Романова Н. А

Александр Захваткин
РОМАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
22.08.1673 – 18.06.1716

Наталья Алексеевна родилась 22 августа 1673 г. в семье русского царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) и второй его жены Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651 – 1694).

Алексей Михайлович был вторым русским царем в династии Романовых, заняв престол в 16 лет (1645 г.) после смерти отца Михаила Федоровича.
Наталья Кирилловна Нарышкина была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и Анны Леонтьевны Леонтьевой. Ее бабушка по материнской линии происходила из дворянского польско-литовского рода Раевских. Среди знатных бояр за глаза её звали «лапотная царица» из-за её незнатного происхождения.

Предполагается, что Наталья Алексеевна получила имя свое в честь Натальи Никомидийской (нач. IV в.н.э.). Очевидно, таким образом, Алексей Михайлович пытался реализовать свое представление о роли спутницы царя в его нелегком пути русского православия в период церковного раскола.
Наталья Алексеевна была крещена патриархом Иоакимом (1621 – 1690) в Чудовом монастыре Московского кремля. Симон Ушаков (1626 – 1686) написал ей мерную икону. Икона была узкой по ширине, а по высоте соответствовала росту («мере») новорождённой и изображала святую Наталью Никомидийскую (в настоящее время утеряна).

С 1675 г. воспитательницей (мамкой) царевны была княгиня Прасковья Ивановна Ромодановская (Панина, р. 1630 г.), с жалованьем 68 рублей 32 алтына в год
В 1681 гувернантками (постельницы) числились: Авдотья Невежина, Агафья Волошенинова, Фекла Зуева, Марфа Залеская, Пелагея Дедюрнева, которые получали по 4 руб. в год. Остальной штат, т.е. боярыни (по 25 руб.), казначеи (по 8 руб.) и боярышни (по 7 руб.), был общий у царевича Петра и у царевны. Учила брата и сестру одна и та же учительница - Феодора Петрова, получавшая 8 руб. в год. Была у них и карлица Устинья Поликарпова. Летом царевич и царевна гуляли в Московских «красных набережных садах» (Тайницкий сад) своего брата, царя Феодора Алексеевича.

В 1683 г. современник отмечал, что десятилетняя Наталья «отличающаяся замечательной красотой, по уму и вежливости она вся в мать».
Очевидно, Наталья Алексеевна получила достаточно хорошее, для своего времени и положения, образование и вероятно много в последствии читала.
После смерти в её покоях осталось свыше 600 книг. Среди них не только Московской, но и Киевской и Черниговской печати, не только обычные церковные книги, но и светские: «Хронограф» 1617 г.; издания, прославляющие победы Петра; «История Троянская», а также две книги на немецком языке – Библия в лицах и Персональник.
Среди письменных книг: «Житие чудотворца Сергия», «Хождение Евангелиста Иоанна», «О взятье Казанском», «Сказание о Великом Князе Петре златых ключей», «Синодик»; «О приходе Максима Грека на Русь», «Об Александре Македонском», «Об Оттоне Царе Римском», «История о семи мудрецах», «Сказка про Королевишну Резону», «Сказка о Золотой ветви».
Кроме книг были обнаружены: «Свяска в переплетах и в тетратех, камедианские», «письмо Государыни Царевны», «Свяска Синоксов разных комедей».
На большинстве книг стояла отметка: кому из Царской семьи была каждая из них передана (Царевичу Алексею Петровичу и Царевне Анне Петровне).

Во время стрелецкого бунта, когда к власти фактически пришли Милославские, Наталья Кирилловна с детьми удалилась из Кремля в село Преображенское под Москвой, которое впоследствии стало постоянным местом проживания Натальи Алексеевны до её переезда в Петербург.

В 1698 г., после того, как царица Евдокия Лопухина (1669 – 1731) была пострижена Петром I в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей (1690 – 1718). В Москве по этому поводу носилась молва, что «остудила царя к царице золовка ее, царевна Наталия Алексеевна».
Позже в её же доме Пётр поселит Марту Скавронскую. Наталья Алексеевна была первым её учителем по русскому языку и русским обычаям. Её духовник Варлаам специально приезжал из Переславля-Залесского чтобы обратить Марту в православие. Во время крещения она получила имя Екатерина.
При дворе царевны Натальи жили две сестры Меншикова (Мария и Анна), с которым Наталья находилась в очень хороших отношениях, а также Анисья Кирилловна Толстая (? – 1732), Варвара Михайловна Арсеньева (1676 – 1730) и её сестра Дарья (1682 – 1728), жена Меншикова. Эти придворные дамы составляли общество и «охрану» Екатерины, будущей императрицы.

