Кусочки памяти

Виктор Чаплыгин
                Детство

1.Чувство какой- то щенячьей радости в детстве от того, что проснулся морозным утром , а окно разрисовано тропическими листьями, и сквозь плотный рисунок пробиваются красноватые теплые лучи зимнего солнышка.
2. Ощущение чего-то нового, неизведанного, далекого и торжественного, которое вдруг налетает, волнует грудь и зовет в неизвестность.
3.Слушаю у растопленной печки рассказы бабушки Ксении и мамы о дедушке и наших родственниках. За окном гудит пурга, искры от горящей лузги периодически падают на железо у поддувала, бабушка постепенно замолкает, укладываясь на сундуке под шаль, а мама  отправляет  меня спать.
4. Запах весны – это свежесть замерзших ночью луж, чистые ручьи журчащие вдоль дороги, оттаявшие помои на дворе, сено за зиму напитавшееся влагой, и воздух –чистый и холодный ,весь в порывах ветра.
5.Жаркое солнце палит во всю и кажется нет от него спасенья на летней тропинке, даже близость реки Самарки не помогает. Но вот шагнешь с тропинки в лиственный лес, под крону осокаря или дуба и сразу становится легче, прохладно и уютно.
                Зрелость

1. Подлость человеческая непредсказуема.На действующем флоте все было попроще и без подлостей. Уже есть разрешение на учебу в Военно- морской Академии, прошел медкомиссию,  но тут же налетает комиссия, наспех набранная с разных училищ и вот я весь в «шоколаде» и все в моей роте плохо и я не достоин направления на учебу. Вот скоты!
 Среди комиссаров мой товарищ - Юра Сорокин – начальник строевого отдела с Новороссийского ВМИу. Он мне говорит – это все Л -в, реши с ним вопросы и все будет хорошо. Конечно не буду я с этим негодяем что то решать.  Нужно уходить с этой службы, тем более я имею возможности.А уже 90-й и в воздухе пахнет сменой.
2. Лежу в Одесском 411 госпитале, комиссуюсь. Сосед по палате- человек в возрасте – лет 70. Вечерами разговариваем. С его слов – он в конце 30-х служил адьютантом у маршала Тухачевского. Тот знал за два дня , что его с женой арестуют. Вызывает он адьютанта и просит- забирай сына( а тому было года -4), бери самолет мой личный, сам за штурвал. Вот тебе командировка – для аэропорта ты летишь в Симферополь, а на самом деле  вот тебе вторая командировка и лети в Сибирь, а там затеряйся. Вот так адъютант с сыном Тухачевского оказался в тайге на зимовье. Там и женился и оттуда призвался на фронт. Дослужился до полковника и вернувшись забрал жену и сына и дочку в Одессу. Утром моего соседа забрала жена  домой – он был безнадежно болен. Я к сожалению не запомнил   его имени , а так хотелось услышать о том что было дальше.
3. Другим моим соседом по палате стал бывший лейтенант афганской армии по имени Аканур. Вот его история. Он родился в богатой афганской семье. Отец его был главой большого уважаемого рода. У них были   поля пшеницы и ткацкая фабрика, где ткали знаменитые афганские ковры. Когда началась гражданская война, Аканур и его брат вступили в народную армию по своим убеждениям( они оба закончили военное училище артиллерийское в Одессе). Отец их проклял и долго с ними не общался. Когда к власти пришли талибы – отец стал талибом. Несмотря на то что сам он был хорошо образован и даже преподавал когда то в школе, он приказал разрушить школу, всех женщин одел в паранжу и сжег все книги и учебники , оставив только Коран. После ухода советских войск из Афганистана брат Аканура переехал с семьей жить в  ФРГ, а Аканур поселился в Одессе, где женился и жил перепродажей вещей.  Брат разбогател на торговле коврами и предложил Акануру торговать своим товаром на 7-м Километре в Одессе. Чем тот и занялся.
          После выписки из госпиталя , я уехал работать в Севастополь, но в один из дней приехав домой в Одессу неожиданно встретил Аканура. Тот был одет по последней моде, рядом с ним стояла его жена, полная и улыбчивая одесситка, тоже модно одетая. Мы обнялись, и он мне рассказал вкратце чем живет и что произошло за это время. Оказывается, отец заболел и решил простить детей и встретиться с ними. Но так как талибы заочно приговорили их к смерти, братья не могли приехать в Афганистан, тогда отец организовал им встречу в Пакистане – в Исламабаде. Увидев отца Аканур был поражен его видом. Исхудалый старец, злобный на весь белый свет, одет в талибские одежды. Он просил их вернуться покаяться и принять род под управление. Но это было невозможно. Старший брат предложил отцу переехать в Германию. Он там построил небольшую мечеть и тот мог бы стать имамом. Но отец не согласился и так и не обнявшись с сыновьями и не попрощавшись ушел из чайханы и больше братья его не видели .

