Крымские референдумы - путь к независимости?

Елена Николаевна Избицкая
Проведя анализ истории проведения референдумов о статусе Крыма с 1991 по 2014 годы, можно наблюдать, как политики и представители власти РФ манипулируют итогами референдумов для оправдания итогов проведения референдума 2014 года, результатом которого стало не определение независимого статуса Автономной Республики Крым, а фактически потеря суверенитета и вхождение в состав другого государства (РФ) с потерей права дальнейшего самостоятельного определения своего статуса. Рассмотрим коротко историю референдумов и их результаты, чтобы подтвердить сделанные выводы.
С января 1991 года по март 2014 года в Крыму было проведено три референдума. 20 января 1991 года - общекрымский, 17 марта 1991 - всесоюзный, 1 декабря 1991 года - всеукраинский.

На первом референдуме 20 января 1991 года был вынесен вопрос о воссоздании Крымской Автономной Республики, как субъекта СССР. Право голоса имели 1777841 крымских избирателя. В референдуме приняли участие 1441019 человек ( 83,3%). Из них положительно ответили 1343855 (93,2%) избирателей. При этом, 97% избирателей города Севастополя высказались статус Севастополя как города союзно- республиканского подчинения и главной базы Черноморского флота. На основании результатов референдума 12 февраля 1991 года Верховный Совет УССР принял Закон " О восстановлении Крымской Автономной Республики" в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР ( Ст.1 закона).

Второй, всесоюзный референдум проводился в соответствии с решением 4 Съезда народных депутатов СССР 17 марта 1991 года, на котором ставился вопрос о сохранении СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик. В референдуме приняли участие 80% избирателей страны. Положительный ответ дали 76,4 % избирателей, по Украине- 83,5%. За сохранение Советского Союза проголосовали 70,2 %. В Крыму- 87,6% избирателей.

Третий референдум был проведен 1 декабря 1991 года после провозглашения Верховным Советом УССР Акта о независимости Украины. На референдум был вынесен вопрос о поддержании Акта и провозглашения  независимости Украины. Из 84,18% избирателей Украины, принявших участие в референдуме, за положительный ответ отдали голоса 90,32% человек. В Крыму в референдуме приняли участие 62% избирателей, положительный ответ дали 54% . На  Донбассе за независимость проголосовали более 83% в Донецкой и Луганской областях. При этом участие в голосовании на востоке взяла значительная часть населения - 2,9 млн в Донецкой области, и 1,6 млн в Луганской, и 1 млн в Крыму.
5 мая 1992 года Верховный Совет республики Крым принял Акт о провозглашения государственной самостоятельности Крыма. 2 августа 1992 года к Акту было принято постановление о проведении референдума. На референдум выносится вопрос о независимом статусе Республики Крым  в союзе с другими республиками. При этом, была принята во внимание неправомерность актов 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР и результаты референдума от 1 декабря 1991 года. Референдум не состоялся.
С 2002 года власти Украины проводят политику сотрудничества и ассоциации с Европейским Союзом. 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза было парафировано Соглашение об ассоциации, 19 июля 2012 года — Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли. В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 года Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости.

Последний референдум в Крыму был проведен 16 марта 2014 года. На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Согласно официальным результатам, в АРК 96,77 % проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1 %, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %.  17 марта Россия признала независимость Республики Крым, провозглашённой на основании Декларации о независимости и результатов референдума, а 18 марта подписала с крымскими властями договор о присоединении Крыма к России.

Юридическую законность итогов проведенных референдумов 1991 года рассматривать смысла нет, так как с момента развала СССР все его законодательные акты, в том числе Конституция СССР и  Закон СССР от 30 апреля 1990 года " О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Статья 3 Закона " утратили свою юридическую силу.

Итак, как видно из результатов четырех референдумов, двое из них 1991 года (93,2% и 86,7%) определили статус Крыма, как независимой республики в составе СССР. После официального подписания 8 декабря 1991 года Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование, а результаты этих референдумов стали юридически несостоятельны. Поэтому, любое манипулирование их результатами является проявлением либо юридической неграмотности, либо использование результатов этих референдумов для обмана юридически малограмотного населения с целью продвижения своих интересов и оказание влияние на выбор избирателей. Тем более, нельзя выдавать за основной показатель выражения мнения народа желание  граждан УССР и СССР в перестроечный период экономической разрухи, перехода к рыночной экономике,  дефицита товаров и пустых прилавков магазинов, безработицы и разгула криминала вернуться к прежней спокойной и стабильной жизни, какая, якобы, была в закрытой тоталитарной системе при СССР. А спустя 25 лет, после восстановления экономики, государственных институтов республик бывшего СССР, основанных на национальной политики и суверенитете, охраняемых Конституциями этих стран и международным правом, подобные манипуляции итогами референдумов начала 90-х годов и вовсе являются проявлением политической близорукости и искаженным восприятием действительности. С момента распада СССР было создано несколько союзных объединений из числа республик бывшего СССР , среди которых СНГ и Союз России и Беларуси. Однако, похоже, что все эти союзы являются фактически формальными и мало дееспособными из-за амбициозных настроений Кремлевских властей, которые никак не избавятся от призрака прошлого властного  статуса со времен СССР. Поэтому многие страны-участницы этих союзов стали менять свой вектор политики в сторону Евросоюза и консолидации со странами Европы.

