Волки и первобытные люди. Симбиоз Часть 9

Юрий Турлыков
 


 Последний пепел упал с головни, и почти потух очаг,
И проснулся опять Единственный Сын и тихо крикнул во мрак:
"Неужели я женщиной был рожден и знал материнскую грудь?
Мне снился ворох мохнатых шкур, на которых я мог отдохнуть.
Неужели я женщиной был рожден и ел из отцовской руки?
Мне снилось, что защищали меня сверкающие клыки.
Неужели я — Единственный Сын и один играл у огня?
Мне снились товарищи мои, что больно кусали меня...
...Открой же дверь, я ждать не могу, мне сегодня не спится тут,
Узнаю: сородичи ли мои или волки за дверью ждут?"
Сняла засов, открыла дверь — вокруг рассветная мгла,
И волчица к Сыну вышла из мглы и у ног покорно легла".
(Р. Киплинг "Единственный сын")

                Вступление. Цветок лотоса

Главным источником информации как для хронографов, так и юристов, фиксирующих события   являются  показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства о происшедшем. Для более ранних этапов обозримой истории  источником  информации являются сохранившиеся документы и свидетельства материальной культуры, например предметы быта и произведения искусства.
На этих этапах  истории документальные свидетельства скрупулезно изучаются, сопоставляются, с целью выявить приписки, ложь и прийти к истине.   Однако появляются  новые документы и вещественные доказательства,   переворачивающие все прежние построения "с ног на голову". Как прижизненные свидетельства и кажущиеся правдивыми факты недавнего прошлого, так  и вещественные доказательства, повествующие о событиях  средневековья и античной древности довольно часто оказываются не просто ошибочными, но и  противоречивыми.
Для доисторических событий вещественным  источником информации являются случайные находки археологов и палеонтологов. .  Еще более древние останки "допотопной истории" скрыты в недрах шельфовых отложений на глубине до 10  км.. 
Архидревние события интерпретируют, опираясь на  естественно - научную теорию, которая по сей день является всего -лишь умозрительной гипотезой.
 
Рядом с этими эскизными набросками  и вкраплениями останков существуют яркие, цельные и величественные картины древнего творчества, -мифология. Это особый вид свидетельств, в которых память о древних событиях, как воспоминание о снах, насыщена яркими красками символов и метафор. Тот факт, что в загадочных образах и фантастических сюжетах мифов многих  народов   много общего говорит о том, что в них содержится некая  информация о едином пути, пройденном прапращурами людей. Эта информация как будто скрыта в  бутоне прекрасного лотоса. За внешними лепестками. источающими  одухотворенную энергию мировых религий раскрываются  чудесные лепестки античных мифов, за которыми прячутся лепестки анимистических представлений и   тотемических идей  шаманизма,  где  и скрыты сокровенные тайны  человечества.

                Орудия охоты или охота

Ф.Энгельс в статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" отмечает, что благодаря труду в течение сотен тысяч лет, вместе с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент, - человеческое общество. "И в чем же мы находим характерный признак человеческого общества,  отличающий его от стада обезьян?"  - вопрошает Энгельс. И отвечает тут же в  статье: "Труд начинается с изготовления орудий. А что представляют собой наиболее древние орудия, которые мы находим, - наиболее древние, судя по найденным предметам, оставшимся нам в наследство от доисторических людей, и  по образу жизни наиболее ранних исторических народов, а также и наиболее примитивных современных дикарей? Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства; первые являются одновременно и оружием. Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса, а это знаменует собой  новый важный шаг на пути превращения в человека. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных.".
Возникает вопрос, благодаря какому труду "появился готовый человек  и вдобавок возник еще новый элемент, - человеческое общество?".Какой именно труд стал "характерным признаком человеческого общества, отличающего его от стада обезьян?" По сравнению с довольно монотонным усердием по изготовлению

 орудий труда именно охота  была наиболее сложной формой трудовой деятельности, возникшей потребностью существ, претендующих  на звание Homo sapiens. Охота была эффективной только при слаженной, совместной деятельности, что  консолидировало участников, превращая их в человеческое общество. Именно для обеспечения такой сложной  потребности появилась человеческая речь, а  мозг стал основным объектом естественного отбора и  происходило совершенствование его контрольной, координирующей и  управляющей  деятельности.  Именно на  охоте происходило резкое возрастание стрессовых ситуаций, что   привело  к существенной дифференциации генетических параметров популяции, т. е. к тому, что в этих условиях резко возросла доля наследственного разнообразия в отношении целого ряда важных признаков, не  проявляющихся в предыдущих, относительно нормальных периодах существования .Стрессовое состояние определяет, а экстремальная ситуация требует  разнообразия форм поведения, что влечет за собой разнообразие наследственных форм.
   
               

                Спасительная водная стихия

Конечно, первобытный человек, как и его предшественник, гидропитек был всеядным  животным. Выгнанный из древесных кущ собратьями, наподобие агрессивных и злопамятных стай шимпанзе, и не сумевший найти пристанище на открытых просторах саванн, охраняемых злобными павианами, ему пришлось осваивать мелководье рек, болот и морских лагун. К примеру особенностью   таких "высших" человекообразных, как шимпанзе является довольно высокая агрессивность и злопамятность. Они являются обитателями густых джунглей. В борьбе за лучшую территорию, пищу и ресурсы,  а также для того чтобы избавиться от конкурентов, особи способны  целенаправленно выслеживать  и  убивать не только конкурентов, но и друг друга.  Убийцы всегда действуют в составе группы , -  от пяти до тридцати  обезьян на одну жертву.   Чаще всего убивают самцов и детенышей из других групп, при этом обычно не трогают самок. В ходе убийства они чаще всего отрывают гениталии жертве или разрывают горло..  Шимпанзе охотятся на других зверей и птиц, включая обезьян меньшего размера, которых они разрывают на куски и с удовольствием поедают.
Обитатели степных пространств  павианы так же наделены довольно агрессивным нравом. Молодые павианы дерутся отчаянно и беспощадно, действуют сообща и прекрасно взаимодействуют. Поэтому даже крупные хищники предпочитают не связываться с ними. Характер их отличается, особенно у старых самцов, крайней злобностью, коварством, вспыльчивостью и необузданностью. Павианы способны убить не только детенышей газелей и ланей, но и взрослых особей копытных.  Но эволюция была предусмотрительной. Водная стихия  заполнена легко  усвояемыми белковыми организмами и многочисленными видами сочной растительности.   Пресноводная стихия кишит различными видами речных животных, как например личинками насекомых, лягушачьей икрой и ракушками.  Вблизи заводей располагаются  самые урожайные почвы и растут сочные травы. Такие съедобные растения, как тростник, камыш, рогоз,  там стоят сплошной стеной. На поверхности воды плавают кувшинки и водяной орех, почитаемый за лакомство еще древними египтянами. Вдоль песчаных побережий, растут елочки хвоща, стебли первоцвета, сныть, побеги папоротника, мясистые корневища  рогозы, белой кувшинки, дикого хлеба сусак.Например в прибрежно-водном тростнике содержатся экстрактивные вещества, витамин C, клетчатка, целлюлоза, белок, жир, каротин. Листья содержат витамины, каротин, фитонциды.
Молодые, ещё не развернувшиеся побеги тростника содержат много сахаристых и белковых веществ, в  корневищах содержится до 50 % крахмала, 5 % белка, 32 % клетчатки. В  составе  водорослей спирулины до 68% белка, то есть в три раза выше, чем в мясе.В прибрежье морей, на скалистой и каменистой литорали  биомасса растений достигает 20–30 килограммов на квадратный метр, а животных — 20–40 килограммов. Примерно такая же биомасса животных приходится на защищенную от  сильного прибоя илисто-песчаную литораль, хотя растений здесь значительно меньше. В водной стихии было относительно безопасно, что способствовало резкому возрастанию популяции бывших древопитеков, ставших постоянными обитателями  речных мелководий и морских лагун, - гидропитеками. Именно благодаря обитанию в этой новой среде   предчеловек приобрел многие  черты, коренным образом изменившие его внешний облик и новые способности к восприятию информации. Хотя он был еще не человеком. но уже не животным.