4. Во время моей службы на АПЛ, были моменты , когда экипаж не держал подводную лодку. В это время нас офицеров использовали в патрулях, дежурными по столовой, а меня почему то часто ставили дежурным по погранзаставе. Небольшая застава, располагалась на берегу реки Западная Лица. В задачу входил контрольно- пропускной режим через мост. Ну и охрана рубежа. Рядом как известно норвежская граница. Должность моя была чисто номинальная, все исполняли матросы – пограничники. У них был старшина, который ведал всей службой. Я же должен был контролировать посты, следить за распорядком , участвовать в проверке документов и багажа прибывающих в гарнизон и убывающий из него. Службу я нес уже не первый раз и бойцы мне полностью доверяли и всячески показывали что я – свой. Чем это заслужил не знаю , но наверно с моей стороны не было солдафонства как и панибратства, а были нормальные отношения к матросам, в меру требовательные, в меру доверительные. В это дежурство я заступил вечером в один из воскресных дней июня. Полярный день давил солнцем, было даже жарковато и в кителе предстояло изрядно попотеть. А если учесть что сутки у тебя сбоку на флотском ремне провисит пистолет с двумя обоймами, то легко представить как удобно будут прожиты эти сутки. Итак дежурство началось обычно, без напряга. Я собрал бойцов, проверил посты, заглянул на камбуз, где готовилась уха из пойманного гольца , принял двоих матросов по их личным делам. А часам к 23 –м, решил отдохнуть на кушетке(не раздеваясь) часок, чтобы в 01 час пойти проверить посты. Шторы на окне были закрыты, чтобы солнце не мешало отдыху, в соседней комнате находился связист, он слушал тихо музыку. Попросив бойца толкнуть меня через час ,я завалился на дермантин кушетки. Жестко, но молодость дает возможность уснуть в любой ситуации. Проснулся я от хриплого голоса-« Командира, командира! Вставай! Чужой  там!».
Я открыл глаза и подумал это сон. Надо мной стоял солдат в шинели, бородатый , в руках у него был топор. Он ,вращая своими черными глазами выкрикивал слова , который я не все понимал. Быстро сообразив что это не сон, я выхватил пистолет и заорал: «Брось топор, убью! Застава в ружье!». Солдат бросил свое оружие и сел на скамейку. А в комнату ворвались пятеро бойцов с автоматами. Начали разбираться. Оказыается связист вышел на пару минут , а в это время и залетел солдат. Остается непонятным как его не почуяла собака и не видели на постах. Речь солдата была сумбурная, но понять можно. Он оказался с поста водозабора, который  был недалеко от нашей заставы. Родом он из Грузии зовут Гиви. Его поставили на пост на сутки, но не сменили и через неделю. Связи у него не было, оружие- топор. Еда кончилась через сутки и он собирал  листики и корешки, поймал птичку и сварил на костре.
Но пост он не покидал. В конце недели он увидел что к посту кто то идет. Он окликнул , но тот ответил на непонятном языке. Тогда солдат подумал что это враг и крикнув ему «лежать а то застрелю» бросился  к нам на заставу за помощью. Я, взяв с собой тревожную группу с собакой , выбежал в сторону водозабора, а солдата попросил покормить, помыть и дать ему возможность отдыха.
Бежать пришлось более 2 –х километров вдоль реки. Собака быстро нашла «нарушителя». Им оказался молодой казах, солдат стройбата, которого командование прислало на смену забытого ими грузина. Казах вообще не мог сказать по руcски ни слова. Это то и ввело в заблуждение голодного, уставшего постового. Вернувшись на заставу я немедленно сообщил о происшествии заместителю командующего флотилией( мы подчинялись на прямую ему). Солдат Гиви был накормлен , побрит, помыт в баньке. Через полчаса после моего звонка адмиралу, у нас появилась волга с командиром и замполитом стройбата – командиры Гиви.  Они привезли с собой шашлык, булочки с маком, чай, торт. Когда я позвал Гиви чтобы он вышел к командирам, тот вышел и отказался брать у них еду  назвав их плохими людьми. И комбат и его зам набросились на меня –типа мог бы и нам сообщить сначала. Но нашу перепалку прервал приезд адмирала. И Комбата и его зама он забрал к себе в машину, а солдата приказал на волге доставить в часть и предоставить отпуск с выездом на родину. 