На масленице 1699 г., когда в Москве происходили разные увеселения, и зажигались «потешные огни» (фейерверк), до которых Петр был великий охотник, царевна Наталья Алексеевна и её племянник, царевич Алексей Петрович, любовались на это зрелище из особой комнаты в Лефортовском дворце. На другой день они там были опять, чтобы посмотреть на танцы после обеда, данного по случаю прощальной аудиенции бранденбургскому послу.
В конце 1699 г. умер генерал Гордон (р. 1635) и Наталья Алексеевна с царевичем присутствовали накануне его похорон на панихиде по немецкому обряду в католическом храме.

До 1700 г. на содержание своего двора Наталья Алексеевна получала 4351 рублей в год. С началом русско-шведской войны Петр пересмотрел роспись сумм, отпускаемых его невесткам и сестрам, и вместо 55836 руб. назначил на содержание всех их 35401 руб. Вследствие этого Наталья Алексеевна стала получать только 2500 руб.

27 апреля 1700 г. Наталья Алексеевна ездила в Воронеж, чтобы присутствовать при спуске корабля «Гото Предестинация», построенного по проекту Петра I. (58-пушечный корабль, после поражения под Азовом продан Османской империи)

В 1702 году Наталья Алексеевна любовалась из окон московского дворца на аллегорические процессии в честь побед Б.П. Шереметева (1652 – 1719) над шведами.
В январе 1702 года русские войска одержали у Эрестфера под Дерптом первую крупную победу, в Москве было организовано празднество, дабы поднять боевой дух народа, вселить веру в будущее и рассеять миф о непобедимости шведской армии. Началось с торжественного молебна в Успенском соборе, затем под колокольный звон салютовали русские пушки, и на Красной площади был дан пир для именитых гостей. На вечернем фейерверке была представлена декорация с аллегориями на сюжет этой первой победы. Так, на одной картине изображалось Время в виде громадного человека с песочными часами и пальмовой ветвью в руке; эту ветвь держала и Фортуна, богиня удачи, а поясняющая надпись гласила: «Время и счастье работают на нас». На другой картине изображалось дерево с молодой веткой, море и восходящее солнце с надписью: «Надежда возрождается».
1 января 1703 года в Москве устроили праздник в честь взятия Нотебурга – бывшей новгородской крепости Орешек, захваченной шведами еще в 1613 году. В дальнейшем такие шествия проводились на протяжении всей Северной войны по случаю крупных побед.
Но всё же одним из самых грандиозных был, безусловно, триумф в честь победы над шведами под Полтавой в 1709 г. Именно здесь Пётр не просто примерил, а окончательно вошёл в образ полководца, вождя-триумфатора, принятый в римской традиции.
Шествие победителей началось в Москве 21 декабря 1709 г. Русские войска прошли под триумфальными арками, на которых были изображены сцены Полтавской битвы и пленения шведов при Переволочне. Император ехал верхом, вслед за Преображенским полком, охранявшим шведских пленных. При этом он восседал на лошади, бывшей с ним под Полтавой, в гвардейском мундире и простреленной шляпе. По Москве провели около 22 тыс. шведов, причём внутри строя генералов и старших офицеров шведской армии и гвардии, а также «королевского двора с высшими и нижними чинами» несли и королевские носилки с постелью, на которых возили раненого короля Швеции во время боя. Носилки стали своего рода центром триумфа, символизируя поверженного короля Карла.

В 1706 - 1707 гг. усилиями царевны в Преображенском дворце начались театральные представления. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. Специальным указом императора труппе были переданы через Посольский приказ все «уборство» из «комедийной храмины» Отто Фирста, прежде помещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и танцевальное платье», привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 г. - их декорации и тексты пьес. Актёрами были приближённые и слуги царевны и её невестки царицы Прасковьи.