                Мифы о водной стихии

 Многие мифы народов мира свидетельствуют, что именно с водной стихией было связано древнее прошлое человечества. Вот что об этом повествует греческая мифология. Согласно Теогонии Гесиода богиней плотской любви и красоты была Афродита. Прекрасная в своей наготе богиня родилась из семени  оскоплённого Кроносом "время"  своего отца Урана  "небо".  Семя Урана  попало в море, образовав белоснежную пену. Отсюда прозвище "пенорожденная" в море..
 По древнегреческой мифологии богиня любви была старше владыки олимпа Зевса, который был сыном Кроноса и других главных богов, его братьев, сестер и детей.  Ее известными детьми были Эрот, -"любовь" и Гименей, -"брак". Ее всегда окружали Гармония, - служанка  Афродиты, Парегорон, - "Уговаривание", Перистера. "голубка" и Потос "Желание".
Согласно шумерской мифологии, решающую роль в становлении их цивилизации сыграло некое существо, полурыба-получеловек по имени Оаннес. Вот что говорит о его роли в самый ранний период истории шумеров жрец храма бога Мардука, вавилонский историк Белрушу (по-гречески Берос), живший на рубеже IV— III вв. до н.э.: «...Вначале  народ шумеров жил в большой нужде и не имел над собой никакой власти, словно дикие звери. Но появилось существо,  обладавшее человеческим умом, которое они называли Оаннес.  Это существо вынырнуло из  Персидского залива, в том месте, где море примыкает к Вавилонии. Все его тело было телом рыбы, но поверх рыбьей головы у него была голова человека, а из-под рыбьего хвоста виднелись человеческие ступни. Его голос был таким же, как у людей, а его внешний вид народ помнит до сих
пор.  Оанес появлялся из морской пучины, что бы передать диким людям знания. Его дело продолжал ряд других подобных существ, которых  называли аннедотами.
 Бог Энки — благосклонный к людям, в шумерско-акадской  мифологии представлялся божеством  мудрости, подземных пресных вод, создателем  реки Тигр и культурных изобретений. Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей. Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, "совершенный разумом", . Само имя Энки значит "Господин Земли", "Владыка Низа".
 Обнаружены следы высокой материальной культуры многомиллионного народа йоруба в Нигерии, главным богом этого народа считался бог моря и мудрости Опокун.
Западносимитский бог Дагон связывается с ивритским словом даг (рыба), а само божество описывается как получеловек-полурыба. Он считался богом рыб и вождем гуманоидов-амфибий.
В древнейшем религиозном и мифологическом памятнике индоиранских народов, Ригведе, брат и сестра, Йама и Йами, становятся родоначальниками людей. Сами они родились от божества Гандарвы и «водной женщины» (аруа yosa)..
Герои нартского эпоса, прародители людей Урузмаг и Шатана также родились от «водной женщины», дочери владыки вод, Донбетра.
По мифам ацтеков бог  Тлалок живёт на вершинах гор. Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. Во внутреннем дворе его жилища, в каждом из четырёх углов стоят четыре больших кувшина. В них содержатся дождь, засуха, болезни растений и ливни. Поэтому Тлалок иногда изображался в виде кувшина. Утопленники, после смерти попадали в рай Тлалока.
Он был благодетельным божеством, однако мог вызывать наводнения, засухи , удары молнией. Принесенные в жертву Тлалоку переселялись в загробной жизни в его царство. Ацтеки проводили обряды на озере Тескоко и приносили ему в  жертву детей, топя их в воде.
Главный бог ацтекского пантеона был бог создатель  Кетцалькоатль  -пернатый змей, который считался воплощением дождя, божественных вод и ветров.

            Питание животными белками.

Резкое изменение климата вернула гитропитеков на сушу. где белковая пища уже не была столь легко доступной. Как замена  этому высококалорийному питанию вегетарианский "стол" временами сильно беднел из за нашествия прожорливых  насекомых, неурожаев, засухи, пожаров да и просто из за конкуренции других приматов.
Так или иначе прапредки людей  уже не могли обходиться без пищи из животных белков и пытались разнообразить свой "стол" останками добычи хищников. Вышедшие на сушу гидропитеки не были охотниками и убийцами, а умели лишь находить и  осваивать скелеты и трупы умерших и убитых хищниками животных… Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому образу питания – некрофагии..
Однако представить, , что первобытный человек без особого труда и в изобилии мог собирать останки трапезы крупных хищников довольно сложно, поскольку останки плоти раньше находили стаи хищных птиц падальщиков  и другие плотоядные конкуренты-лисы, шакалы, гиены и волки.
Вышедший из водной  стихии предчеловек уже был прямоходящим существом, со своеобразным строением не только опорно-двигательного аппарата.  Доступное и изобильное питание мягким мясом речных животных, - жирными личинками насекомых, лягушачьей икрой, раками, склизкими улитками и мидиям,  и не  менее доступное питание морскими животными, - креветками, крабами и морскими мидиями способствовало формированию человеческой черепно - лицевой морфологии. .  Необходимость выскребать из раковины и пережевывать скользкое  пружинистое тело моллюсков, свободно перемещать его во рту и удерживать от выскальзывания обусловила важнейшие изменения челюсти и зубов гоминидов. 
   Лопатко-образную форму приняли передние зубы, нужные для выскабливания и откусывания содержимого раковины, увеличилось с четырех до пяти количество бугорков на коренных зубах, возросла высота небного свода. Челюсть гоминид  стала короче, ее задние концы раздвинулись, а нос и подбородок выступили над ней вперед.
  Прежние орудия труда, приспособленные для вскрытия раковин моллюсков, панцирей крабов и т.д. уже не годились.  Поэтому уже освоенное изготовление  примитивных орудий труда продолжали  совершенствовать. Предчеловек освоил навыки изготовления орудий труда для раскапывания из твердой земли калорийных кореньев.   Научились умело раскраиваивать черепа, недоступные  даже для хищников,  расчленять связки, отделять  крупные мозговые кости и куски мяса, раздвигая  ребра посредством крепких рычагов, в виде плечевых, бедренных и большеберцовые костей крупных животных, палок из крепкого дерева. Используя острые осколки костей  научились быстро разрезать толстую шкуру,  разделывать и вырезать остатки плоти.
 С помощью этих усовершенствованных орудий добычи пропитания предчеловек осваивал приемы обороны от хищников, и мог уже отгонять  от останков  своих конкурентов, птиц и некрупных хищников. Для их отпугивания и введение в заблуждение научился подражать голосам животных, в том числе крупных хищников, в совершенстве освоив голосовую мимикрию. О подражании голосам одних  видов животных другим существует множество легенд и примеров из жизни.
 Древние римляне верили, что существует монстр по имени Крокотти. Они считали, что существо было родом то ли из Индии, то ли из Эфиопии. Крокотти внешне напоминал волка, но умел подражать человеческой речи. Когда монстр был голоден, он пробирался в деревни и около домов внимательно подслушивал разговоры людей. Существо в конце-концов запоминало чье-нибудь имя, звало его затем в лес и пожирало там. Такое пугающее представление тем не менее является всего лишь раздутой версией реального зверя - гиены. Ведь они и правда умеют издавать звуки, напоминающие человеческие. Вот только разговаривать гиены не умеют. А термин "крокотти" даже вошел в науку, являясь официальным названием этого животного.
Но среди хищников есть такой, который на самом деле подражает голосам своих жертв, заманивая их. Таким талантом обладает марги, небольшой древесный зверек из семейства кошачьих. Он живет в Мексике, Южной и Центральной Америке и умеет имитировать голоса маленьких обезьян, попавших в беду. Такие звуки привлекают к себе взволнованных взрослых приматов, на которых марги затем и нападает. Кроме того  марги умеют подражать звуками и других животных. К их числу относятся и бескрылая птица тинами, и большой грызун агути.
С себе подобными прямоходящий предчеловек изъяснялся с помощью жестов рук и мимики лица.
Тем не менее все эти достижения являлись  высокой степенью биологического приспособления к изменяющимся условиям существования.
 Огромным достижением доисторического человека стало "приручение" огня.  Освоение огненной стихией возвысило его над миром природы по многим параметром. Во первых огонь согревал и  охранял даже от нападения крупных хищников. На костре они поджаривали доставшиеся куски мяса, что делало поедаемую плоть для не вполне развитых челюстей
 этих существ более удобоваримой. Позже они научились устраивать искусственные пожары, загоняя животных в естественные ловушки, - крутые берега рек и глубокие овраги.  Другими словами поддержание горения, а затем  добывание и использование огня было  вполне разумным действием, обеспечивающим спокойное существование среди агрессивного мира природы. Огонь стал первым осмысленным объектом  труда и средством труда, с помощью которого древний человек научился обеспечивать свои потребности в пище, но главное огонь стал   оберегающим и консолидирующим элементом жизни сообществ древних людей.
               
                Самый совершенный охотник..

Благодаря "приручению" огня множилось количество сообществ и численность каждой популяции, в которых неминуемо возросла  потребность в белковой пище.  Теперь уже вполне осмысленно пралюди воспроизводили в своем зарождающемся сознании досконально изученные повадки и способы охоты хищников,  способных  добывать себе пропитание не  довольстуясь остатками с "царского стола". Естественно, они знали, что не мощь и сила самых совершенных  суперубийц из семейства кошачьих приводит к удаче на охоте, а слаженные  действия и приемы охоты из семейства псовых.
Так леопарды лишь  в 1 случае из 7 возможных  могут поймать добычу. Удачным исходом заканчивается только каждая вторая охота гепарда. В 3 из  10 случаев удачей могут похвастаться прайды львов. У тигров шанс поймать добычу еще  меньше. Лишь в одном случае из 20-ти этот большой кот настигает и убивает свою жертву.
У хищников из семейства псовых  охота куда более удачна. К примеру, это обитатели африканских саванн гиеновидные собаки. Сбившись в стаю численностью около 20 особей, их шанс на успешность охоты достигает  67 процентов. Не менее успешна охота гиен, обитающих в Африке и Южной Азии. Очень удачно завершается охота красных волков, обитающих в Южной Азии.       Высокие результаты стайной охоты австралийских  собак динго.

