Степные дороги. Часть - 5. Днепровский рубеж

Валерий Русаловский
 СТЕПНЫЕ ДОРОГИ
  (в новой редакции)

       ЧАСТЬ - 5
   (продолжение)



                5.3. ДНЕПРОВСКИЙ РУБЕЖ

                1955 год.
                Днепропетровск.

Всю оставшуюся зиму и до самого лета Степан пил травы и помогал родителям по хозяйству. В оставшиеся свободные часы он любил уходить в горы или на речку, где сидел, вглядываясь в тёмные бездонные омуты, хранившие в толще воды неразгаданные тайны. Словно большие магниты, они вытягивали из него накопленные страхи и переживания.

С большим желанием Степан раскапывал грядки и лунки для пересадки овощей, выгребая из земли старые сгнившие коренья. Земля тоже давала силы, а её сырой, свежий запах пробуждал волю и силы для новой жизни. Набирающий тепла свежий весенний ветерок будил степь, чтобы она приняла зерно для будущего урожая.

Когда закончились весенние работы, Оксана  решила отправиться с младшей дочерью Сашенькой на Родину в Украину на могилу Андрея. По этому случаю у них произошёл короткий разговор с мужем:
- Теперь, когда прояснилась судьба Степана, самое время съездить на могилу Андрея. Откладывать на потом в нашем возрасте уже не имеет смысла.
- Бери Александру и поезжайте, а я останусь на хозяйстве. Силы у меня теперь не те, - поддержал жену Григорий.
- Вот только смогу ли я найти его могилу, если этого места нет даже на карте?  - беспокоилась Оксана.
- Наверное, это очень маленький населённый пункт, - рассуждал Григорий.  Но уже там, на месте, обо всём можно будет узнать поподробнее, а вокзальное начальство подскажет, чем и как лучше туда добраться.
Как решили, так и сделали. Поэтому, как только прибыли в Днепропетровск, Александра попросила сотрудницу железнодорожного вокзала дать информацию по их дальнейшей поездке:
- Скажите, как нам добраться до Борового?
- До Борового? – задумалась женщина в «окошке», и долго листала железнодорожный справочник, но нужного места не нашла. Потом позвонила в справочную автовокзала, но и там помочь ей не смогли. Она ещё несколько минут о чём-то напряжённо думала, а потом виновато опустила глаза:
- Девушка, извините, такого населённого пункта в Днепропетровской области нет, но зато есть в Одесской и Киевской.
- Как же так? – вмешалась в разговор Оксана.  У нас вот имеется  документ, – она протянула девушке извещение о смерти Андрея. Смотрите, вот роспись командира, вот печать, а вот и село, где захоронен мой сын.
Железнодорожница ещё больше смутилась.
- Извините, бабушка, но я вам помочь ничем не могу. Пойдите в милицию, может там что подскажут.
Но милиционеры, обзвонив все свои учётные организации, ответили то же самое:
- Такой населённый пункт есть только в Одесской и Киевской областях. Здесь такого места точно нет!
- Как же так, – недоумевала Оксана.  Разве можно в таких вещах ошибаться!? Вы прочтите! - она снова протянула милиционеру извещение о смерти сына,  ведь это правда и написано, что «погиб смертью героя». Где-то же должно быть это захоронение!?
Но милиционер лишь неопределённо пожал плечами.
Поняв, что в данной ситуации никакие разговоры уже не помогут, Оксана решила ехать в своё село.
- А Белая Глина далеко отсюда будет? – обратилась она вновь к милиционеру.
- Да нет, часа два езды, – откликнулся офицер.  Туда частенько ходят автобусы. Есть такой, который отправляется прямо с вокзала.
Потом он задумался и добавил:
- Вот там, рядом с этим селом, проходил «днепровский рубеж». Там много полегло наших ребят. Возможно и ваш сын там где-то захоронен.

Говоря об этом, милиционер осознавал, что этим он хоть как-то сможет  успокоить растерявшихся женщин. Он отлично понимал, что всё равно найти захоронение сына среди сотен братских могил им не удастся.

Так и получилось. Оксана с дочерью лишь к вечеру добрались до села. Отыскали своих родственников и, переночевав у них, с утра отправились на братскую могилу возле Днепра. Возложив цветы у бронзового памятника солдату, они, молча, посидели на лавочке и потом тихо пошли в село.

А там вдоль величественной реки у самых её порогов, недалеко от кромки леса, была другая братская могила, в которой покоился лейтенант Зарудный. Наименование деревеньки, где погиб и был захоронен Андрей, лишь отдалённо напоминало ту, что была записана в похоронке.
Но как бы там ни было, случившееся Оксана приняла к своему сердцу,  как должное. Она ещё раз убедилась в том, что от судьбы не уйти и не спрятаться. А в память о сыне Оксана привезла горсть земли с братской могилы у «днепровского рубежа» и хранила её на божнице под иконой.