Гениальности виток за роялем! К 80-летию Р. Паулса

Елена Грислис
          Раймонд Паулс — советский латвийский композитор, дирижер, пианист, политический деятель. В одном из своих немногих  последних интервью знаменитый маэстро вспоминал переломный момент с которого все началось, как один раз на школьном вечере он вдруг почувствовал власть над публикой, которая слушала, затаив дыхание... "Я ощутил себя тогда королем", - признавался музыкант. Но и до этого "момента", а особенно после понадобились многие годы труда, чтобы из способного ученика стать непревзойденным профессионалом-импровизатором и композитором. «В чудеса я никогда не верил. Мне в жизни ничего не давалось легко», - скажет он по поводу своей популярности, за которой стояли непрерывные творческие поиски.


                а) малыш-вундеркинд по имени Раймонд

                Ояр-Раймонд Вольдемарович Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье потомка балтийских немцев Вольдемара Паулса и латышки Алмы-Матильды — стеклодува и вышивальщицы жемчугом. Своим становлением создатель будущих популярных шлягеров прошлого века обязан деду и отцу. Несмотря на то, что  предки являлись по роду деятельности потомственными стеклодувами,  их страстным увлечением была музыка.   Дед  играл самоучкой на скрипке, а   отец - на ударных инструментах в самодеятельном оркестре «Михаво».  Таким образом, оба были любителями.

                Раймонд же в детстве учился на фортепиано. По его  собственным  воспоминаниям, в три года отец купил ему скрипку и отвел в детский сад при Рижском музыкальном институте. Но, как скрипача, младенца "забраковали" из-за коротких пальцев, а вот на фортепиано решили попробовать научить. Отец Раймонда выложил немалые и, может быть, последние деньги, чтобы пианино - это, по словам будущего композитора, "черное чудовище" - воцарилось в доме. И действительно, тогда подобное удовольствие оценивалось ни много, ни мало, как 600 латов, что составило бы сейчас 1000 долларов.

               Вольдемар строго контролировал  сына, не разрешая долго играть со сверстниками на улице. Он внимательно наблюдал, как тот разучивает  упражнения и пьесы.  И уже именно тогда, во младенчестве, проявилась нестандартная одаренность ребенка: часто, задумавшись над клавишами, он начинал втайне от отца импровизировать.

          По достижении необходимого возраста Раймонд пошел сразу не в музыкальную школу, а в обычную. Шла война и он с матерью  переехал  в более безопасное место - к ее родителям в Видрижи.  Отец  имел бронь и остался работать в Риге. 

               После войны семья воссоединилась и Раймонда отдали в музыкальную школу имени Дарзиня. Он  вспоминал: "Я жил как робот: с утра ходил в обычную школу, после обеда — в музыкальную, а вечером играл дома под строгим взором отца".


                б)  путь к профессионализму
 

               Уже в школе юный пианист стал востребован. Так, директор привлекла его в школьные постановки в качестве аккомпаниатора.  Играл  он  одноклассникам «по слуху» даже Гершвина, которого  втайне «ловил» по радиоприемнику через глушилки.  После окончания семилетки музыка стала для Раймонда еще и работой, ибо он подрядился играть  в джазовом ансамбле друзей отца.

               По окончании школы, в 1953—1958 годах Раймонд Паулс  учился в Латвийской консерватории имени Язепа Витола  у профессора Г. Брауна по классу фортепиано и проявил себя как превосходный исполнитель и импровизатор.
                А тягу  к джазу сохранит и пронесет через всю жизнь.  Он вспоминал: «Уже в консерватории мы, готовясь к празднованию Нового, 1954 года, создали джазовый оркестр. Праздник прошел, а оркестр продолжил свое существование — играли на танцевальных вечерах». 

                Консерваторские  светила неоднократно брезгливо отзывались – "клавиши рояля после вашей игры пахнут танцполом".  Хорошо были осведомлены и о том, что  трудолюбивый студент подрабатывает в ресторанах и это тем более не нравилось. Некоторые боялись, что тот сопьется. Когда же  предприимчивый  ученик станет маститым и знаменитым маэстро, обо всем  этом будут говорить в совершенно в другом тоне и приблизительно так:  это оттуда фирменный усталый, отрешенный взгляд и умение работать до седьмого пота.