Результаты третьего референдума о провозглашения независимости Украины после официального распада СССР ( 90,32% по Украине и 54% по Крыму) никто оспаривать не имеет права без оспаривания юридической законности подписания в Беловежской Пуще соглашения о прекращении существования государства под названием СССР и оспаривания провозглашения своей независимости другими республиками, входящими в состав СССР, в том числе и РФ ( бывшей РСФСР). Стоит также напомнить, что СССР был союзом 14 республик с централизацией власти в Москве. А РСФСР ( Российская Федерация) была всего лишь одной из равноправных республик бывшего СССР, согласно Конституции СССР. Современная РФ, как правопреемница  СССР не имеет юридического статуса СССР и не может ассоциировать себя с СССР или с Российской Империей, в которой не было разделения на независимые республики, а была единая страна с единым законодательством и  суверенитетом. Кроме того, результаты третьего референдума юридически отменяют результаты двух предыдущих референдумов, определяющих статус Крыма, как независимой республики в составе СССР. Хотя, сегодня многие политики почему-то именно результатами этого референдума оправдывают результаты референдума 2014 года, забывая о том, что быть в составе СССР и в составе РФ разные вопросы и определение разного статуса Крыма.

Итоги последнего референдума 2014  также фактически отменили результаты референдума 1991 года о независимом статусе Крыма в составе СССР и в составе Украины, так как на референдуме не был поставлен вопрос о независимости Автономной Республики Крым от любой другой республики, как от Украины, так и от РФ. На момент проведения  референдума АРК являлась субъектом Украины, а не независимой республикой, имеющий право самостоятельно решать свой статус в дальнейшем. Если бы на референдуме был поставлен вопрос о независимости и выходе из состава Украины, а затем был проведен второй референдум о вхождении в состав РФ или оставлении независимого статуса, то результаты такого референдума были бы более справедливыми и достоверными. Поэтому, проголосовавшие на референдуме русскоязычные  избиратели, напуганные пропагандой о враждебности националистически настроенной новой власти ( фашистской хунты) пожертвовали своим независимым статусом и лишили права выбора  украиноговорящих своих сограждан говорить на родном языке, навязывая им насильственную русификацию.
При этом избирателей даже не интересовали вопросы того, что вхождение в состав другого государства влечет за собой полное изменение их прав и обязанностей, социальных гарантий, пенсионной системы, перераспределение и переоформление всех имущественных ( домов, земельных участков, авто и др.) и финансовых прав ( ипотеки, кредиты, материнский капитал и др.). Также для осуществления трудовой деятельности многим новым гражданам России необходимо полностью проходить переквалификацию и перевод системы образования на российские стандарты, что ляжет лишней нагрузкой на школьников, учащихся и студентов. К сожалению,  но желание вхождения в состав РФ для многих жителей АКР было вызвано только возможность говорить не русском языке после решения новых украинских властей сделать только украинский язык государственным языком. И вместо того, чтобы отстаивать демократическим способом свое право  на оставления двуязычие на своей территории, они поддались пророссийской пропаганде и потеряли свой независимый статус.

Как видно из истории референдумов, мнение избирателей на прямую связано с экономической и политической ситуацией на момент проведения референдумов и отражает не постоянные желания избирателей, а временные. Поэтому, делать выводы о волеизъявлении народонаселения в разные временные периоды, разных возрастных групп и при разных обстоятельствах, особенно во времена политических кризисов, и использовать их могут только нечистоплотных политики. Если сегодня провести повторно все выше указанные референдумы, то результаты будут совершенно другие. А еще через лет так 20, когда произойдет вымирание тех, кто жил в СССР ,  то результаты референдумов о воссоздание СССР будут близки к нулю.

Поэтому, чтобы решить вопрос принадлежности Крыма и его статуса, необходимо повторно провести референдум, но не местными властями, а третьей стороной, группой международных наблюдателей с участием украинских и российских представителей и СМИ. Естественно, без участия каких либо "зеленых человечков", с прозрачными урнами для голосования и свободного доступа международных наблюдателей при онлай- видео-трансляции. И подсчет результатов референдума также должны вести международная независимая группа с участием представителей Украины и России. На референдум поставить три вопроса: о независимом статусе УКР, об оставлении в составе Украины или о вхождении в состав РФ. Только после этого можно будет признать в волеизъявление жителей Крыма и признать новый статус республики. Если результаты референдума подтвердят результат референдума от 16 марта 2014 года, то признать законность присоединения УКР к Российской Федерации. 



23 августа 2016 года