Впервые театральное представление в европейском стиле в Московии было представлено при дворе Алексея Михайловича в 1672 г., когда пастор Иоганн Годфрид Грегори (1631 – 1675) написал пьесу «Артаксерксово действо» по мотивам библейской Книги Есфири. В постановке были задействованы дети жителей Немецкой слободы – ученики церковной школы. По содержанию и по манере исполнения комедия эта соответствовала сценическим представлениям, которые разыгрывались в школах и университетах всей Западной Европы. Царю до того понравилась эта пьеса, что он, по свидетельству Л. Рингубера (1640 - ?), будто бы смотрел спектакль снова и снова целых десять часов подряд.
На спектакле присутствовал не только Алексей Михайлович, но и его супруга Наталья Кирилловна. Спектакль ей также понравился, и она уговорила мужа построить в Кремле театр. Не смотря на собственный запрет от 1648 г. запрещающий веселые сборища и песнопения, кроме церковного, Алексей Михайлович пошел на встречу свой любимой жене и разрешил строительство театра, где царица вместе с падчерицами сидела в специальной ложе, изначально скрытой за перегородкой (потом ее убрали). «Комедийная хоромина», созданная по инициативе Натальи Кирилловны, стала первым импульсом начала новых времен, воспринятых и её дочерью Натальей Алексеевной.
Примечательно, что следующий царь Федор Алексеевич под влиянием своих родственников Милославских первым делом покончил с театром и танцами при дворе, и взявшая затем власть царевна Софья, которая считается весьма просвещенной правительницей, тем не менее, ни театра, ни танцев не возобновила.
Наталья Алексеевна восприняла, в отличие от брата, любовь матери к театру и активно продолжила русские театральные традиции.

Князь Шаховской А.А. (1777 – 1846) в своей статье о начале русского театра пишет:
«Мне известно по семейным преданиям, что прабабка моя, Татьяна Ив. Арсеньева, боярышня царевны Софьи Алексеевны, представляла лицо Екатерины-мученицы в трагедии, написанной самой царевной (так она сказывала своей дочери, а моей бабке), и что Петр Великий, бывая всегда при театральных зрелищах в теремах своей сестры, прозвал Татьяну Ивановну «Екатериной Мученицей большие глаза».
И.Е. Забелин (1820 – 1908) и П.О. Морозов (1854-1920) пришли к заключению, что пьеса эта написана не царевной Софьей, а царевной Натальей Алексеевной. Профессор Шляпкин И.А. (1858 – 1918) полагал, что царевна Наталья Алексеевна написала также и пьесы: «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон» (или, иначе, «комедия Олундина») и «св. Евдокия». Последняя из этих пьес, по мнению Шляпкина, имела целью самооправдание царевны в том, что якобы она остудила любовь царя Петра к первой жене его, царице Евдокии Лопухиной.
В основе «Комедии Олундина» лежит ходившая в то время в списках «Повесть изрядная, полезная и утешная о Отгоне, цесаре римском, и о супруге его Олунде»: мать Отгона обманно убеждает его в неверности жены, Олунду изгоняют в далекую пустыню с двумя сыновьями, дальнейшая жизнь всех троих наполнена приключениями, а кончается повесть победой над «Салтаном египецким» и принятием им христианства.
В театре Натальи Алексеевны ставилась также пьеса «Комедия Олофернова», повествующая о царе Вавилонии Навуходоносоре и ассирийском полководце Олоферне. Навуходоносор был знаком грамотным россиянам и по Библии, и по распространенным спискам «Сказания о Вавилонском царстве». Под названием «Иудифь» эта пьеса ставилась в России еще Натальей Кирилловной при дворе Алексея Михайловича. В форме диалогов в «комедии» передан библейский текст («Книга Иудифь») с некоторыми вставками, может быть заимствованными из немецких пьес. Скорбные и ужасающие сцены соседствуют в ней с картинами солдатской попойки и веселыми застольными песнями на пирушке; действо происходило в музыкальном сопровождении (сохранились ноты одного из музыкальных номеров этой комедии).
Наталья Алексеевна самостоятельно дописала пролог этой пьесы (рукопись из библиотеки Натальи Алексеевны) в котором прозвучал непосредственный отклик на Полтавскую битву:
«Ныне же сподобихомся очима зрети
Како шведская гордыня посрамися
И вся армея его до конца потребися
Нашего же пресветлого всероссийского монарха премудросмиренная десница превознесеся».

