Охотники и леший

Владимир Лилин Киселёв
   Однажды Варлей приехал в гости к Сандрею, а познакомились они, будучи в одном из домов отдыха Поволжья.

   Варлей к Сандрею приехал вместе с женою, которую звали Венерой. Встреча была тёплой, дружелюбной, словно они прожили вместе всю жизнь. У Сандрея жена, которую звали Алесей, была довольна их приезду и знакомству.

   Усадив гостей в зале своего большого дома, оставив их со своим мужем Сандреем, сама пошла на кухню готовить обед. Когда всё было готово к обеду, Алеся попросила мужа, чтобы он помог ей накрыть стол. На столе было всё: и колбаса, и пельмени, и жареная куропатка, и варенье, и хорошие конфеты к чаю, и многое другое. Также Сандрей на стол поставил кроме самовара, который шипел как паровоз, чайник с заваренной душистой травой майских цветов, две бутылки водки и бутылку шампанского.

   Сандрей налил женщинам по рюмочке шампанского, а себе и Варлею по рюмочке водки. Затем они поздравили друг друга со знакомством и выпили за здоровье каждого из них. После первых выпитых рюмочек они стали закусывать. Затем Сандрей налил всем ещё по рюмочке и опять стали закусывать тем, что кому нравилось. Далее завязался разговор. Женщины говорили о своих делах заботах, о работе, о семейных проблемах. Мужчины как обычно разговор повели про то, чем занимается каждый из них, чем больше увлекается, где проводит свободное время. Варлей рассказал о своих делах как на работе, так и в быту, что есть сад, увлекается садоводством и ещё любит технику, вот так и проводит своё свободное время, не замечая, как проходят дни и годы. Затем стал рассказывать о себе и Сандрей. Он рассказал о чуде природы, о зверях и птицах, о разных больших и маленьких рыбах, о высоких красивых разрисованных берегах реки Безымянной, о густых зелёных лесах: «Там водится много разных зверей – лисы, зайцы, даже встречаются медведи, белки и волки. Из пернатых встречаются фазаны, глухари, куропатки, которые подходят к человеку совсем близко, даже позволяют взять их в руки, их этих куропаток так много, словно муравьёв в муравейнике, иногда даже к нам во двор прилетают, посидят с нашими курами, поедят зерна, затем улетают». Далее Сандрей продолжал рассказывать о рыбах: «А рыбы в нашей речке Безымянной столько, что хоть руками лови. Бывает иногда моя жена Алеся пойдёт за водою, и, бывает, принесёт в ведре рыбёшку. Рыбы в реке есть разные окунь и голавль, сорочка-краснопёрка, щука, судак, хариус. А раньше, когда река была полноводной, в ней водились и крупные рыбы, как, например, омуль, стерлядь, даже и такие породы были вроде белуги, название я забыл».

   Варлей увлёкся рассказом своего друга Сандрея и думал о том, как бы сходить ему на охоту на куропаток, на фазанов, о рыбалке он не думал, потому что он не знал, что такое рыбалка какая рыба и как она ловится. Долго Сандрей вёл свой рассказ, и долго думал Варлей об охоте, но не знал, как найти повод, чтобы напроситься пойти вместе с другом на охоту. Сандрей словно услышал мечты Варлея, спросил: «О чём ты задумался? Может быть, мы с тобою надумаем, если конечно есть у тебя желание, пойти на охоту?» Варлей этого только и ждал и сказал: «Я согласен». «Ну вот и хорошо, значит договорились, будем готовиться,- и добавил,- на всё дело должно быть желание, а всё остальное само по себе образуется».

   Прошло несколько дней. Время было летнее, был июль месяц. За все эти дни пока Сандрей был на работе, Варлей ходил по посёлку всем интересовался и знакомился с жителями этого посёлка. Люди были приветливы, дружелюбны в разговор вступали без всяких интриг. Варлей был очень доволен своими новыми знакомыми товарищами, но, однако ж, он доверялся только Сандрею.

