Многие разрозненные мысли связала, как ни удивительно на первый взгляд, тема об извращениях, в частности, у Монтеня - о жестокости.
И она - лишь вершина айсберга, лишь ростки, уходящие корнями в тёмные глубины...
Трудно охватить.
Возьмём цинизм. Существует мнение (у Шекли с его агентом Дъявола), что это обратная сторона наивности. Я бы уточнил: это попытка наивности скрыть себя и защититься.
Наивность тут больше как изначальное свойство. А цинизм уже скорее извращение. Хоть и понятное.
... У Монтеня есть мысль, что, уже в его времена, бытовало неверное понимание эпикурейства. Да что там, ещё во времена Эпикура! Значит, даже тогда были люди, склонные извращать информацию.
... Этакая неточность, небрежность, лёгкость в извращении истины, странная тенденция не ценить свою жизнь и не уважать жизни окружающих, - вот что видится мне одним из мощных корней зла.
Замечаю, что чем тупее человек, тем бывает агрессивнее в мнении, что он прав. Неважно, о чём речь - проявляется повсеместно.
Тут важно, что человеку даже НЕ ПРИХОДИТ мысль о том, что его поведение может быть хоть как-то плохим, некрасивым, вредным кому-то, если не ему самому.
В этом я и усматриваю пресловутую простоту, которая хуже воровства.
... Есть извращённость как бы врождённая, или даже врождённая, когда человек болен, его генотип как-то нарушен.
И это часто путают с иным свойством.
Я сейчас говорю о другой извращённости, от недоразвитости. Когда можно внушить всё, что угодно. Когда сам человек сегодня один, завтра другой, и так же уверен в своей правоте, как вчера. Когда "вшистко едно" и "всё относительно".
Это непобедимые люди, своего рода: больные, придурки и мудаки. Все они настолько непробиваемы и неприятны, что большинство предоставляет их самим себе. Есть же поговорка: пропусти идиота. "Себе дороже".
С такими людьми необходимо работать, если есть желание жить в относительном покое, чистоте, радости. Такие люди обязательно побеспокоят, и не из убеждений, а из собственного свойства.
На примере жестокости, со слов Монтеня: "существуют такие чудовища в образе людей, которые готовы убивать ради удовольствия, доставляемого им убийством, (...), при этом они не получают от этого никаких выгод и не питают вражды к своим жертвам, а поступают так только ради того, чтобы насладиться приятным для них зрелищем умирающего". Всего лишь пример, зрелищный, но далеко не самый массовый.
Ужас сегодняшнего дня заключается в том, что массы не видят, как превращаются в чудовищ, не именно таких, но с последствиями, возможно, даже худшими. Необязательно убивать физически, и необязательно получать удовольствие. Это даже не худшие чудовища, в том смысле, что их деятельность слишком ужасна большинству, и их желают наказывать решительно.
Сегодня же чудовища - это какие-то упыри. Люди без человечности. Люди без любви. Люди ли... Ведь, если потребуется, таким можно внушить, что какие-то другие люди должны быть убиты. И это происходит. И даже с воодушевлением.
Проблема сегодняшнего дня в том, что некому этим заниматься. В том числе потому, что нет положительных героев, духовных лидеров, готовых ежедневным регулярным делом доказывать и подтверждать свою мораль. Общество больше не воспитывает себя. Всё ещё хуже: оно уже не вполне и представляет (если бы дали такую возможность), что же прививать детям, что хорошо и что плохо, ему уже распарили мозги до степени "всё относительно".
Возможно, сказывается и то, что всю интеллигенцию на корню вырезали во времена 1917, 1937... И осталось лишь тупое стадо, за слишком редкими исключениями, чтобы как-то заметно улучшать жизнь.
Иногда ещё проявляются какие-то обрывочные понятия о справедливости, совести - из тех далёких времён, когда существовали живые реальные люди, готовые эту справедливость и совесть защищать от извращений и бездушности.
Но в массе - мы живём в страхе. И пока это так, есть ли смысл всерьёз говорить о справедливости?
Стоит зайти в интернет - всё так и пестрит понятиями о хорошем. Но где все эти люди с понятиями, когда здесь и сейчас, на глазах у всех, происходит очередная несправедливость? Все тут же забиваются по норам, в надежде, что их не коснётся, а как коснётся - вопят о несправедливости.
А справедливость - она на то и справедливость, что если хоть с одним из нас она произошла, то завтра может быть с каждым, если не разобраться с ней здесь и сейчас, на корню. Это ведь правда.
Если бы к каждой маленькой несправедливости люди относились... ну хотя бы как к смерти своих нервных клеток... возможно, это бы помогло. А ведь это так и есть. Это даже хуже. Смерть доверия друг к другу, рождение страха перед ближним, на мой взгляд, хуже, чем смерть собственных нервных клеток.
Это рукотворный ад.
В фильме "Легенда номер 17" есть мнение, что каждый за себя решает, каким ему быть: сильным или слабым, "маленьким" или "большим". Похоже, люди вокруг меня слишком напуганы, чтобы вообще решать. Время идёт, но жизни нет.
Может ли быть что-то страшнее, чем жизнь среди тех, кто завтра будет говорить и делать то, что прокричит радио? Это жизнь среди зомби, в рукотворном аду.
В чём я ни на секунду уже не сомневаюсь: мы сами это творим. Каждый выброшенный окурок не в урну, каждый "случайно" оброненный фантик, каждое несдержанное слово, каждая украденная копейка, каждая страшная тайна.
Кстати, у Юнга есть мнение, что всякая тайна способствует сумасшествию. Вспомнилось...
Берн пишет, что основным свойством мозга является управление нервной энергией, своего рода конденсация-консервация, с последующей разрядкой, по самым сложным сценариям.
Напрашивается мысль, что наиболее сдержанные люди - весьма вероятно, что наиболее и умные. Мысль слишком проста, чтобы оказаться истиной, но и не оставляет меня. Насколько же более приятны люди, умеющие владеть собой. Это ли не мерило человеческого развития, пусть самое простое, но такое привлекательное.
Вспоминается фраза "выдержка - главное оружие воина".
Но никто не хочет быть таким воином, за справедливость.
Сейчас популяризуют движения, проиллюстрированные у Зюскинда в его рассказе "Голубь" - облегчение от дефекации в людном месте.
И, повторюсь, это не случайно.
Как хотя бы подойти к этой проблеме всенародного отупения? И как следствие, вырождение справедливости.
Необходима работа ума и души. Этому учит культура, в разных вариантах.
Работа над собой - залог справедливости. При условии, что каждый проработает в себе общие ценности - не вызубрит, а именно поймёт (вспоминаем Фромма и его замечание о важном отличии мнения от убеждённости). Это и будет сознательность, путь к совести.
Ум, будто резец; душа, будто путеводная звезда; выдержка как необходимость - вот тот минимум условий, от которых можно ожидать пути к справедливости.