 
Но перечисленные виды семейства псовых являются эндемиками (от греч. местный)  т.е  видами, представители которых обитают на относительно ограниченной  географической области южных широт..
Волк среди этого многочисленного семейства псовых   занимает особое место. Это прекрасное и дивное создание природы, гордый и хитроумный хищник, как никто другой, приспособлен к выживанию  во всех природных зонах – от тундры до пустыни и от тайги до высокогорных районов. Неимоверная приспособляемость  и выдающиеся способности к охоте волка  определяются:
высоким интеллектом, обучаемостью, способностью экстраполировать ситуации;
физическими данными, прежде всего  большой выносливостью и конечно сверхчутким обонянием и слухом;
образом жизни в стае, в которой существует принятая иерархия  взаимоотношений, распределение обязанностей и строгая дисциплина;
необыкновенно развитой системой сигнализации, -обменом информацией  между членами стаи; 
воспитанием потомства.
Волки необычайно выносливые, неутомимые и упорные охотники. Как вид  существуют на Земле не менее 2 млн. лет . В ходе эволюции у волков сформировался ряд физиологических характеристик, которые позволяют им в поисках пищи путешествовать на дальние расстояния. Этому способствуют узкая  обтекаемая грудная клетка, покатая спина и сильные ноги. Расстояние в 80-150 километров они легко пробегают рысцой со скоростью в 10 км/ч. Не смотря на внушительные размеры его движения очень легки, он словно стелется над землей.  Во время погони вполне могут достичь скорости и в 65 км/ч, при этом  делая прыжки до 5 метров.
Большинство охотничьих качеств этого хищника связано со стайным образом жизни. Волчья стая, это небольшая, хорошо организованная, социально стабильная группа, состоящая из отдельных особей, как правило, находящихся друг с другом в генетическом родстве. В зависимости от обстоятельств  (например, если выживание стаи зависит от охот на такую крупную добычу, как лось), стая волков может насчитывать до 20-30 особей. Однако обычно в стае 4-7 волков. Как правило, стая состоит из пары волков-лидеров, нескольких подчиняющихся им взрослых зверей, молодых волков в возрасте до 2 лет и детенышей.
Основной жертвой волка являются копытные животные – олени, косули, лоси.  Волчья стая, охотясь на стадных животных, как правило, не предпринимает попыток нападения на костяк взрослых, крепких животных, а отслеживают группу отставших, из которых затем, при нападении отсеиваются самые слабые и неопытные животные , которые и становятся добычей волков.  При выборе жертвы  используется тактика наживки и наблюдения. Один волк на протяжении некоторого времени в открытую разгуливает возле стада оленей, другие в это время свое внимание направляют на изучение реакции и поведения животных в стаде. Таким методом они выбирают будущую жертву.  О дальновидности волчьей  оценки поведения добычи свидетельствует следующий пример: Стая волков вспугивает находящееся на склоне горы стадо маралов. Некоторые из маралов убегают вверх по склону, другие бегут вниз и волки бросаются вдогонку именно за ними. Казалось бы, бегущего вверх по склону марала догнать проще, но волки  прекрасно понимают, что вверх бегут животные сильные, а "под горочку" - ослабленные и без раздумий выбирают своей добычей последних. Волки являются вполне творческими существами, поскольку используют различные приемы охоты, часто комбинируя несколько разнообразных способов добычи животных, поскольку волк способен понять логику самой задачи. На охоте без  способности думать зверь ничего сделать не сможет. Только экстраполировать направление движения жертвы надо десятки раз за охоту. Это довольно простой уровень - но этому надо учиться, волк из зоопарка так действовать не сможет.  А они способны и на более высокий уровень: прогнозировать результат своих действий, действовать целенаправленно. За одну охоту волку приходится решать десятки экстраполяционных задач - и они никогда не ошибаются. Можно добавить, что даже человек, со времен обретения разума так и не смог превзойти этого хищника в тактических приемах охоты.

                Приемы охоты волков.
 
Стаи волков во время охоты действуют по всем законам военного искусства как хорошо обученная пехота под управлением опытного командира, со своими хитростями и маневрами. Можно выделить несколько основных приемов охоты волков.
Первый прием охоты заключается в том, что стая делится на две группы. Обе группы одновременно и неторопливо приближаются к крупному животному, затем, одним броском следует нападение. Результат - молниеносное умерщвление жертвы.
Второй прием в своей основе притупляет бдительность жертвы. Волки, не проявляя активности, передвигаются вслед за стадом. Затем, как по команде, в течение короткого времени ускоряются и разбегаются в разные стороны, образуя круг вокруг жертвы.
 Атакующие волки строго соблюдают дистанцию друг от друга  и от будущей жертвы. Преследование - вид охоты, который встречается и применяется волками не так часто. На охоте волк старается избегать длительных погонь. Причем для волков  характерна передача эстафеты от одной группы волков другой при преследовании стада. Интересно, что если хищник не смог сделать решающую хватку или остановить жертву в течении первых 300 метров преследования , волк прекращает погоню,  хотя иногда волк следует за жертвой на расстоянии до 4 км. Причиной такого длительного преследования может быть неопытность волка или наличие среди жертв ослабленных животных (молодняк, старые особи), а также неблагоприятные  для жертвы условия – глубокий снег, каменистая почва. Если жертва ослаблена (ранена), то волк не спеша её преследует, ожидая момента, когда окончательно ослабнет. Действительно, зачем волку тратить силы в атаке, если жертва и так  скоро упадет без сил к его лапам. Также необходимо отметить, что  одиночные волки часто длительно следуют, не нападая, за стадами домашних и диких копытных. В этом случае пищей для волка служат павшие и мертворожденные животные, а также плодные оболочки (последы) остающиеся после родов.  Интересно, что так находят себе пищу в основном старые волки одиночки.
Загон - этот прием часто применяют волки, обитающие в горной местности, максимально используя особенности и неудобства рельефа в своей охоте. Несколько волков попеременно гонят отбившееся от стада животное на заросшие  кустарником, крутые склоны. Животное в спешке очень быстро теряет сноровку, силу, равновесие и становится жертвой волков.
Скрадывание. Тип охоты, во время которого один волк постоянно находится в центре внимания преследуемого стада, в то время как второй следует скрытно и постепенно все ближе подходя к животным, оставаясь незаметным до самого момента атаки.
"Облава", заключается в преследовании жертвы с перехватом на пути. Способ основан на стремлении многих животных убегать от преследователя не по прямой, а по кругу. Обнаружив жертву, волки так же разделяются на две или несколько групп. Одни гонят ее, другие движутся наперерез, когда жертва отклоняется в сторону. Перехватчиков обычно бывает меньше, чем преследователей. Нередко хищники гонят жертву, двигаясь параллельными  курсами. При этом эстафету преследования принимают звери на том фланге, в сторону которого сместился путь движения жертвы. Согласованность действий в такой коллективной охоте очень велика. Смена ролей гонщиков и перехватчиков экономит силы преследователей. Подобные охоты бывают за копытными и зайцами.
 Затаивание. В этом случае волки, наблюдая за направлением передвижения жертв, затаиваются в высокой траве, кустарниках, ложбинах, и при минимально сократившемся расстоянии до жертвы - нападают.
 Еще одна тактика, когда волки незаметно окружают стадо, затем несколько волков намеренно выходит из-за засады, и своим передвижением вблизи заставляет стадо направляться в сторону засады, устроенной другими волками. Только благодаря высокой социальной организации поддерживается  безукоризненная  слаженность действий стаи во время охоты.  Кроме того природная организация стаи позволяет
 
выращивать и охранять потомство, охранять свою охотничью территорию и противостоять крупным хищникам. Внутри  стаи действует табель о рангах и ее незыблемые законы.
                Табель о рангах в стае.

