Страсти по Тяни-Толкаю

Просто Валерия
В одном дремучем лесу работал губернатором Медведь. Небольшим  зверюшкам и блага от него доставались небольшие, большим - побольше, а самым крупным зверем был он сам. До поры-до времени всех всё устраивало, но вот появился в лесу новенький, с виду мелкий и незаметный, но колючий и беспокойный. Занесли его в лес грибники. Видно, жил ёжик у кого-то дома да не ужился. Едва освоившись, начал он всё критиковать: потребительские корзины не наполнены, права животных нарушены, Медведь по несколько месяцев спит в берлоге, а в это время в лесу беспредел творится. Давно пора другого губернатора избрать, который никогда не спит и о лесных жителях днём и ночью думает. Да где такого найти...

Наверно, так разговорами дело бы и закончилось, если бы не счастливый  (несчастный) случай. Один зайчишка попал в капкан. Кое-как выбрался и поскакал на трёх лапах к Айболиту. Сделать такую операцию - для доктора не вопрос, не о том речь. А увидел там зайчишка Тяни-Толкая, чудо-зверя с двумя головами, которого  Айболит привёз из Африки. И так ему этот зверь понравился, что, вернувшись домой, начал он о нём всем рассказывать. Вот тут-то и стало ежу понятно, что лучшего кандидата в губернаторы просто быть не может. Во-первых, две головы лучше одной. Во-вторых, эти головы никогда не спят одновременно, а значит, бодрствующая голова продолжает мыслить. Кроме того, актуальна сама идея - тандем.

Услышав о такой перспективе, мелкие зверюшки пришли в состояние аффекта, они стали срывать огромные листья папоротника и, размахивая ими, скандировать имя  кандидата. Благо дело, Медведь в это время находился на далёкой пасеке и ничего не знал о заговоре. Зато ситуация насторожила группу безопасности. Срочно было дано задание всем секретным службам: навести справки о Тяни-Толкае, чтобы определиться, на чьей быть стороне. Сам Тяни-Толкай даже не подозревал, что оказался в центре внимания: его решили пока не ставить в известность.

Собрав информацию, узкий круг заинтересованных лиц (морд) собрался на совещание. Начали с происхождения кандидата. Сначала посчитали чудо-зверя афроевропейцем, поскольку он был привезён из Африки, но давно проживает на российской территории, о чём повествуется в многократно издаваемой книге Корнея Чуковского. Однако при внимательном изучении источников, выяснили, что за несколько лет до выхода в свет этой книги, Тяни-Толкая описал англичанин Хью Лофтинг, и Айболит - это псевдоним, а настоящее его имя - Джон Дулиттл. Тяни-Толкай - тоже псевдоним, англичане звали его Pushmi-Pullyu.

На этом месте следует сделать небольшое отступление, чтобы читателям было понятно, "кто есть who". Дело в том, что в 1916 году Хью Лофтинг служил капитаном Ирландской гвардии, воевал и нередко видел, как раненых лошадей пристреливали, даже не пытаясь их лечить. Тогда-то и родилась у него мысль о докторе для животных. Позволю себе предположить, что и конь "с запасной головой" появился из тех же соображений. Казалось бы, вполне гуманный сюжет, а Корней Чуковский, прекрасно владевший английским, мог выполнить миссию переводчика. Но не следует забывать о различиях менталитета. Одно дело - дети капиталистической страны, и совсем другое - советские. В английском варианте явно проступала  пропаганда расизма, которую сейчас назвали бы "неполиткорректностью". Африканским злодеем был не Бармалей, а негритянский король, не желающий пускать в свою страну белых людей. Выбраться Дулиттлу и его зверям из тюрьмы помог сын короля в обмен на услугу: Дулиттл отбелил его кожу (при этом появился запах "горящей коричневой бумаги"). Правда, результат сохранился только до утра, но Дулиттл недолго испытывал  угрызения совести, поскольку принц  подсунул ему прохудившийся корабль. Есть в тексте и другие неуважительные упоминания о чернокожих. И не только это... Не пристало советским детям думать о деньгах, а у Дулиттла их не хватало, и Тяни-Толкай разрешил показывать себя за деньги в цирке, чтобы дать доктору возможность рассчитаться с долгами. Были сделаны и другие изменения. Например, сестру Дулиттла звали Сарой, а сестру Айболита - русским именем Варвара. В общем, пришлось писателю не просто перевести сказку, а переделать её, честно написав под новым названием "по мотивам Хью Лофтинга".