5. Отдыхали мы с женой Валей и дочками Наташей и Леной на турбазе МО СССР «Терскол». Место красивейшее, высота  2125 м над уровнем моря, за базой –Эльбрус, Азау-баши, а напротив Иткол. Эти горные вершины завораживали взор и так хотелось на них побывать. Внизу за дорогой бил источник нарзана- полезной минеральной воды, а дальше возвышался Чегет- вершина на которой была оборудована лыжная база. И хотя на дворе стоял июнь месяц, на Чегете лежал снег и мы всей семьей побывали там.
Были походы в горы, где мы ели черемшу, пытались отскерсти мумие со скал, а вечером усталые но довольные возвращались на базу. Здесь, после приема душа и обеда нас тормошили инструкторы и заставляли участвовать в разных конкурсах и соревнованиях Так  наше семейство попало на соревнования «Папа, мама я – спортивная семья» , на которых заняло первое место и мы получили медали и подарки. А потом был праздник на котором я поспорив на ящик пива без снаряжения поднялся на Иткол- а это с нашей высоты 2125   м еще 1200 м. Прошел по перевалу покрытому вечными снегами , попал в грозу и видел как огромные молнии били совсем рядом в снег с шипением но без грома. Наконец добрался до вершины, на которой был завален флаг, достал его помахал наблюдающим за мной снизу. Затем почти кубарем скатился к базе, где был отруган женой и одарен ящиком пива, который мы тут же и выпили.
Основная масса местного народа- кабардинцы  и балкарцы относились к туристам хорошо. Но были и интинденты. Не знаю как там сейчас но в то время было достаточно уютно и спокойно.
Накануне завершения нашего отдыха нужно было взять билеты на самолет, а их то и не было . Тут я вспомнил что меня приглашал папа моего курсанта в гости в Нальчик. А надо сказать папа этот был один руководителей Краснодарского Края. Я оставив Валю с детьми рванул к нему. Меня встретили по царски. Он хотя и болел, но приказал накрыть стол и пока мы с ним беседовали на столе появились местные вина шашлык, разная зелень. Он подробно мне рассказал как пьют вино, с какой зеленью, пригласил поехать с ним на охоту в горы, я конечно вежливо отказался.  Я пробыл у него часа два, Жена его так за стол и не присела. Скоро прибыл водитель с билетами. Мы тепло простились а через несколько часов наше семейство рассматривало горы и море из иллюминатора самолета, несшего нас домой в Одессу.