-1.Вожак – высший социальный ранг. В своем большинстве самый сильный и опытный волк. Несет ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае.
Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки – будущее стаи. Однако, если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается. Вожак и жена вожака не всегда ровесники. Если волчица старше и опытнее своего партнера, то она может определять и маршрут, и тактику охоты, руководя выбором жертвы. Если же старше супруг, то именно от него зависит решение большинства жизненно важных вопросов, он даже выбирает место для будущего логова.
 -2.  Старший воин -советник, участвует в организации охоты и охраны. Он является претендентом на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей.
Остальные члены стаи, в том числе принятые из других стай, не относящиеся к данной родовой семье, кроме пестунов и щенков, являются рядовыми воинами, между которыми распределяются обязанности.  Не достигшие года щенки называются прибылыми. Они самые младшие в семье. Их может быть 7-9, но, как правило, 3-5. Прибылые находятся на попечении взрослых волков, по началу в основном матери, матерой волчицы.
Переярки - это дети предыдущего года рождения, оставшиеся на участке родителей. Весной и ранним летом они живут на окраинах семейного участка и поддерживают отношения с родителями. Во второй половине лета приближаются к центру участка, а осенью объединяются с родителями и младшими братьями и  сестрами. Переярков, как правило, в семье меньше, чем прибылых, так как не все дети остаются с родителями на второй год. Бывают и семьи без переярков. В некоторых семьях взрослых волков бывает больше двух. По отношению к паре матерых остальные занимают подчиненное положение и чаще всего не обзаводятся потомством. Часто их относят к переяркам, хотя это не совсем верно. По  возрасту это взрослые звери, но по своей роли в семье они близки к переяркам.
Матерые, прибылые и переярки составляют типичную волчью семью, которая может быть и проще, и сложнее.
-3. Опекуны – несут ответственность за воспитание волчат. Выделяется два подранга опекунов: пестуны, дядьки и тетки.
 -4. Пестуны –ученики охотников, подросший молодняк предыдущего помета не претендующие на ранги воинов. Они находятся в подчинении матерей и выполняют  ее распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат.  Это их первые обязанности в стае.
-5. Дядьки  – это взрослые волки переярки из предыдущих пометов, не имеющие собственной семьи, помогающие выращивать волчат. Порой к стае присоединяются  звери, не связанные с ней родственными узами. Они остаются на правах "дядек" и помогают воспитывать молодых, охотиться и охранять участок. Но есть еще и  "тетки".
У волков отношения между самками более напряженные и жесткие, чем между самцами, поэтому гораздо чаще к ней присоединяются именно самцы. Иногда, крайне редко, появляются и "тетки" - если матерая волчица потерпит их  присутствие.
 -6. Патрульные – оповещают стаю об опасностях. Решение принимают более ответственные члены стаи.
 -7. Щенки –прибылые волчата до года.  Никакой ответственности, кроме послушания старших, но дает преимущественное право на питание и защиту.
 -8. Инвалид – не увечная, а просто старая особь, имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.

                Обмен информацией волков.

Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могут быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей  команд, иногда с помощью громкого воя, иногда  очень тихой звуковой  сигнализацией, иногда совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, и телепатическим общением. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и  выживаемость. Разнообразие и диапазон частот голосовых средств волков значительно превосходят возможности  большинства животных.  Волки издают такие звуки, как вой, завывание, хныканье, ворчание, рычание, тявканье, визг, лай. Каждый  звук имеет огромное количество вариаций.
Реакция волков на эти звуки сознательная. С помощью голоса волки могут передавать очень сложные сообщения — о нахождении определённого зверя в определённом месте. По цепочке волки передают на большие расстояния информацию о том, как и в каком направлении перемещаются ожидаемые ими стадо оленей. . При этом волк сначала слушает информацию, доносящуюся от другого волка, который может находиться в нескольких километрах. Затем передающий откидывает голову назад и воет вибрирующим воем: вначале низким, но  заканчивающимся на самой высокой ноте, ещё воспринимаемой человеческим слухом.
Несомненно,  вой волчьей стаи имеет очень важную охотничью функцию, - сканирование территории. Протяжные звуки, раздающиеся на большом расстоянии вызывают ужас у всех потенциальных объектов добычи. Подобно действию радара,  вибрация страха возвращается к его источнику и стая узнает, - где, на каком расстоянии и в каком количестве находится добыча. Перед охотой волки договариваются, как будет происходить охота. Есть коммуникация звуковая, запаховая, визуальная. Но есть еще   невербальная, телепатическая связь. Перед охотой вожак подзывает  других на совещание, и волки трутся носами и пристально смотрят  друг другу в глаза. 
 Матерый разворачивается, уходит метров на пятьдесят, прислушивается, думает  в одиночестве и возвращается.  Ритуал планирования действий повторяется, - опять трутся носами и смотрят друг другу в глаза.
  Функции на охоте распределяются сообразно тому, кто лучше бегает, загоняет, а кто лучше  нападает из засады. При этом телепатическом общении семья-стая разделяется на загонщиков и  "стрелков", то есть волков на номерах. Устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватывать жертву. Утверждается план действий, как будет происходить охота на крупного и, опасного зверя, например, лося,  какая часть волков будет отвлекать сохатого с головы, не давать ему хода, а какая часть будет нападать сзади и с боков.
Главным элементом звуковой сигнализации является   вой который является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. По своему
многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык,  особенно вой, сходен с языком людей. Довольно примечательно, что волки, обитающие на различных континентах, и даже в довольно удаленных друг от друга ареалах не воспринимают информацию, переданную с помощью воя. Они друг  для друга иностранцы. Вой волков. как и голоса людей, отчетливо различается по половозрастному признаку: вой матерого волка - густой и низкий, очень редко с взлаиванием; вой матерой волчицы - на значительно более высоких нотах; иногда имеет место  скуление и взлаивание;
вой переярков - на еще более высоких нотах с частым взлаиванием, иногда поскуливанием;
прибылые не воют. Они "голосят", издают разноголосое, типично щенячье тявканье, взвизгивание, скуление.
Высота звука, тональность, частота повторения, продолжительность, склонность к вою в разные часы суток - все различно, индивидуально. Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску,  отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др.
  Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове. Она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого.
 С неизбывной тоской воет в два колена матерая: "у-у-у-у-у", "у-у-у-о": "Как сохранить еще не совсем окрепших, но шустрых волчат? Что-то разбрелись они.  Куда делся тот, самый крупный, лобастый, который вечно затевает возню и драки. Мать здесь, иди сюда, несмышленыш!" После гибели волчицы  матерый, не доходя до гнезда 300-400 метров, издает для волчат длительный сложный вой с "успокаивающе нежными" интонациями. Случилось горе. Переярок — молодой волк от одного до двух лет не вернулся с  прогулки. Нет его день, другой. Похоже, погиб. Его сестренка  теряет аппетит и будет плакать. И ее плач — "у-о-оу" — растревожит  душу, как причитания опытной вопленицы.
Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: "Всем спрятаться и затаиться". В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит "крепко", беззвучно. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: "Я на подходе".Родители, когда волчат подзывают к добыче на большом расстоянии, то воем объясняют, как идти, когда прямо идти невозможно. Матерый воет -иди до поворота , щенок слышит. Потом до следующего - там повоет. В четыре-пять  месяцев волчата уже соображают, как по вою формируется зигзаг в воображении, и они легко находят путь.
Одиночный вой служит для связи между членами семьи-стаи, определения местонахождения одиночек, предупреждения о занятости территории, установления контактов разнополых зверей в период гона, выражения состояния особи, для созыва волчат и заботы о них со стороны родителей, сигнала добычи, тревоги и др.
Наряду со сканированием территории  групповой вой служит для сплочения семьи-стаи и выражения ее состояния, служит доказательством прочной занятости данного кормового участка.
КОРОТКИЙ НИЗКИЙ ВОЙ «Я тут главный! Убирайтесь с моих точек!» (издает вожак, чтобы защитить территорию)  Свое "у-у-у-у" матерый затягивает, словно провода гудят под ветром, Звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь  лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчищи. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое "о-о-о-о" или "о-о-о-а-а": "Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок,  берегись, чужак!"
ДЛИННЫЙ НИЗКИЙ ВОЙ "Сейчас мы с главным вам накостыляем!" издает самка, чтобы поддержать альфу.
ДЛИННЫЙ ПЕРЕЛИВЧАТЫЙ ВОЙ "У нас тут большая сходка! Большая и мощная!" разными голосами издают рядовые волки, чтобы нельзя было догадаться, сколько их в стае.
ВЫСОКИЙ ВОЙ "Ну ты где? Сигнализируй!"издают члены стаи, чтобы убедиться, что у волка, ушедшего на охоту, все в порядке.
ВЫСОКИЙ ЖАЛОБНЫЙ ВОЙ "Срочно возвращайся! Мы волнуемся!" издает стая, когда  волк-охотник слишком долго не возвращается. Кроме того, вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых  человеком, в других диапазонах, доступных только волкам.

                Воспитание потомства.               