Эти подробности лесным жителям были, конечно, неизвестны. Они просто сделали вывод, что Тяни-Толкай - зверь не местный,  а потому не может быть губернатором. Но кое-кто копнул глубже, и выяснилось, что родился Тяни-Толкай не в Африке. Наш он! Уроженец Каргопольского района Архангельской области, земляк одного знаменитого русского мужика! В доказательство была представлена каргопольская глиняная игрушка 19 века и вышивка крестиком. Но и это не всё. Обнаружился древний славянский амулет, оберег-подвеска, изображающий двуглавую лошадку. Точный возраст этого талисмана был неизвестен, то ли 13-й век, то ли 14-й, а может, и вообще до н.э. То есть, как ни посмотри, Тяни-Толкай наш, местный.

Казалось бы, вопрос закрыт. Но уж очень не хотелось некоторым хищникам признавать "чужого" кандидата в губернаторы, и они начали придираться. Привели цитату из книги Хью Лофтинга, которая не стыкуется с российским происхождением чудо-зверя:
— А кстати, можно узнать, не относишься ли ты к семейству оленей? —спросил доктор Дулиттл.
— Ну да, охотно ответил Тянитолкай. — Абиссинские газели и азиатские серны по материнской линии. А вот прапрадедушка моего отца был последним из единорогов.

Ладно, газель и серну могли в Россию завезти... Но единорогов у нас не водилось. Чему же верить? Однако и на это нашёлся ответ. Вернее, не ответ, а предположение, но очень правдоподобное и понятное. С виду единорог - это конь с рогом, значит, и его супруга была лошадиного племени. Видимо, она ему изменила. Не до такой степени, чтобы оленьи рога выросли, а так, немножко, как раз на один рог. От потомков этот казус скрыли, и они считали, что произошли не от русского крестьянского коня, а от единорога. Кое-кто попытался обратить древнее происхождение Тяни-Толкая в недостаток. Мол, несовременный зверь. Но и тут нашлись контраргументы: новенькие игрушки, арт-объекты в стиле авангард, изделия ручной работы. Вспомнили даже, что существует названная в его честь музыкальная группа. Значит, образ продолжает вдохновлять... Значит, по-прежнему современен.

Осталось обсудить кое-что ещё. Прежде всего, не нарушит ли такой выбор исконных традиций леса, в котором издавна почиталось число "три"? Может быть, если две головы лучше одной, то три - ещё лучше, и стоит поискать трехглавого губернатора? Но, поразмыслив, решили, что традиция постепенно изживает себя, и соблюдать её не надо. Три источника давно превратились в едва заметные ручейки и местами пересохли,  три ветви настолько переплелись, что выглядят, как одна, но главное, никого с тремя головами,  кроме Змея Горыныча, не вспомнили, а такой  "руководитель" может привести к гибели весь лес.

Была ещё пара вопросов: не организует ли Тяни-Толкай миграцию населения из Африки и не введёт ли закон о правах двуглавых животных? Но все уже устали, поэтому первый вопрос пропустили мимо ушей, а по второму и обсуждать было нечего, потому что из двуглавых знали только орла, и без того имеющего все привилегии.

В результате крупные звери решили не мешать мелким. Пусть себе идут к своему кандидату, выдвигают, голосуют, а если что не так, сами и ответят. Делегаты долго обсуждали, как уговорить Тяни-Толкая, а когда подошли к дому доктора Айболита, услышали песню, которую распевал чудо-зверь.
Одна голова прикажет сперва:
"Тяни вон туда, понятно?"
Одна замолчит, другая кричит:
"Сейчас же тяни обратно!"*
И хотя ёж никогда не изучал физику и не знал, что равнодействующая двух противоположно направленных сил равна нулю, он всё равно понял, что ни одно дело у такого губернатора не сдвинется с места. Выходит, что не всегда две головы лучше одной, а только тогда, когда умеют между собой договариваться.  Молча свернулся  он в клубок, чтобы никто не увидел его виноватого взгляда, и покатился обратно в лес, а ничего не понявшие зверюшки - за ним.

Вернувшись с пасеки, Медведь, конечно, узнал о том, что происходило в его отсутствие. Но поскольку в лесу была свобода слова, а за словами никаких дел не последовало, он не принял карательных мер ни к крупным, ни к мелким. Если не считать, что отправил ежа в чужой лес. Ну так ёж и не был коренным жителем, к нему ещё и привыкнуть не успели.


*Песня из аудиосказки "Айболит и Пента".