Услышать себя...

Игорь Ходаков
Однажды где-то на необозримых просторах Поднебесной состоялся турнир по боевым искусствам. После его завершения присутствовавший на состязаниях император пригласил трех победителей к себе во дворец  и каждому задал один и тот же вопрос: как они добились таких успехов?
Первый  ответил: – О, государь, я тренируюсь с утра до ночи, и с ночи до утра, отрабатывая удары руками и ногами, я сокрушаю камни мощью своих железных кулаков, а деревья – ног!
Второй мастер,  поклонившись,  произнес: – О, сын неба, я постоянно медитирую, и теперь мой дух пребывает в покое, ибо я познал свое дао – свой путь.  И отныне каждое мое движение становится частью Вселенной. Человек же, пытающийся меня атаковать, нарушает гармонию Вселенной и поэтому он обречен на поражение.
Наконец, дошла очередь и до третьего мастера. Он был краток:
– Я, государь, просто присутствую во всем, что я делаю…
Кажется, что может быть проще? И разве мы не присутствуем в том, что делаем? Вряд ли ответ будет положительным. Ибо присутствовать –значит Слышать. Для начала – самого себя: каждый свой вздох, каждое свое движение. Это уже немало, хотя потому, что весьма непросто.
А что значит Слышать свое движение? Это значит быть им. В качестве примера приведу близкие мне боевые искусства, ставшие частью моего земного пути (милы дамы могут вообразить себя в фитнес-центре или на утренней пробежке). Итак, Вы отрабатываете некое движение – неважно, мах ли это ногой, уход от удара или сам удар. Важно другое – просто будьте этим ударом, слейтесь с ним, не столько старайтесь выполнять нужное вам движением, сколько станьте им. Не руки отдельно, ноги отдельно, а голова – сама по себе. Нет – Вы и движение ОДНО ЦЕЛОЕ.  Не согласны? Знаете, все ведь в детстве и юности прошли через разные секции и кружки. Когда у нас что-то не получалось на тренировке? Правильно, когда мы делаем одно,  а думаем о другом. Тренируя молодых ребят, я постоянно подчеркиваю: «Если вы отрабатываете удар, а думаете о бабушкиных пирожках, то у вас никогда ничего не получится. Нет. Но если вы отрабатываете удар – будьте этим ударом. И ничего больше для вас не должно существовать».
Собственно, это касается не только спорта, но любых видов деятельности человека. Ни одно талантливое произведение не было написано автором, думавшем в процессе работы о чем-то другом, ни один хороший дом не был построен мастером, укладывавшем кирпичи и размышлявшем об обеде.
 Следующая ступень – Слушать этот мир. Как? Ну, хотя бы вот так: в третьем часу наступающего июньского утра придите в лес. Сядьте на берегу лесного озера, по водной глади которого медленно, едва заметно, плавают ярко желтые, пьянящие запахом, кувшинки, и в прозрачной, чистой  воде отражается бледный диск луны и серебро звездного неба.  Нет озера? Да можно просто под деревом устроиться, на влажном от ночной росы мхе.
Главное,  Слушайте… Даже ночной лес полон звуков. Но вот на востоке темная кромка неба заалела рассветом; быстро, очень быстро огромным красным диском поднимается солнце. Вместе с ним, с утренней росой  и дурманящим запахом предрассветной свежести пробуждается лес. Пробуждается гомоном птиц и ни с чем не передаваемой палитрой звуков, имя которым – Жизнь.
Это, впрочем, один из примеров. Сложнее, но можно научиться Слушать и среди бетонно-панельного вечно-спешащего мегаполиса, и даже в лабиринтах метро. И через какое-то время мир наполнится для Вас новыми звуками. Естественными. Не пугайтесь, если что – я не о галлюцинациях. Я о Соприкосновении с этим миром. Зачем это нужно? Наверное, затем, чтобы не пройти мимо Жизни…
4.01.- 10.09. 2016 Чкаловский – Королев