Начиная с 1708 года Наталья Алексеевна живёт в Петербурге, на Крестовском острове, но достаточно часто посещает Москву. В  это время по её заказу на пересечении Сергиевской ул. и Воскресенского пр. со стороны Захарьевской ул. строится большое, даже «огромное» по тому времени деревянное здание с партером и ложами её личного театра (в настоящее время не сохранилось). Театр был публичным, вход - бесплатным. Постоянных актеров было 10 человек, для музыкального сопровождения имелся оркестр из 16 музыкантов. В представлениях участвовали приближенные царевны разных рангов и придворные служители, все - русские. Известен в качестве одного из исполнителей придворный карлик Юрий (Георгий) Кордовский.
Фридрих Христиан Вебер (?-1739), так писал об этом театре:
«Царевна Наталья еще до отъезда царя (24 января 1716 г.) устроила представление одной трагедии, на которое дозволялось приходить всякому.
Для этой цели она приказала приготовить большой пустой дом и разделить его на ложи и партер. Десять актеров и актрис были все природные русские, никогда не бывавшие за границей, и потому легко себе представить, каково было их искусство... Арлекин, из обер-офицеров, вмешивался туда и сюда со своими шутками, и, наконец, вышел оратор, объяснивший историю представленного действия и обрисовавший в заключение гнусность возмущений и бедственный всегда исход оных. Как уверяли меня, во всем этом драматическом представлении, под скрытыми именами, изображалось одно из последних возмущений в России (один из стрелецких бунтов). Шестнадцать музыкантов при этом зрелище, все чисто-русские, играли, как и все другие артисты, без всякого искусства».

В 1710 г. Наталья Алексеевна активно помогала брату в строительстве русского флота на Балтийском море. На её личные средства была построена галера возглавившая русскую флотилию в морских сражениях Северной войны, названную в честь неё «Святая Наталья». Петр I 22 мая 1714 г., находясь на этой галере, подписал указ подполковнику Бухгольцу И.Д. (1671 – 1741) о походе на Калмыцкую землю: «взять в Тобольске 1500 человек воинских людей и с ними иттить на Ямыш-озеро, где велено лежать город».
Наталья Алексеевна принимала также участие в спуске на воду многих кораблей создаваемого Петром I Балтийского флота. Так в «Походном журнале» Петра I за 1712 г. есть запись:
«Июня в 15 день … новопостроенный корабль «Полтаву» спускали на воду. И на том корабле были: царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии».

В 1711 году в Петербурге, при дворце Натальи Алексеевны, на Крестовом острове была устроена домовая церковь (Остров этот на карте Петербурга 1717 года отмечен как «остров святой Натальи»). Уже после смерти Натальи Алексеевны 12 апреля 1722 г. Петр I издал указ о запрете домовых церквей «дабы ходили господа (как духовным регламентом определено) к церквам приходским».
Не смотря на светский образ жизни, Наталья Алексеевна была довольно набожным человеком.
На средства царевны в 1704 г. началось строительство каменного храма Смоленской иконы Божией Матери с приделом Бориса и Глеба в Переславль-Залесском Борисоглебском монастыре, где игумен Варлаам (Василий Антипович Высоцкий, 1665-1737) был её духовником.
Пользуясь её благосклонностью Варлаам, бывший при погребении пре-подобного Корнилия в 1693 году, как его духовник, доносил Наталье Алексеевне, что Корнилиево тело нетленно, только малая часть тленна и на груди у него мокрота была, и что ту мокроту он снял и положил в стеклянный пузырёк. В 1702 году по его сообщению приходила помолиться ко гробу Корнилия одна слепая девица, и как помазали тою мокротою от преподобного глаза её, возвратилось к ней зрение - и она стала видеть. Тогда Наталия Алексеевна решила: когда будут церковь святить, тогда и гроб Корнилиев, раскрыв, осмотреть.
В 1705 году строительство церкви было окончено, и на её освящение приехала Наталья Алексеевна.
Ростовский митрополит Димитрий, в присутствии царевны, освятил церковь и свидетельствовал мощи преподобного. Тут же была допрошена и та девица, которая была слепа и стала видеть от помазания мокротою, что была снята с груди Корнилия, которая под присягой подтвердила произошедшее с ней исцеление, подробно описанное её братом.
С того времени Наталья Алексеевна, и святитель Димитрий стали по-читать Корнилия за святого. Царевна приказала сделать новый ки-парисный гроб и обить парчой, а святитель Димитрий приказал священному чину положить в этот гроб останки преподобного и под них бумажник. Убранные таким образом святые останки снова осмотрели Наталья Алексеевна и святитель Димитрий и перенесли их в церковь.
С тех пор стали изображать преподобного Корнилия на иконах. Духовник Натальи Алексеевны, архимандрит Варлаам, велел монастырским служащим принимать заручные записи о чудесах преподобного Корнилия.