Особое значение у волков имеет воспитание потомства. В этом принимает 
участие все члены стаи, которые выполняют функции опекунов подрастающего поколения. 
 В природных условиях родители целенаправленно обучают детенышей хищничеству, а затем охоте. Этот процесс развивается поэтапно. Вначале раскрывается хищническое поведение, а затем охотничье.
-Родители впервые кормят волчат в возрасте около 20 дней отрыгивая мясо , а свежим мясом -около 30 дней, что закрепляет свойственную хищным врожденную положительную реакцию на мясо; это служит подготовительным этапом для перехода на полный мясной рацион к 40-50-дневному возрасту. - Развитие хищнического поведения. К 40-50-дневному возрасту родители  обучают их отношению к потенциальной жертве, начинают с мелких животных, что является основным этапом формирования хищнического поведения, который у волчат еще не раскрыт. Волчонок может в игре убить крысу - и тут же потеряет  к ней всякий интерес, и может рядом с этой крысой умереть с
голоду. Сначала приносят куски мяса, потом куски мяса со шкурой - приучают щенков к запаху добычи. Затем приносят мелких животных и учат самостоятельно разрывать плоть ;
-Раскрытие охотничьего поведения. Сразу же после формирования хищнического поведения начинается следующий этап -формирования охотничьего поведения, во время которого родители обучают детенышей охоте на мелких животных. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у волчат есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов - но до умения охотиться это далеко. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это пища. Охота у них - это традиция. Причем, у каждой семьи она своя. В одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотиться только на лося или только на оленя. С одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать. Но с другой это классический пример традиции. Если волчонка не учить охотиться на лося, он сам не научится - он даже запаха его не знает.
-В возрасте 1,5-2 месяца начинается следующий этап - обучение запаху и вкусу крупной потенциальной жертвы.
-В 3-месячном возрасте родители ведут детенышей к добыче - начинается визуальное изучение жертвы, уже знакомой по запаху и вкусу; при этом, что не менее важно, волчата обучаются разделыванию крупной жертвы. Этот этап важен еще и тем, что волчата в возрасте 4-х месяцев  уже могут идентифицировать  местонахождение родителей (по их вою) и, соответственно, самостоятельно ориентироваться в пространстве, находя дорогу, где родители добыли крупную жертву;
- В 7-месячном возрасте у волчат полностью формируется исследовательская активность, направленная на след потенциальной жертвы, которая в этот период еще вызывает сильно выраженную реакцию страха.
-С 9-месячного возраста волчата самостоятельно преследуют потенциальную жертву, однако напасть на нее не решаются из-за все еще не угасшей реакции страха. В этом же возрасте, во время совместной со взрослыми охоты выявляется  тенденция распределения функций между волчатами;
-В возрасте 1,5 года начинается специализация во время непосредственного взаимодействия с жертвой. К этому возрасту у волчат полностью формируется способность экстраполяции направления движения, что значительно увеличивает  вероятность успешной охоты.
-Потом начинают ходить на охоту со взрослыми. Сначала просто рядом бегают, боятся еще, дальше начинают загонять, потом прикусывать - и постепенно осваивают приемы, к полутора годам примерно. Приемы у каждого свои - зависит от силы, характера. Кто-то на круп бросается, кто-то на бок. Если волк слабее, он будет выбирать тактику, где меньше усилий, если трусливый - будет  действовать, как безопаснее. И роли складываются: один гонит, другой направляет, третий в засаде...
И, кроме того, волчата же все это время играют друг с другом. Если сравнить, как волчонок атакует во время игры - и потом на охоте, выясняется, что одинаково. Заодно они учатся чувствовать, понимать друг друга. А потом эти навыки оттачиваются на реальных объектах. Они начинают с маленького, с зайца, учатся, как его оптимальнее взять. Причем обучение  происходит с  первого раза : один раз ошибся - второй раз не повторится.
               
                Загадки приручения.

