Подводники

Виктор Чаплыгин
Пурга.Пурга… Над гарнизоном бушует ветер уже не первые сутки. Снегу намело по пояс. Мощные бульдозеры – электроходы тщетно пытаются навести порядок на дороге, и к обеду вся техника останавливается, отдавая городок и базу на растерзание бешеному ветру. Подводные лодки, засыпанные снегом, на фоне замерзающей бухты, практически не видны, и только  по копошащимся на пирсах фигуркам, разгребающим снег, чувствуешь, что здесь есть жизнь. А в самой лодке тепло, работает КЛВШ, мерный гул убаюкивает . А тут уже обед а там уже недалеко и до смены дежурства. Для подводника –это нормальная ,родная обстановка,  когда он находится дома – у себя в базе . Для других – непосвященных это выглядет из ряда вон выходящее -АПЛ, с боезапасом на борту , с работающей ЯЭУ, до гарнизона 3 км., и домой к семьям не пускают, -ветер «раз». Сумасшедшие только могут такое переживать спокойно. Да Бог с ними с другими. Это наша жизнь и мы ей живем по своей доброй воле. Здесь  нет высокопарных слов о Родине, о защите ее интересов- это для работы замполита и тема политзанятий, просто люди делают свою работу. Лодка находится в разных степенях готовности, и от этих степеней зависит напряженность службы экипажа. Мы только пришли с выполнения очередной задачи и стоим в боевом дежурстве. Скоро в автономку. А пурга не дает нормально побыть с семьей, загрузить полные запасы .  Все таки командир находит возможность отпускать по 2 – 3 человека офицеров и мичманов домой. И как только снимают ветер «раз», мы буквально ползем от лодки до жилых домов, преодолевая расстояние не менее чем за 2 часа. Но молодость и желание видеть родных дает силы и после долгой дороги , все залепленные снегом, мы вваливаемся в свои квартиры, на радость женам и детишкам. Все рады, жаль что это не надолго, - утром, а если опять ветер усилится, то и ночью – на корабль. Обещаем вернуться и весной поехать на «большую землю»,детям шоколадки. Но служба зовет и снова ползем по сугробам , периодически расчищаемым гредером, на свою лодку. Все нужно проверить, все системы и механизмы, приборы, пополнить запасы, проверить знания подчиненного личного состава, подготовиться самому к проверке флагманскими специалистами. Лодка «вылизывается» до блеска, документация вся заполнена, книжки «боевой номер» личный состав знает наизусть.  Надето чистое РБ. Все завтра проверка и в море.
До свиданья дорогой наш гарнизон ,наши любимые, до всречи весной!
Почти всегда уходим на БС ночью, хотя она уже не такая долгая как в начале зимы, и хочется увидеть светлое небо. Легкий удар ,от которого лодку встряхнуло- подошли буксиры. Поехали! Долго идем по Мотовскому Заливу , разрешено покурить в рубке, но выходят не только курящие – практически все по очереди дышат свежим морозным воздухом, хотя штивает довольно крепко. «Боевая тревога!» по лодке , «срочное погружение!». Сыпятся команды по отсекам, в ЦП идут доклады, напряжение растет, «Боцман! Погружаемся на перископную глубину», лодка с дифферентом на нос уходит под воду.  «Осмотреться в отсеках!» Проходят доклады и вот уже команда  «Погружаемся на глубину 50 метров!». Осмотрелись и начинается размеренная работа, по сменам , с внезапными перерывами на боевые, пожарные, РО тревоги, дай Бог только учебные. Нас ждут опасности, враг

 

                Повезло


1.  Крутая морская волна нещадно била подводную лодку, которая после межпоходового ремонта выходила на испытания и выполнение заданий командования. Я – лейтенант, командир десятого, торпедного отсека, провожу занятия по борьбе за живучесть. У меня в отсеке разные люди : это и молодой матрос Охотников, который только недавно сдал на самостоятельное управление торпедным оружием ,старшина 2 статью Кудюмов, уже прошедший 2 боевые службы и ожидающий демобилизации, мичман- корабельный кок Безручко, бывалый моряк, весной убывающий в запас. Привычно гудят приборы, мои команды и вводные выполняются неплохо. Разбор был недолгим, я доложил в центральный о завершении тренировок, отпустил народ готовиться к обеду,а сам расстелив пробковый коврик на паелах возле торпедного аппарата правого борта, немного прикорнул. Перед тем как закрыть глаза, заметил, что штурманский электрик так и не закрепил отсечные часы в новом месте \они вывалились вместе с крепежем и куском прочного корпуса вчера\. Часы остались лежать надо мной на торпедном аппарате. … Удар по голове поднял меня ноги мгновенно,- палуба уходила вперед из под ног, а из «Каштана» неслись команды-«аварийная тревога»,потом «заклинка БКГР на погружение».Рядом ничего не понимая стоял матрос Охотников, чем то напоминая мне «Чебурашку» и хлопал своими большими глазами.  «Продуть кормовые цгб» -это уже механик Сырица . Я командую Охотникову оставаться на «Каштане», Кудюмову на правый борт с «мартышкой» сам на левый. Работаю ключом, а сам вижу, что внизу ,возле своей каюты  стоит на коленях Безручко и молится –«Господи спаси и помилуй! Если выживу то поставлю сто свечек за здравие!». Закончив работу и почуствовав что лодка начала выравниваться ,бросаюсь вниз к каютам и грубо заставляю мичмана прийти в себя и заняться делом по аварийному расписанию. Тот правда быстро выполнил все необходимые действия и доложил мне о готовности .Тем временем лодка выровнялась. «Отбой тревоги!» - командир Гриценко с механиком и комдивом 3, через несколько минут в моем отсеке. Быстро разобрались в чем дело. Когда  меняли гидравлические машинки клапанов вентиляции  рабочие перепутали патрубки открытия с закрытием, поэтому когда старпом Захаров пытался самовольно произвести  манипуляции с дифферентом лодки силами вахты гидравликой, это привело к резкому нырянию лодки на глубину. Хорошо, что скорость была небольшая и запас глубины позволял  успеть сманеврировать. Конечно, виноваты сами. Безручко потом подошел ко мне и сказал спасибо за то что вывел его из стресса. Я извинился за грубость, а потом мы с ним пили чай, а он рассказал что возвращается на работу в ресторан «Прага» в Москве.
  Прошло два года с этих событий и вот я с женой Валей, дочкой Наташей проездом в отпуск в Москве. До отправки нашего поезда в Харьков у нас получилось еще 10 часов и мы решили полазить по Москве, в магазины, а потом пообедать в «Праге». Устав немного от беганья по  ЦУМу, ГУМу и др., мы наконец зашли в «Прагу».
Красота уже в фойе была неописанная. Но нам тут швейцар вежливо говорит –мест нет. А я вспоминаю, что Безручко должен быть здесь и спрашиваю швейцара – нельзя ли с таковым повидаться. Мы были поражены изменениием в голосе и обращении с нами .Оказывается что мой мичман – Шеф- повар ресторана.
Где то через минут десять мы уже с ним обнимались, действительно вот так встреча. Он в белых одеждах в колпаке, для Наташи вообще был каким- то волшебником. Нас провели в Белый Зал и усадили за отдельный столик вокруг которого были открытые аквариумы с рыбками. За нами стояли официанты, и даже за Наташей и все наши желания предугадывались мгновенно.
А через несколько часов сытые и довольные \денег с нас не взяли\, мы качались  в плацкартном вагоне поезда Москва – Харьков.