Чтила Наталия Алексеевна и старца Зосиму - подвижника из Свято-Смоленской пустоши под Александровской слободой. На пожертвования царевны выстроили там особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел.
В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», - сказала она. Вскоре после ее отъезда, в середине июня 1713 г., старец скончался.
Сразу же после его преставления отправили гонца к царевне. Известие о кончине старца застало Наталью Алексеевну больной; она не могла приехать, но пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями.

В 1712 г. Петр подарил сестре мызу Гатчина. Для неё там построили на одном из прибрежных холмов Белого озера трёхэтажный дом. Также ей принадлежали земли по Петергофской дороге, на которых позднее возникла усадьба Александрино.
Ещё при жизни царевны в её доме была устроена первая в Петербурге богадельня, куда принимались старые и убогие женщины - на Воскресенском проспекте, названном так по построенной ею церкви Вознесения Христова.
После смерти царевны Петр велел пристроить к этому дому чулан с улицы, чтобы могли приносить туда младенцев, без объявления имен приносящих. На содержание богоделок и младенцев он назначил денежное и хлебное жалованье. Впоследствии эти дети отдавались на воспитание в крестьянские семьи.
 
В 1713 г., когда Петр с Екатериной находились за пределами Петербурга в связи с войной со шведами, Наталья Алексеевна в это время принимала прибывшую в Петербург принцессу Шарлотту, жену её племянника Алексея.
Шарлотта уведомила Наталью Алексеевну о своем прибытии в Нарву. Царевна послала ей ответное письмо, в котором выражала радость по случаю ее скорого приезда в Петербург; сожалела, что царь и царевич отсутствуют, и обещала позаботиться об ее увеселении.
Несмотря на то, что Шарлотте были выплачены все долги, выделена провизия и несколько имений, денег на содержание большого двора ей по-стоянно не хватало. Вынужденная постоянно жить в займы, она писала матери, что находится «по шею в долгах» Бытовые условия тоже были ужасными. Супруги проживали в небольшом, длиной всего 14 саженей (около 30 м) мазанковом дворце на набережной Невы, причём в нём протекала крыша. 8 марта 1714 года гофмейстер принцессы просил в донесении Сенату починить крышу «на квартире Ея Высочества Государыни кронпринцессы для того, что в дождливую пору невозможно места сыскать, где притулиться, дабы без нужды жить было можно Ея высочеству».

Весной 1714 года конфликт между слугами Шарлотты и царевной Натальей Алексеевной привёл к ссоре между женщинами, причём кронпринцесса в письмах к родным называла любимую сестру царя «самым злым существом на свете» Позднее Наталья Алексеевна отклоняла все попытки кронпринцессы навестить её, женщины встречались лишь на придворных праздниках.

Наталья Алексеевна довольно часто встречалась с братом. Особенно часты свидания Петра с царевной  были в 1714 (21 раз) и в 1715 (9 раз) годах, когда Наталья Алексеевна «угощала» его комедией.
«26 февраля 1715 года – сказано в камерфурьерском журнале – Его Величество изволили в Питербурх прибыть пополудни в 3-м часу и в 6-м изволили итти к Государыне Царевне Наталии Алексеевне в комедию».
Вебер по этому поводу писал, что «сама Царевна сочиняла трагедии и комедии на русским языке и брала содержание их частию из Библии, частию из светских происшествий».
Впоследствии в 1716 г. Петр как будто вошел во вкус и в Гамбурге и Пирмонте семь раз был в театре.