                И учиться также!  С 1962 по 1965 год  Раймонд Паулс  продолжил обучение в Латвийской консерватории, уже на отделении композиции под руководством Яниса Иванова. Расширилась и география приложения творческих усилий. Так,  параллельно с учёбой  он работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов автодорожников и медработников, концертмейстером в филармонии.   

               Первую же свою  музыку  Паулс написал для Театра кукол Латвийской ССР и Театра драмы Латвийской ССР (ныне Латвийского национального театра).  После окончания консерватории в 1958 году работал в Рижском эстрадном оркестре Латвийской филармонии, выступал с концертами в Грузии, Армении, Украине, за рубежом. С 1964 по 1971 год — художественный руководитель этого оркестра.


                в) «суперхит» и «звезда» –  формулы  Раймонда Паулса.


                А главное,  начинающий композитор Раймонд Паулс нашел гениальную  «формулу»  своего хита. Он долго ее искал: еще только вступив на путь написания своих песен, он уже не просто играл в ресторанах,  а изучал  джазовых классиков и современные мелодии. И, наконец, после долгих поисков и проб,  первый такой "суперхит" был  в начале 70-х годов создан.  По-западному стильную песню "Синий лен" запели буквально все на территории бывшего СССР - от Риги до Магадана. Этот всесоюзный успех явился преддверьем еще большего!

               С этого времени его карьера развивалась как по нотам. С 1973 по 1978 — художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».  C 1978 по 1982 — дирижёр Оркестра лёгкой и джазовой музыки Латвийского радио и телевидения. C 1982 по 1988 год — главный редактор музыкальных передач Латвийского радио. В 1986 году по инициативе Раймонда Паулса был организован Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала», просуществовавший до 1992 года.

                Как  признавался сам  музыкант, он, как и все, прошел  в свое время через фильтр, когда нужно было работать и творить в рамках довольно жесткой советской идеологии. Артист отмечал: «Даже при том, что Прибалтика в советское время считалась Западом, где больше свободы, у нас тоже существовало много ограничений».  Так,  Председатель Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин гонял женщин, которые приходили в брюках, за неформальную одежду, прическу или бороду  часто увольняли. Власти и пресса не обходили "вниманием" и маэстро Паулса. Например, шлейф "любителя выпить" долго тянулся за пианистом, хотя это случалось в годы ранней молодости.

                И все же именно в советское время сформировался имидж известного музыканта, который не вкладывался в  привычные представления и рамки.  Он не писал  опер, симфоний или патриотических песен и гимнов.  И в то же время в нем чувствовался  КЛАССИК – НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ ЖАНРА.  В этом и состояло его «другое измерение». Он  очень любил  играть с большим симфоническим оркестром легкую музыку. И по праву считал, что избранный им жанр  — это  тоже классика!

                Конечно,  относились  к нему по-разному...  И он уже тогда знал об этом, когда впоследствии писал: «Популярность моей музыки росла, хотя кое-кто и говорил, что мои произведения чересчур сентиментальны. В принципе, все люди по своей сути сентиментальны, только некоторые это скрывают. Если бы это было не так, они бы не пели мои песни. Но ведь поют! Мне нравится, как говорят американцы про свои хиты — «вечнозеленый». Красиво сказано. Это  такая музыка, которую всегда можно играть, мелодия у тебя под пальцами...».Наверно, невозможно перечислить все хиты Раймонда Паулса:"Миллион алых роз", "Вернисаж", "Листья желтые", "Я рисую", "Старинные часы"… 
 
                Раймонд Паулс  имел особое чутье не только на хиты, но и на "звезд". Надев маску невозмутимости и сосредоточенности, он очень тонко улавливал и понимал природу артиста и умел выделить его. Так, Валерия Леонтьева, которого чиновники от культуры не пускали на эстраду из-за экстравагантного образа, однажды придумал посадить в зал под видом зрителя, а потом неожиданно позвать на сцену. Шутка "с роялем в кустах" сработала на ура, Леонтьев буквально проснулся знаменитым. В Лайме Вайкуле разглядел талант, когда той было лишь 15 лет.

