Франс Снейдерс. Фруктовая лавка

Алина Алексеева-Маркезин
   
       Франс Снейдерс( 1579 - 1657 ) – известный фламандский живописец и мастер натюрморта.«Фруктовая лавка» — один из лучших и характернейших натюрмортов Снейдерса. Учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена; с 1609, после посещения Италии, работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом, писал в его картинах цветы, фрукты, животных.

       В самостоятельном творчестве Снейдерс начал с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем перешел к монументальным полотнам большого формата с изображением размещенных на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Эрмитаж, Санкт-Петербург

           В начале своего творческого пути Снейдерс писал небольшие натюрморты, состоящие из нескольких предметов, обычно корзины и нескольких ваз с фруктами. В дальнейшем он рисовал в основном монументальные произведения большого формата, где на столах, прилавках лежали туши убитой дичи, различные фрукты, цветы, овощи; натюрморты часто дополнялись изображениями птиц и животных. Снейдерс с любовью изображал богатство природы и обилие даров земли.         
        Художник  не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.
            
         К изображениям сорванных цветов и плодов, выловленной рыбы и убитой дичи на полотнах Снейдерса трудно применить термин «натюрморт» – «мертвая природа», т. к. на его картинах взорам зрителя открывается живой, цветущий, поражающий изобилием мир.

            Снейдерс — художник живой жизни. Вот главный (и совершенно правильный) вывод Левинсона-Лессинга. И удивитель­но, что этот.мощный талант, открывший, казалось бы, для натюрморта беспредель­ные горизонты, да и человек, насколько можно судить, умевший располагать и при­тягивать к себе людей, в результате не создал никакой школы, даже не очень и повлиял на своих учеников.         
            Богатый и славный, он умер в Антверпене в 1657 году, и десятки учеников оплакали его кончину, но ни один из них не продолжил дело учителя. Свое светлое и радостно-доверчи­вое отношение к миру Снейдерс не передал никому