Сотни тысяч лет назад прапредки человека  стали охотниками и благодаря этому стали людьми. Однако охота, это не только умение владеть и использовать орудия охоты для добычи зверя. Что бы стать средством существования, надо не только преодолеть страх перед убийством, надо овладеть приемами  и навыками охотников.
Можно предположить, что овладение приемами  и навыками охотников являлось следствием   выдающихся умственных способностей пралюдей. . А охота стала возможна благодаря освоенному  умению изготавливать предметы труда, которыми  воспользовались , как орудиями охоты..
Может быть, прапредки просто развили предрасположенность к убийству, которая свойственна некоторым приматам, таким как шимпанзе и павианам? Однако история происхождения человека, говорит о том, что он отличался от своих агрессивных собратьев прежде всего тем, что как раз и не был агрессивен.  Иначе какими причинами можно объяснить, что в свое время ему пришлось покинуть лесные кущи, в которых продолжали благоденствовать многочисленные виды других приматов. Неужели прапредки слезли с дерева в поисках приключений? Очевидно, что в свое время они были изгнанниками, неспособными отстаивать  свое право на жизнь в привычной среде обитания.
Еще один интересный факт. В литературе упоминается о том, что человек приручил собаку  по разным оценкам 12, или  30, или  60 тысяч лет назад. Во первых. это было первое прирученное человеком животное. Во вторых 20 лет назад  генетические исследования показали, что предками собак были волки.
 К- Маркс указывал, что прирученные, следовательно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные играли на первых ступенях человеческой истории главную роль как средство труда. Характерной особенностью домашних животных, на которую впервые указал К.  Маркс, является заложенный в них человеческий труд. "Животные и растения, которых обыкновенно считают продуктами природы, в действительности являются продуктами труда не только прошлого года, но в своих современных формах и продуктами видоизменений, совершавшихся на протяжении многих поколений под контролем человека, при посредстве человеческого труда". Но какие причины побудили пралюдей на столь революционное решение  и на протяжении многих поколений превратить продукт дикой природы  в собаку. Для охоты, охраны или в качестве кормовой базы?
Для охоты случайно выкраденный из логова волчонок был непригоден, так как нуждался в предварительном обучении навыкам охоты родителями в стае.
Так же являются нереальными предположения о том, что у предчеловека возникло желание приручить именно волка в качестве первого домашнего животного для охраны или в качестве кладовой мяса. Несколько сотен тысяч лет назад, когда люди начали овладевать премудростями охоты, по внешнему виду  были субтильными существами ростом чуть выше 1,4 метра.
А волк, это  крупное животное, высотой в холке –70 - 90 см., длиной  тела – 140 - 180 см, массой – от 40 до 90 кг. В доисторические времена, когда большинство травоядных были значительно крупней современных видов, соответственно и волки были побольше . В борьбе за добычу волчья стая успешно конкурировала с такими хищниками, как саблезубые тигры, львы и медведи.
 Решение о том, что бы взять из дикой природы и приручить такого огромного зверя в те времена слишком проблематично.
 Значит эволюция уготовила плотоядным предкам другой путь развития. Древние Эллины говорили :  "Охота и собака  - изобретение богов, Аполлона и Артемиды." Бог Аполлон в мифологии был воплощением творческой энергии, а его 
сестра богиня Артемида была воплощением охоты. Но собака является дальним потомком  волка, - который был одним из самых опасных хищником,  воспринимающих людей как возможную добычу. Значит насильственного приручения  волка быть не могло, как это происходило в последствии с одомашниванием травоядных животных.
Как говорится не было счастья, да несчастье помогло. Став прямоходящими предки человека обрели ряд преимуществ, главным из которых является освобождение передних конечностей и превращение их в руки.   Негативной стороной освоенного прямохождения была трансформация тазобедренных частей скелета. . Поэтому в отличие от четвероногих роды для  женщин – мука и смертность при родах  довольно высока.
.Вертикальное положение тела стало причиной сужения таза, поэтому у женщины окружность малого таза в среднем на 14–17 процентов меньше, чем окружность головы плода, растущего в ее утробе. Необходимые для прямохождения крепкие крестцово-седалищные связки фиксирующие таз, лишили крестец подвижности и затруднили роды.
В современном мире смертность наступает у 31,2 % рожениц. Такой высокий процент  существует как средняя величина   из за высокой смертности рожениц в неразвитых странах Африки и Азии. В цивилизованных странах этот процент приближается к "0". В древнейшие времена, на заре появления человеческого  общества этот процент был  значительно выше. Тогда часто умирали не только роженицы, но и женщины с послеродовыми осложнениями. Поэтому оставшихся без материнского молока плачущих младенцев, да и более  старших,  ставших обузой без родительского присмотра просто относили в лес.
 Случались чудесные случаи, впрочем известные и в современном мире, когда таких детей находили кормящие волчицы. Известно, что у волков, как ни у кого из животных развит материнский инстинкт. Бывают даже  случаи, когда волки воруют  щенков у собак  - не для того, чтобы съесть, а чтобы вырастить и воспитать.  Поэтому воспитание волками   маленьких детей, чаще всего именно волками, а не другими зверями довольно известный факт.
У более взрослых детенышей от 3 до 6 лет, которых приютили и приняли в стаю волки шанс выжить был довольно высок. У грудных младенцев шанс   выжить  в волчьей стае  был минимален, но все - таки был. Такой шанс возрастал у детенышей, которые находились в переходном  от грудного возрасте. Например в  случае гибели матери, когда ребенку исполнялось год, полтора. Для их выживания имелись природные предпосылки.
В волчьей стае. т.е в семейном кругу может набираться 3-4 последовательных выводка. Волчицы из этих выводков не только принимают участие в воспитании и кормлении щенков. У половозрелых самок, при наличии щенков-сосунков начинает  образовываться свое молоко для вскармливания, так называемая ложная щенность. Не смотря на отсутствие беременности начинает активно вырабатываться пролактин, -гормон, ответственный за лактацию у матери. Это природное явление объясняется тем, что проживая в стае, волки  имеют часто лишь одну альфа-самку, которая рожает щенков. Все остальные самки должны  поддержать свою главную самку в кризисной ситуации и прокормить своим молоком малышей. И если она долго отсутствует, то остальные самки приглядывают за выводком.
  В случае гибели матери-самки  подрастающее поколение вскармливают и воспитывают другие волчицы. Получается, что ложная щенность — это  явление, которое в дикой природе является необходимым условием для выживания стаи. Наличие в семье 3-4 выводков молодых волчиц, появляющихся на свет последовательно через один год, увеличивает шансы выживания принятых в семью младенцев.   Человеческих детей волки стремились вырастить себе подобными точнее, дети вырастали подобными волкам. Они воспитывались в стае, проходя все этапы обучения хищничеству и охоте.
Пути эволюции, это каскад случайных событий, которые тем не менее укладываются в некий план, схему развития.
Существует мнение, что это фантастика, - человек не сможет вернуться полноценным в общество если он прожил зверем. Какие выводы можно сделать из всего этого?  Человек формируется именно «как Человек» в возрасте с двух до пяти лет, когда преподаваемые ему знания остаются базой на всю последующую  жизнь. Именно тогда и происходит адаптация к членораздельной речи, к человеческому обществу. Находясь же под воспитанием животных, дети не обретают нужного умственного развития, превращаясь в дикарей. И им так и не суждено обрести человеческий облик. Реальные современные истории и у них  есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название "синдром Маугли" Среди общих признаков синдрома Маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить,  неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди  животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями". 
Существуют реальные свидетельства что такие случаи действительно имели место.
 Но если человеческий ребенок  усыновлен животными до 3 лет, он не научится прямохождению  и не станет уже человеком.
В 1975 году пастух увидел в лесу среди волков человеческого детеныша. Когда волки разбежались, мужчина поймал его и привез в Милан. Мальчика назвали Роно. Он рычал как зверь, не говорил ни слова, долго отказывался от пищи. По внешнему виду ребенку было около 5-ти лет. Его поместили в Институт детской  психиатрии, где врачи старались сделать из ребенка-волка человека.
Подобных случаев известно немало: только официально зарегистрировано около четырех тысяч свидетельств о том, что детей воспитывала звериная стая.
В 1926 г. в Индии местный священнослужитель и глава сиротского приюта преподобный Джозеф Амрита Лал Сингх написал письмо в газету «Калькутта Стейтсмен», рассказав невероятную историю о двух индийских девочках, находившихся на его, попечении. Преподобный Сингх утверждал, что однажды к нему подошел человек из Годамури, деревни в округе Миднапур, который сказал,  что хочет показать ему кое-что любопытное. Когда Сингх пришел к нему домой, его подвели к клетке, выстроенной рядом с домом, в которой сидели две маленькие, совершенно дикие на вид девочки; хозяин утверждал, что изловил их в окрестных лесах. Позже Сингх заявил, что сам поймал их в октябре 1920 г., вытащив из волчьего логова, где они, судя по всему, воспитывались волками.  Он забрал девочек в свой приют, где попытался вырастить. Все время, что они провели там, он вел дневник (не более чем ворох разрозненных страниц), в котором запечатлены его попытки «очеловечить» детей. Он пишет, что девочки вели себя как волчата: отказывались носить одежду, царапали и кусали всякого, кто набирался смелости к ним подойти, не желали есть приготовленную пищу, равно как ягоды и фрукты, по-собачьи лакали молоко из поставленной на пол миски, с аппетитом поедали сырое мясо и ходили на четвереньках, как животные. От этого у них были грубые мозоли на ступнях и ладонях, так что, похоже, они передвигались таким образом уже длительное время — если не всю жизнь. Сингх назвал старшую девочку, которая выглядела лет на восемь, Камалой. Младшая получила имя Амала, ей было от полутора до двух лет. Ни одна из них не умела говорить, поэтому они не могли указать, откуда они или каким образом они стали жить вместе с волками. По словам Сингха, у обеих девочек был необычный режим сна: они просыпались около полуночи, чтобы пройтись, время от времени
издавая звуки, которые Сингх описывает как «вой, похожий на волчий». В физическом отношении они не  отличались от коренных жителей этого региона Индии, для которых характерны темная кожа, широкие лица и носы, но обе были низкорослые, а передвигались скачками, согнув корпус. Они не имели ни малейшего понятия о личной гигиене,  отправляли естественные надобности, не смущаясь присутствия людей, при первой потребности, иногда вытирая ягодицы о землю, как делают после дефекации собаки.
Сингх полагал, что это были скорее попытки избавиться от глистов, как и у собак, чем желание очиститься. Девочки почти не проявляли интереса к человеческому обществу, но больше привязались к животным, жившим в окрестностях приюта, особенно к собакам. По словам Сингха, они также жевали траву, мелкие камешки и комки земли, как  иногда делают собаки. Однако когда им давали сырое мясо на кости, они счищали его руками, а не глодали кость, как делают плотоядные животные. Несмотря на все усилия воспитателей, процесс «очеловечивания» Камалы подвигался очень медленно. Лишь на третий год упорного обучения она научилась кое-как держаться на двух ногах, если ее, поддерживали сзади.  Через 7 лет она уже ходила самостоятельно, но всякий раз, когда нужно было бежать быстро, падала на четвереньки и скакала на четырех конечностях. Обучение человеческой речи почти не давало результатов: спустя 4 года она лишь понимала вопросы и выучила всего 6 слов. Через 7 лет ее словарь не превышал 45 слов.
В жизни Камалы среди людей Синг различал три периода. Первые два года она вела себя, как волк. Следующие 4 года мало-помалу усваивала человеческий образ жизни, хотя в поведении было еще много волчьих повадок, и только в последние 3 года у нее преобладали привычки человека. Камала начала спать по  ночам и даже стала бояться темноты. Искала общества людей, ела руками, пила из стакана. Однако ее умственные способности значительно отставали от развития детей ее возраста. Когда Камалу нашли, ей было 7–9 лет, но интеллект ее находился на уровне развития шестимесячного ребенка. В возрасте 16–18 лет она вела себя, как четырехлетнее дитя.
Но случается, что ребенок попадает по попечительство животных в более старшем возрасте, когда уже освоил человеческую речь, научился прямохождению и стал вполне социальным существом.
В андалузской провинции Кордова с 7 до 20 лет прожил с волками мальчик Маркус.  В 20 лет он попал опять к людям и стал вполне социальным человеком и вспомнил человеческую речь

                Сатиры, силены и кентавры.

В древности     таких мелькающих в лесу существ живущих в отдалении от людей называли сатирами, силенами и кентаврами. Как и волки, это были необычайно быстрые и скрытные существа. которых считали невидимыми духами леса.   
Воображение древних дорисовывало их внешность. Сатиры - — происходит от корня "tur" "владыка"  рисовались покрытыми шерстью,  с козлиными рогами, и имели  козлиные ноги
с копытами. Силены имели конские уши, хвост, ноги и  копыта. Благодаря своей конской породе силены были родственны кентаврам. Полукони силены были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, в противоположность козлорогим  сатирам — демонам гор и лесов.   Кентавра изображали с человеческим торсом, а вместо человеческих ног , т.е продолжением его торса  были конское тело и 4 ноги  с копытами.  Греческое слово. "кентавр"   расшифровывается, как  убийца быков. В корнях слова "кентавр" нет слова "конь". следовательно когда-то они воспринимались другими существами, судя по переводу хищниками.
 В Европе впервые о «диком человеке» упоминает ещё римский историк Плутарх. Согласно его сообщению, в  1 веке до нашей эры солдаты полководца Суллы поймали «сатира». В Китае, примерно в первом веке до нашей эры, историк Сыма Цянь писал, что китайские солдаты видели огромную белую человекоподобную  обезьяну.
В древнейше памятнике  культуры, шумерском,. эпосе о Гильгемаше  повествуется, как боги дали герою соперника, ставшего потом его другом. Это был Энкиду, "естественный человек", выросший с дикими животными, быстрый как газель.
Энкиду начинает носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться,  проходит все этапы, ведущие человечество от дикости к цивилизации. Большая дружбу между Гильгамешем и Энкиду, начавшаяся битвой, является звеном, связывающим все эпизоды эпоса. После встречи с Гильгамешем 
Энкиду становится его "младшим братом", "дорогим другом".
 Выдающиеся представители античной культуры и науки - поэт Овидий, историки Плиний Старший и Геродот - упоминали в своих трудах племя сатиров(людей, покрытых шерстью, с козлиными бородами, рогами и копытами), обитавшее в глухих лесных дебрях. Римский консул и писатель Филострат, живший в начале  нашей эры, в одной из книг рассказал о поимке и приручении дикого сатира в Эфиопии.
А древнегреческий историк Плутарх подробно описывает, как такого же сатира заманили в ловушку на черноморском побережье близ греческого города Аполлонии, на территории современной Болгарии. Странное существо доставили в Рим, где его неоднократно показывали римской знати во время празднеств и  пиров. Плутарх пишет также, что, по преданию, сатир, внук Зевса,
Символом  неиссякаемого плодородия  сатииров и силенов является фалос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад . Сатиры наделялись качествами диких существ, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической  выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение музыкой, флейта — один из основных атрибутов сатиров.
Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров.
               
