  сидела  на кухне, и  у меня не было никакого плана, как жить дальше.  Не было сил, не было денег на лечение, не было родных, которые поддержали  бы  меня, и не было уверенности, что муж скоро вернется домой, если не здоровым, то хотя бы живым. Дочь (от первого брака) не очень жаловала моего мужа. Подросток, со свойственным юности максимализмом,  не жаждала руководства от, по сути, чужого ей человека. В их бесконечных разборках и недовольстве друг другом я играла роль буфера и, надо сказать, не всегда удачно. Страсти накалялись.

Авария - это всегда некстати, и не вовремя. А тогда – особенно.
 
Знаете ли вы, что такое, когда денег  нет совсем? Даже на трамвай. Я знаю. И дочка моя знала. Но, как оказалось, она знала и другое. Если человек в больнице, то его положено навестить.   По доброй воле, по своей инициативе. Навестить того, с кем она так часто ссорилась по мелочам. Ревновала. Обижалась. Завидовала вниманию, которое он оттягивал на себя, забирая у нее мое время  и мою любовь. Поехала  навестить. Видно есть нечто, что больше ревности, больше обиды, больше зависти.

 Транспортные расходы понес проездной билет, который малообеспеченным бесплатно выдавали в училище. Руки свободны. Поношенная курточка светится от бесконечных стирок. Кроссовки вот – вот расползутся прямо на ходу. В  кармане -  рубль. Оставшийся. Один из двух, которые неделю назад ей дала бабушка.

 В палате посидела. О чем говорить, толком не знала. Да они и дома-то не очень разговаривали. Уходя, оставила на тумбочке у изголовья рубль. Сказала, что на лекарства.

 Много лет прошло с тех пор. Мы живем хорошо. Дочка закончила ПТУ, потом техникум, потом институт. У нее хорошая работа. Хороший муж. Сын – просто замечательный. Они – мои родные. И с пенсии я всегда хочу им немножко отложить, подарить, заплатить, купить, хотя они в этом совсем не  нуждаются. Я всегда смущаюсь и жду разрешения или одобрения от мужа, как хотите назовите. А он неизменно отвечает: « Конечно дай, все, что хочешь. Она же мне рубль свой оставила»… Дочка смеется: "Знала бы, что так окупится, два бы оставила". Но все дело-то в том, что двух у нее  тогда  не было, отдала все, что имела. Без раздумья, без сожаления. Потому, что есть нечто большее, чем обиды, большее, чем ревность, большее, чем подростковый максимализм.  Я называю это человечностью.

Кровные узы? Да-да. Весьма существенно. Весьма значимо. Весьма надежно? Не сказала бы. Всяко бывает. А сказала бы я, обращаясь ко всем и к каждому: « Любите, цените, дарите и отдавайте». Все вернется вам. Не обязательно деньгами. Иногда чистой совестью, иногда радостью дарения. Кому? Конечно родным, конечно близким, конечно людям.