                А в творческом тандеме с Аллой Пугачевой проявился, кажется, весь Паулс - ироничный и несгибаемый.  Первым результатом сотрудничества певицы с композитором Раймондом Паулсом стала песня "Маэстро"(слова И.Резника).  Когда ему приписывали роман с Аллой Пугачевой, отшучивался прямо перед выступлением.  Но  едва смог не отступить, когда Примадонна раскритиковала его "Миллион алых роз" на слова Вознесенского. Но та вскоре на милость победителя сдалась сама.

                Тем не менее гениальный Паулс признавал невероятную силу и первенство Пугачевой, когда говорил: "Я чувствовал, что она лучше меня, она же будет исполнять, не я, я могу быть только аккомпаниатором где-то на втором плане, она ведет песню и она ее делает хитом или популярной".


                г)  знаменитый музыкант: человек и политик


            ...С тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз и Латвия стала суверенным государством.    Что  же  он делал  у себя в «лихие девяностые»?  Творил!!!  Писал музыку для мюзиклов, создавал ансамбли, так детский "Кукушечка" имел неслыханный успех. Паулс неустанно устраивал музыкальные конкурсы и даже руководил культурой в масштабах Латвии: он возглавлял министерство культуры Латвии с 1989 по 1993 год.  И, наверное, был первым министром, который  избегал публичности, как только мог.  Однако, это не помешало ему являться депутатом Сейма Латвии трех созывов. Что поделаешь, ведь его имя год от года становилось национальной легендой и визитной карточкой Латвии и "уйти" от этого было невозможно.

          И все же на первом месте всегда оставалось творчество. С 1994 по 1995 год — Раймонд Паулс художественный руководитель и главный дирижёр джаз-оркестра (биг-бэнда) Латвийского радио и телевидения. А затем, в течении почти многих лет и практически до недавнего времени выступал в качестве пианиста с  симфоническим оркестром Латвии. В 2002 году, совместно с Игорем Крутым,  музыкант инициировал Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» (Юрмала), который стал своеобразным мостом  между нашими странами, их культурами. В 2010 году Президент Российской Федерации наградил Раймонда Паулса орденом Почёта с формулировкой «за большой вклад в укрепление и развитие российско-латвийских культурных связей и популяризацию русского языка в Латвии».

                Как человек, в повседневной жизни Раймонд Паулс никогда  не гордился своей популярностью.  А в объятиях и поцелуях  льстящих ему часто усматривал  фальш. Такое восприятие  шло от  материнской выучки.  Его мать не верила  радушию малознакомых людей и предпочитала сторониться подобного.  Видимо, такая крайняя сдержанность и подозрительность  матери полностью  перешла  к  нему. Он редко кого-то поздравлял первым, но всегда был предельно честен и порядочен с людьми. И, конечно же, умел дружить. Примером его искренней человеческой привязанности стала, например, непродолжительная (по причине смерти последнего), но трогательная дружба с Андреем Мироновым, которому он доверил исполнение своей песни "Старые друзья". Перед смертью, находясь с театром на гастролях в Риге, Андрей заезжал к нему... как оказалось в последний раз.  И конечно же, самыми большими дружескими связями можно считать его творческие отношения с такими мастерами эстрады, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, поэтами Ильей Резником и  Андреем Вознесенским.

                Его политические взгляды были ясны и основывались на разумном анализе исторических фактов. Вот  что ответил выдающийся композитор  на обвинения  в свой адрес латышских националистов в том, что он «продался русским» и является предателем латышского народа. Раймонд Паулс во всеуслышанье заявил, что главными «убийцами» в 1917-1918 годах были отнюдь не русские, а латыши.  Газете  Neatkar;g;  в августе 2011 года он прокомментировал: «Я немного изучал то, что происходило в 1917 и 1918 годах.  Кто был главными убийцами? Наши соотечественники. Что они творили на Украине? Кто сформировал весь этот чекистский аппарат? В основном наши и евреи, хотя они и были потом сами ликвидированы. Кто отстаивал ту революцию? И кто служил в охране Кремля? Латышские стрелки».

                А ведь и действительно, именно латышские полки, общая численность которых к Октябрю 1917 года достигла  несколько десятков тысяч человек, (одна Латышская стрелковая дивизия к концу 1916 года составляла 39 тысяч человек), первыми и почти поголовно перешли в Красную социалистическую армию, самоотверженно и храбро исполняя свой революционный долг пролетарской армии как на внутреннем, так и на внешних фронтах РСФСР. Их  называли «железной гвардией Октября» и даже придумали поговорку «Советская власть держится на еврейских мозгах, латышских штыках и русских дураках!»