               Древняя память. Кинокефалы и ульфхеднары.
 
 Персонажами древних мифов были кинокефалы, киноцефалы, - псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы — люди с собачьими, волчьими, шакальими либо гиеньими головами.
 Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др.
Известными собакоголовыми персонажами являются Анубис — древнеегипетский зооморфный бог, Святой Христофор — христианский святой, согласно одной из версий жития, принадлежал к подобному собакоголовому племени, жившему на  границах империи. Согласно другой — собачья голова была дарована ему Богом в ответ на молитвы, чтобы противостоять искушениям. Полкан,  могучий русский богатырь, обладал песьей головой, Аралезы — армянские боги-псоглавцы,  которые могли лизанием ран павших в бою возвращать их к жизни.
 Среди  древнескандинавских народов  особыми  воинами  считались   берсерки и ульфхеднары. Если «медведеподобных»  берсерков, одетых в медвежьи шкуры обучали  для сражений, как неистового сильного воина, то у ульфхеднаров  больше был уклон на скорость и тактику. В отличии от берсерков ульфхеднары проходили несколько иную подготовку, после отбора. Если сделать дословный перевод названия, то получится «волкоголовый» (;lfh;;nar; ;lfr — волк, h;;in — голова) , не редко их так же именуют воины-волки. О  ульфхеднарах  говорится как о волках, что не удивительно, они всегда облачались лишь в волчьи шкуры и не носили никаких доспехов, все что им было нужно — это шкуры и оружие.
               
                Обряды инициации.

Большое значение в  древности придавалось инициации. Это обряды, знаменующие переход индивидуума на новую ступень взросления, развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. История религии различает три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12-ти лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя.
Известно, что в древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян, включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. Это нашло отражение в фольклоре, где оборотничество связано с древним мифом, из  которого этот мотив перешел в легенды, былины и сказки "без существенных изменений". Так, в древнерусском эпосе, который представлен в "Слове о полку Игореве" и в былине о Волхе Всеславьевиче, присутствует древнеславянский миф  об оборотне, сопряженный с культом волка и обрядами инициаций. Этот миф позднее был отнесен к конкретным историческим лицам, таким, как Всеслав Полоцкий на Руси и сербский князь Вук Гругрович.
 На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. Легенды об оборотнях тоже, как правило, местом, где живут превращенные в волков, называют лес, реже поле . Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов. Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на "том" свете. Как же проходил сам ритуал превращения инициируемого в волка?  Эта операция  совершалась путем одевания волчьей шкуры, опоясывания и употребления опьяняющих веществ. В частности, так совершался в древности этот ритуал у родственных славянам народов . На это же указывают данные славянской этнографии и фольклора. В молодежных объединениях западных славян, например,  известен обычай наряжать инициируемых волками. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка ]. В украинских легендах вовкулаки - это всегда люди, одетые в волчьи шкуры, под которыми имеется даже одежда. Само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры.
                Генетическая память. - ликантропия

Существует очень редкое заболевание у людей - ликантропия, происхождение которого  можно объяснить генетической памятью, наследством от  предков. Наличие заболевания говорит о том, что в древнейшие времена люди довольно часто оказывались воспитанниками именно  волчьей стаи и отождествляли себя с хищниками.. Ликантропия - от греческих слов ликос ("волк") и антроп("человек") - "болезнь оборотня". Психическое состояние, когда человеку кажется, что он время от времени превращается в зверя, чаще всего в волка. Диагностируется как проявление шизофрении.. Многие больные клинической ликантропией действительно чувствуют, что превращаются в волков. Одно из древнейших психических расстройств. Упоминания есть в античной мифологии и Библии. Люди отождествляли себя с животными, жившими поблизости, — где-то это были волки, где-то тигры, медведи, львы, крокодилы, но чаще всего именно волки.
Один 28-летний, страдающий ликантропией, описал свою болезнь таким образом:— "Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой... Я чувствую, что превращаюсь в волка. "Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения.  Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои
зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее"

 
          История  Маркоса Родригеса Пантохи.               

Кинорежиссер Херардо  Оливарес, снявший фильм о Маркусе подчеркивает, что Маркос Родригес Пантоха не стал волком, он не рос в стае с рождения. Но волки приняли его и стали его единственной настоящей семьей
Маркосу исполнилось 7 лет, мачеха заставила мужа продать своего сына какому-то безвестному козопасу, жившему в горах. В один прекрасный день пастух вместе со своим стадом исчез, растворился в горном тумане, бросив семилетнего ребенка на произвол судьбы, одного в безлюдных горах…Мальчик домой возвращаться не стал ни к своим, ни к чужим, ведь от них за всю свою маленькую жизнь он не видел ничего доброго. Он остался в горах и стал привыкать к новой жизни. Впервые он почувствовал себя свободным. Как то раз он увидел маленького волчонка и начал с ним играть. Маркос так описывает свое первое знакомство со стаей волков, ставших его приемной семьей:  «Появилась мама-волчица, подошла к нам и оттолкнула меня лапой от своего щенка. Я прижался к скале. Я понятия не имел, что будет дальше, как вдруг волчица бросила мне кусок мяса, я схватил его и начал есть. В этот момент волчица приблизилась и начала меня нежно облизывать. С тех пор я шел вместе со стаей, как один из них…». Впервые в жизни мальчика приласкали и приютили, но не люди, а волки.
 Оливарес говорит, что не сойти с ума от одиночества и выжить мальчику помогли не только звери, но и богатое детское воображение и приводит в пример слова Маркоса о том, что звери ему улыбались. Оливарес считает это выдумкой, но я знаю точно, что волки и собаки (и даже некоторые коты!) любят улыбаться и делают это регулярно и с удовольствием! Особенно рядом с теми, кого они любят…
Маркос, проживший 12 лет в диких лесах Сьерры Морены вспоминает сегодня, как он стал вожаком волчьей стаи. «Я убивал, чтобы есть. Я заскакивал на спину оленя и перегрызал ему глотку. Волки всегда знали, что я поделюсь с ними мясом. Я делился с ними добычей, мы были друзьями. Волки шли за мной и относились ко мне с уважением… К тому же я умел добывать огонь, поэтому они меня побаивались. Но мы всегда отлично ладили. Бывало я попадал в опасность, - тогда я издавал свой клич и мои друзья всегда приходили мне на помощь».Как же прожил свою жизнь андалузский Маугли?
Когда бравые гвардейцы отловили Маркоса в горах, то сначала они попыталисьвернуть его домой, к отцу, который когда-то продал его козопасу. Но папаша и слышать о нем не хотел. Тогда его отдали на воспитание на какую-ту горную ферму, откуда он попал в монастырский приют. В приюте он пробыл год: его учили снова быть человеком, хотя ему этого вовсе не хотелось – он учился говорить и есть, сидя за столом, с помощью столовых приборов. Егопытались привести в соответствие с реальным миром. Поскольку Маркосу было уже больше 20 лет, то его отправили на два года в армию. Потом он работал на Балеарских островах, по ресторанам и барам. Долго жил в Малаге. Сейчас он живет в маленькой деревне, затерянной в галисийских горах. В теле 65-летнего человека по-прежнему скрывается наивный, чистый и добрый мальчик, умеющий говорить с лесными зверями. У него тело и грация 20
летнего юноши. Он и по сей день считает те 12 лет в горах с волками самыми счастливыми в своей жизни. Он никогда не был женат и очень жалеет, что у него нет своих детей. Сейчас он счастлив: он живет в большом красивом доме с семьей, которая, как когда-то стая волков, приютила и полюбила его. Но он часто уходит в горы и издает призывный волчий клич, на который выходят из лесу волки, чтобы повыть вместе в хмурое небо Галисии.


 
       Освоение навыков охотника. Волки одиночки и симбиоз.