   Закончилась трудовая неделя Сандрея, и, придя с работы домой, он сказал: «Ну вот теперь, то есть завтра можно сходить и на охоту». Варлей был очень рад такому сообщению, спросил: «А на охоту-то рано пойдём?» Сандрей ответил как бы в шутку: «Как только выспимся, тогда и пойдём. Да здесь недалеко, примерно километра два, успеем до вечера-то». Варлей мысленно согласился, ему очень хотелось сходить на охоту, посмотреть на этих куропаток, подержать их в руках, да и другую дичь увидеть не мешало бы. Варлей не спал почти всю ночь, ворочался с боку на бок, боялся, как бы ни проспать. Алеся встала утром рано, приготовила завтрак, подоила корову, накормила телёнка, поросёнка и других животных и домашних птиц. Затем встали с постели Сандрей, Варлей и Венера. Было восемь часов утра. Все сели за стол, позавтракали, попили чайку с заваркой из душистых цветов майского цветения. Затем мужчины стали собираться на охоту. Сандрей взял своё ружьё одностволку, посмотрел в ствол ружья, затем вложил в затвор патрон. Жена Сандрея подала мужу сумку с едой и сказала: «Попутно, может быть, грибов наберёшь, да и долго-то не ходите по лесу-то, не дай бог заблудитесь ещё!» И так Сандрей и Варлей вышли со двора своего дома в направлении к лесу. Лес от дома был недалеко, примерно в полукилометре. Сандрей с собой взял свою собаку по кличке Вильма. Собака была охотничьей породы умная и послушная. Зашли они в лес, собака бежала впереди, всё нюхала по земле, всматривалась по сторонам в кустах, то забегала вперёд, то возвращалась обратно к охотникам. В лесу было хорошо, жары такой как вне леса не было, пахло сосновой смолою, также были приятные запахи цветущих трав. Слышны были трели разных лесных птиц, да шум ветра, который гулял в вершинах высоких деревьев. Сандрей своё ружьё доверил нести Варлею, сказав ему: «Ты на охоте в первый раз, вот и привыкай к охотничьему делу». Варлей нёс ружьё на плече и чувствовал себя настоящим охотником. Так они шли по лесу, разговаривали о том о сём. Сандрей рассказывал, сколько он раз приносил зайцев, куропаток, фазанов и другой дичи. Варлей спросил: «А волки и медведи здесь есть?»  Сандрей ответил: «Есть». Варлей опять спросил Сандрея: «А ты их не боишься?» И Сандрей с улыбкой ответил: «А чего их бояться-то? Ведь у меня есть ружьё и собака Вильма, она меня в обиду никогда не даст любому зверю! Вот как однажды было дело: идем мы с Вильмой по лесу-то, вдруг собака остановилась, уши навострила, шерсть у неё дыбом поднялась, смотрит в сторону зарослей, рычит, значит, есть какой-то зверь. Я, значит, взвёл курок, жду, что будет дальше, зашёл за дерево, смотрю, из зарослей выходит медведь и пошёл в мою сторону. Я Вильме говорю «Вильма, взять его!» И ты не поверишь, как она этого медведя стала крутить из стороны в сторону, медведь встал на задние лапы, пошёл на Вильму, а она в это время увернулась, да как схватит его за хвост, медведь поворачивается назад, опять кидается на собаку. И так продолжается минут пятнадцать, медведь устаёт и уходит, собака своим лаем угоняет медведя далеко в лес». «А волки?»- спросил Варлей. «А с волками ещё проще. Было и такое дело: повстречался я, значит, с волками, а на охоту я без собаки не хожу, стою и смотрю я на них, а волки на меня. Собака стоит возле меня, шерсть у неё встала дыбом, зубы оскалила, рычит, рвётся на волков, а я её не пускаю, думаю, пусть волки подойдут поближе, их тогда легче или убить, или просто напугать выстрелом. Так я и сделал, когда один волк, а их было два, видимо, самец и самка, вышел вперёд, я выстрелил и сказал «Вильма, гони!» Вильма бросилась с лаем за волками, которые очень боятся ружейного выстрела, бросились бежать в лес, а собака с громким лаем гнала волков всё дальше и дальше, а я на всякий случай ещё один раз выстрелил, чтобы больше напугать волков. Собака Вильма она у меня умница, никогда меня не оставляет в беде, она всегда со мною». Так шли они по лесу с этими интересными рассказами, не глядя друг друга. Во время рассказа Сандрея Варлей ушёл вперёд и, видимо, в другую сторону, а Сандрей увлёкся своей собакой, которая что-то вынюхивала, так они и потеряли друг друга. Сколько бы ни звал Варлей своего друга Сандрея, откликов так и не было слышно.

   А тем временем их жёны Алеся и Венера думали и говорили о том, как их мужья принесут ту или иную дичь, и как они будут рады их успеху. Приготовят из дичи жаркое и с аппетитом съедят всё приготовленное и выпьют хорошего вина за их удачу и за здоровье каждого из них.

   Время шло к вечеру, в лесу становилось всё темнее и темнее. Варлей встревожился, ведь он был впервые в этих лесах, не знал ориентиров. Он ещё несколько раз кричал Сандрея, но тот так и не откликнулся на зов Варлея.

   А тем временем, когда они потеряли друг друга, собака Вильма повернула свой путь обратно домой. Увидев собаку, Сандрей подошёл к ней и сказал: «Ну что, Вильма, потеряли мы нашего друга. Как он теперь выберется из леса?» Но Вильма этого не понимала, она повела хозяина домой. Сандрей несколько раз кричал Варлею «Ау, ау!», но Варлей этого не слышал.