                Поэтому прекрасно зная истинное положение вещей, Паулс заявил:  «…Лучше уж помолчим об этих делах. Это история, и ничего тут не поделаешь. Что толку поднимать ее, лучше ведь не сделаешь. Мы сами всякого дерьма натворили, сами всюду лезли».

 
                Отклонил Паулс и  приглашение властей выступить на концерте, посвященном Дню независимости Латвии 18 ноября 2014 года. Также композитор не принимал участия в визитах латвийских официальных делегаций в другие страны, например, в Грузию и Узбекистан, хотя президенты этих стран запрашивали, в первую очередь, именно его.  Он заявил:  « В составе этих делегаций я не поеду. Тем более, откровенно говоря, меня там знают лучше, чем их».  Понимая всю сложность обстановки вокруг этих стран , он не захотел, чтобы его кандидатура стала разменной монетой в политических интригах.

                Паулс подчеркнул также, что его не беспокоит, как правительство воспримет его отказы, ибо  считает латвийских политиков причастными к банкротству банка Latvijas Kr;jbanka в 2011 году, из-за которого композитор потерял крупную сумму денег. Эти деньги были заработаны честным и неустанным трудом и это обвинение говорило о смелости маэстро в отстаивании своих законных прав. Он  не стал молчать, так как хорошо знал и не забыл, что было сделано совсем недавно теми же властями в отношении «мамы-Латвия» -  великой актрисы Вии Артмане, которую лишили сразу всего, даже дома и права на достойную жизнь. Видимо, этой  стране не нужны композиторы, актеры, художники,  а также свобода и  процветание, а  нужны Люфтвафен СС, нацисты, содомиты, концлагеря, нищета, голод, война… все, на чем можно легко и просто заработать.

*        *       *

                Раймонд Паулс перешагнул ХХ век и вошел в день сегодняшний  таким же  неподражаемым и элегантным –  истинным джентльменом большого искусства. Он – отец латышской эстрады и мюзикла, вырастивший целую плеяду музыкантов и солистов. Композитор написал более 500 песен, музыку к 30 кинофильмам, 20 театральным постановкам, 3 балетам, создал множество инструментальных произведений. Маэстро  не устаревает и создаёт все новые музыкальные шедевры для эстрады и кинофильмов, пишет мюзиклы и по-прежнему виртуозно исполняет джаз. И главное, Народный артист СССР Раймонд Паулс все равно остался нашим композитором, песни  которого продолжает распевать Россия. В московском концерте, посвященном 80-летнему юбилею маэстро Раймонда Паулса, участвовали и первые исполнители его песен, и те, кто принял от них эстафету.   К его юбилею Первый канал подготовил премьеру - документальный фильм "Миллион алых роз".  И мне  бы хотелось отметить юбилей великого музыканта строками посвящения почти двадцатилетней давности. Думаю, я вправе сделать это, ибо ничего не изменилось – маэстро в  такой же отличной форме!

Ваш магический астрал -
Блеск прелюдий.
Драгоценный мадригал
Мне и людям.

Бренный мир звенит, парит
В звуках вечных.
Жизни призрачной зенит
Быстротечен.

Веры и надежд покров
В ней непрочен.
Светотень дрожащих снов
Лунной ночью.

Но орган судеб звучит.
Настроенье
Создает и веселит
Песнопенье.

И воды честней глоток
В темном зале -
Гениальности виток
За роялем!


                Настало  время  и  подводить итоги, ведь восемьдесят лет, именно «тот» возраст. Это он и делает, проживая на даче неподалеку от Риги. Благословенный уголок спокойствия и  гармонии, о чем всегда мечтал композитор. Маэстро вдыхает воздух тихой благодати, а в зеркальной глади озера он созерцает небо, отдающее и наполняющее его  невидимыми флюидами. И  главное - по словам мэтра - это семья, а вдохновение ему дарит любовь близких людей. Ведь он как полвека с любимой женой, со своей Ланой  и недавно отпраздновал золотую свадьбу.   Такова воплощенная идиллия  гения, думающего на языке музыки!   И только иногда маэстро ходит по улицам любимой Риги и открыто смеется, возможно,  над самим собой.


                12 января 2016 г.
                Е.Грислис.