Такие события, как воспитание ребенка волками происходили и в древности. И по логике такие случаи были довольно частыми, поскольку  смертность среди рожениц . да и просто родителей была высока. Человек проживший с волками не один год вполне осваивал приемы и навыки охотников. По различным причинам, - в случае ранения, распада или гибели приютившей их стаи и т.д. люди-волки могли оказаться среди своих двуногих собратьев. Такие люди-волки уже не могли обходиться без мяса и начинали охотиться, вначале самостоятельно.  Большая вероятность, что   люди - волки  для добычи могли привлекать волков - одиночек. Они знали их "язык" самое главное, волки им доверяли. Пути эволюции неисповедимы. Рано или поздно подросшие волки покидают родовую стаю. Они могли присоединиться к другой стае в качестве "дядек", могли найти одинокую волчицу и образовать свою семью или стать одиночкой..
 В период гона -волчьих свадеб  матёрый, проигравший бой за волчицу так- же уходил из стаи. Волком-одиночкой ,в этот период, могла стать и матёрая волчица, утратившая способность к продолжению рода. Её участь - аналогична матёрому волку. В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю. Волков,  одиночек  называют бирюками. Но какой бы сильный волк не был, ему трудно  прокормиться  в одиночку.
.Этимология: слова "бирюк" происходит от древнеславянского "бер" (бар), т.е. живущий в берлоге  "медведь". Таким сходным словом называли волков, ведущих такой же одиночный образ жизни. как и медведь.  Татарское слово "бир", означает  единица, одиночка. В славянской мифологии, бирюк считался медвежьим аналогом охотничьего пса человека.
               
                Освоение охотничьих навыков.

Первое    предположение, что человек-волк, попавший к своим двуногим собратьям,  делился добычей с остальным коллективом пралюдей  и рано или поздно вовлек их в охоту за живой плотью.
Далее второе предположение, что люди стали охотится с волками, то есть произошло охотничье взаимодействие. -симбиоз.
На первых этапах взаимодействие происходило спонтанно, во время периодических встреч при добыче пропитания, - чему способствовал ряд взаимосвязанных предпосылок. Люди  наконец овладели навыками коллективной охоты на стадных копытных. На охоту выходили все мужчины племени, выслеживали пасущихся, или пришедших на водопой животных и широким фронтом загоняли их в удобное для поражения место,- в засаду, искусственные или природные ловушки,- завалы деревьев, обрывы, крутые склоны оврагов, узкие ущелья скал или болотную трясину. Такой же изощренный прием загона копытных используют стайные хищники. Имея общую цель и способы ее достижения, - аналогичные стратегию и тактику загона, два вида охотничьих сообществ не могли не заметить друг друга, наблюдая и отмечая особенности параллельной охоты. При удобном случае каждая сторона могла перехватить инициативу и даже воспользоваться ее результатами, например при загоне в пропасть. Такие инциденты являлись естественной конкуренцией, своеобразным соревнованием, хотя обилие добычи не приводило к охотничьему противостоянию.  Крупномасштабная охота людей была направлена на добычу большого количества животных и после каждого удачного загона оставались части туш, которые люди не могли унести с собой. Невостребованные остатки поедались падальщиками и хищниками, и в ожидании очередного пиршенства  волки инстинктивно сопровождали источник нечаянной добычи.  Вполне очевидно, что при сопровождении охотников неминуемо включался азарт преследователя, и пассивное следование за людьми переходило в активное участие в загоне.
По прошествии ознакомительного периода вполне естественным и целесообразным оказалось уже отработанное и усвоенное взаимодействие сторон, т.е. совместное  участие в загоне копытных.  Когда обе стороны оценили эффективность слаженных действий и ожидали их возобновления, комплексная охота   стала периодически возобнавляться и в конечном итоге обрела регулярный характер. Четвероногие смежники рьяно включались в преследование, мгновенно ориентируясь, исправляли прорехи загона, активным содействием приближая финал.
Загнанных, т. е. например обездвиженных тесным пространством животных первобытные люди поражали камнями, кольями и метательными дротиками.   
Мастерское владение метательным оружием имело  важную роль как на завершающем этапе охоты, так и  при неминуемых  атаках крупных хищников, претендующих на добычу. Поэтому  лидерство  в совместных действиях принадлежало людям. По праву сильного они большую часть добычи уносили с собой, но часть демонстративно оставляли четвероногим напарникам. Такой периодический  контакт привлекал стаю к жилью людей и  постепенно местом обитания волков стали окрестности первобытных стоянок. Особенно привлекала волков охота людей на крупных животных, носорогов , крупных слонов и мамонтов. С помощью умелого использования огня люди загоняли животных в ловушки . в которых они  разбивались насмерть или становилисьобездвижены. Естественно большая часть добычи доставалась стайным хищникам. В результате охотничьего симбиоза  племен кроманьельцев и стай волков появилась особенная среда обитания, в которой сообщество людей приобрело  эффективных помощников при добыче животных.
 
                Обоюдная доместикация

С этого периода начался этап одомашнивания волков. Усвоенное лидерство людей на охоте и регулярное получение добычи в форме поощрения семимильными шагами приближала их к потере независимости. На совместной охоте их функции сводились к быстрому обнаружению и помощи в загоне крупных копытных. Приоритет в  забивании жертв, попавших в ловушку оставался за людьми. Тем не менее неизбывная энергия хищников проявилась на другом поприще. Рядом с двуногими лидерами  волки стали гораздо смелее при встречах с крупными хищниками, без промедления бросаясь в атаку. В богатой роковыми случайностями первобытной судьбе нередко спасали  жизнь людей  на охоте и в окрестностях жилья, самоотверженно вступая в единоборство с нападающим противником. Рыская по  угодьям, прогоняли конкурентов и врагов с охотничьих территорий. Проявилось и новое качество, в корне отличающее  волков , приближенных к человеческому  жилью. Заведомо чуя приближение непрошенных гостей, в том числе  сородичей из других стай и пришельцев из соседних племен они начинали нервно взвизгивать, подвывать,  рычать и хрипло тявкать, таким образом сообщая о возможной угрозе.  Постепенно эта какофония звуков трансформировалась в особое средство коммуникации, - лай собаки. С тех пор своим голосом они окончательно обособили места обитания  первобытных  людей, превратившись в чутких и надежных сторожей.   
Таким образом, приспособленность к выживанию в дикой среде уступала место адаптации к человеку. Содействовало этому и оформившаяся политика людей в отношении четвероногих соседей, ощутивших потребность приблизить их к своему жилищу.
Собственно с привлечения волков во внутренний круг первобытного быта началась их доместикация, - одомашнивание, в котором самое деятельное участие стали принимать женщины. Хранительницы домашнего очага, запасов продовольствия ценили обитателей окраин, приносящих удачу мужчинам на охоте и бдительно охраняющих окрестности жилища. Отметили они  и их виртуозное умение ловить крыс, паразитирующих на стоянках и портящих запасы продовольствия. По мере того, как стаи бывших волков становились  союзником, а затем неотъемлемой частью человеческого коллектива,  кардинально менялись условия выживания и способы добычи пищи. Новая среда обитания  обусловила вначале изменения в поведении, и постепенно привела к трансформации внешних признаков. При завершении процесса одомашнивания морфологические особенности скелета черепа, конечностей, характерные для диких сородичей, претерпели  первые изменения. Возникла молодая поросль генеалогического  древа собак. В отличии от  одомашнивания других животных, этот  переход от дикой среды обитания  не происходил насильственным путем. Естественный выбор  был сделан Природой, объединившей активного потребителя ее ресурсов с хищным животным, обладающим развитым инстинктом коллективной охоты и охраны.  Своеобразный межвидовый симбиоз сплотил два сообщества с высокой, и во многом схожей социальной организацией, добывающих пропитание добычей одних и тех- же животных, не брезгуя павшими и имеющих общих врагов, среди крупных хищников.  Эта стадия сосуществования и взаимодействия занимала длительный период, предваряющий стремительный переход собак на полное содержание человека. Освоенные приемы охоты изменяли не только волков, но и пралюдей. Для загонной охоты требовались новые средства коммуникации..Во время преследования зверя требовалось освоения сигналов для  взаимодействия, например "обходи справа", "быстро за мной" "осторожно", "затаись"  "вперед" и т.д. .
Тактика совместных охот видоизменялась, усложнялись и  появлялись новые голосовые сигналы. Можно сказать, что благодаря освоению охотничьих навыков и тактике добычи прачеловек стал осваивать речь. - вторую сигнальную систему.  Родовые коллективы разрастались, усложнялись взаимоотношения между членами  общин.  Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при совместной трудовой деятельности людей и который выразился в речи..Если охота мать,  то  речь и мышление явились ее родными дочками, - сестрами -близнецами.. Благодаря слову, - "сигналу сигналов" развивалась высшая нервная деятельность, - мышление. Кроме того совершенствовались орудия охоты, способы их обработки. Совместная охота, не только сплачивала коллектив людей , но и способствовала его выживаемости.
© Copyright: Юрий Турлыков, 2016
Свидетельство о публикации №216091201821.