4 января 1716 г. князь Меншиков А.Д. (1673 – 1729) возил к Наталье Алексеевне чертеж примерной планировки Васильевского острова с предложением выбрать там место для своего дворца. Царевна поехала с Меншиковым на остров, выбрала место и заехала потом с ним вместе к царице Прасковье Федоровне, которая по ее совету выбрала для себя соседнее с нею место.

18 июня 1716 г. после продолжительной болезни Наталья Алексеевна скончалась. В связи с её смертью Меньшиков пишет Петру в Данциг:
«Настоящего июня в 18 числе, в 9 часу пополудни, сестра ваша Её Высочество Государыня Царевна Наталия Алексеевна, по воле Всемогущего, от сего суетного света переселилась в вечную блаженную жизнь. О болезни же Её Высочества при сем докторское описание прилагаю…»
Во время болезни Натальи Алексеевны все близкие навещали ее кроме царевича Алексея Петровича. По словам некоторых современников, он не был ни во время ее болезни, ни на ее отпевании.
По одним свидетельствам, царевич сердился на тетку за то, что она довела однажды, в 1707 г., до сведения царя о тайном посещении им матери его Евдокии Феодоровны; царь вызвал тогда Алексея Петровича в Жолкву и выразил ему свой гнев.
Когда умерла царевна, то один из приближенных Алексея Петровича сказал ему:
«Ведаешь ли ты, что все на тебя худое было от нее? Я слышал от Аврама (Лопухина)».
Совершенно иное доносил своему правительству голландский резидент Деби:
«Особы знатные и достойные веры говорили мне, что покойная великая княжна Наталия, умирая, сказала царевичу Алексею: «…пока я была жива, я удерживала брата от враждебных намерений против тебя; но теперь умираю, и время тебе самому о себе промыслить; лучше всего, при первом случае, отдайся под покровительство императора»».

Петр отложил похороны сестры до своего возвращения из-за границы и распорядился построить в Александро-Невской лавре для ее погребения особую церковь во имя св. Лазаря. На «дело печального платья» по Наталье Алексеевне он велел выдать 535 ефимков.
Вернувшись в Петербург 10-го октября 1717 г., Петр только месяц спустя - 13-го ноября, в шестом часу утра, отдал Меншикову приказание о церемониале при перенесении тела Натальи Алексеевны в лавру; 15-го он сам осмотрел приготовления, а 17-го, в день св. Лазаря, присутствовал при выносе и погребении.
Потом была предпринята постройка Благовещенской церкви в Александро-Невской лавре; церковь эта освящена уже после смерти Петра, а в ещё не завершенную церковь 24-го октября 1723 г. были перенесены тела царевны Натальи Алексеевны и царевича Петра Петровича.
Один ее дом Петр определил под приют для подкидышей, в другом поселился вместе с императрицей 28 апреля 1722 г.

После смерти царевны Натальи Алексеевны все книги «комедианские» ее театра были отосланы 28 марта 1717 г. в санкт-петербургскую типографию и сложены в амбаре вместе с теми изданиями типографии, которые не могли поместиться в книжной лавке.
Амбар этот стоял на Петербургской стороне около крепости, и его часто заливало во время наводнений; оттого, а также и от конопляного масла, которое хранилось вместе с книгами, большая часть книг при разборке и осмотре их в разные времена оказались негодными. Вот что оставалось там от театральной библиотеки Натальи Алексеевны в 1723 г.:
«Разных комедиантских действ письменных в пoл-дecть, в кожаном переплете - 2. Такие же письменные в бумажном переплете, в пол-десть, - 15 книг; действие о Георгии и Плакиде. Тетрадь письменная в пол-десть, по которой действовано в комедии «О страдании св. мученик Ксенофонта и Марии» - 7 тетрадей; «Крисанфа и Дарии» - 2 тетради; «Адриана и Наталии» - З тетради; «Июлиана» - 3 тетради; «Евстафия Плакиды» - 3 тетради; «Павла и Иулиании» — 3 тетради; «Искупление человека от падения его» — 3 тетради; Изъявление комедии, действуемой от ревности православия, тетрадь, печатанная церковными литерами (1704 г.). Повести о цесаре римском Отте - 7 тетрадей».