   Долго бродил по лесу Варлей, устал, затем увидел пенёк спиленной сосны и сел на него. Перед ним виднелась небольшая поляна, Варлей встал с пенька, подошёл к поляне с надеждой найти тропинку, но тропинки не было. Затем он вернулся обратно к пеньку, сел на него и задумался. И вдруг он вспомнил, что когда-то в детстве слышал сказку о леших, и говорили, что когда человек заблудится в лесу, его видит леший, и что в таких случаях нужно обязательно переодеть обувь на разные ноги, то есть с правой ноги на левую, а с левой ноги на правую. Варлей так и сделал. Переодел обувь на разные ноги, вздохнул, перекрестился, затем встал, посмотрел на все четыре стороны и решил повернуть направо. Не прошёл он и двухсот метров, в лесу появился просвет. Варлей обрадовался. И в действительности, когда он подошёл к краю леса, увидел проторенную тропу, по которой шёл мужчина. Варлей повстречался с этим человеком, поздоровался с ним, затем спросил: «Как мне добраться до посёлка Заречье?» Мужчина ответил: «А вот по этой тропинке прямо придёшь в этот посёлок». Варлей поблагодарил этого человека, и они разошлись в разные стороны. Вспомнив, что у Варлея обувь надета на разные ноги, он сел на пенёк, переодел свою обувь как полагается, затем зашагал домой к Сандрею. Варлей пришёл домой поздно вечером. Дома его ждали и беспокоились о нём все. Жена Сандрея ругала своего мужа, а жена Варлея со слезами на глазах прижималась к Варлею и говорила: «Я тебя больше никуда не пущу».

    Так вот и прошла охота  на куропаток с неприятным исходом для всех. Охотники так и не подстрелили ни одной куропатки, и вместо дикой птицы пришлось варить суп из собственной курицы.

   Когда все сели ужинать Сандрей спросил у Варлея: «Ну, как ты не испугался в лесу-то?» Варлей ответил: «А кого мне бояться?» «Как кого бояться?- спросил Сандрей,- а если, например, попался бы медведь или волки?» Варлей ответил: «Медведя я не встречал, а вот волки были. Когда мы потеряли друг друга, я, значит, пошёл дальше, то есть искать тропинку или дорогу и вдруг вижу, из кустов выходят два волка и глядят на меня. Я зашёл за дерево и смотрю, что будет дальше. Волки шли в мою сторону, и я тогда набрался храбрости и закричал «Уходите иначе буду стрелять!» и вытянул ружьё в их сторону. Волки услышали мой голос, увидели ружье, направленное на них, повернулись назад и бегом скрылись в зарослях». Сандрей похвалил своего друга и далее спросил: «А куропаток-то видел?» Варлей ответил: «И куропаток видел, да так их много было, примерно штук сорок». «Ну и как они?» «Как вышел я на поляну, сел на пенёк, чтобы отдохнуть, смотрю и вижу стаю птиц, гуляющих по этой поляне, сижу, значит, смотрю на них смирно, даже не пошелохнусь. Вдруг одна серенькая такая птичка вроде цыпленка подошла ко мне, что-то клюёт у моих ног. Я тихонько взял её в руки, она молчит, не убегает, затем я посадил её на плечо. Смотрю ещё одна подошла, я и другую также посадил на плечо, затем и ещё три подошли ко мне, я взял их посадил одну на голову, а две держал в руках. Так я долго любовался и интересовался этими птичками, да и в лесу на этой поляне было хорошо. Солнце светило яркое, а цветы на этой поляне словно волны в море колышутся на разлив разных цветов, словно радуга после дождя». Не выдержав, жена Сандрея Алеся спросила: «А где же эти птички-куропатки?» Она, видимо, и в правду думала, что он Варлей держал в своих руках настоящих куропаток. Варлей сказал: «Я посидел ещё немного, думаю, надо шагать домой. Встал я с пенька, хотел их этих птичек отпустить, а они ни одна от меня не уходят, я их с плеча, с головы, с рук выпущу, а они обратно садятся на плечи, на голову и на руки, так, значит, я и пошёл вместе с ними домой. Вышел я, значит, на тропинку-то, мне повстречался человек-мужчина, я поздоровался с ним, затем спросил, как мне добраться до посёлка. Он мне сказал, что если отдам ему этих птичек, тогда он мне и скажет. Что мне оставалось делать? Пришлось отдать ему этих всех птичек, а когда мы разошлись, я оглянулся, а этого мужчины и птичек не было, несмотря на то, что тропинка была ровной и никуда не сворачивала,- и добавил,- наверное, это был настоящий леший». Все с облегчением вздохнули, помолчав немного, вдруг все рассмеялись. Затем Сандрей и говорит: «Молодец, Варлей, ты в действительности настоящий охотник и рыбак, которые очень хорошо могут сочинять сказки о разных приключениях, ты настоящий друг и товарищ в нашей непростой жизни».

   Вот и сказке конец, кто читал её и слушал её, тот молодец!

Киселёв Владимир Иванович