Гейл Форман - Если я останусь

Мария Каштановая
Прежде, чем Вы прочтёте данный отзыв, позвольте внести ясность: это - не рецензия, это - лишь моё субъективное мнение, которое (внимание!) может содержать спойлеры (хотя, с моей точки зрения, данная книга «не боится» спойлеров).
Итак, начнём с обложки, которая ясно прорисовывает идею книги. Идею, ради которой, я взялась за чтение. Идею, которая мной, увы, не была обнаружена внутри… «Если я останусь»… «…книга о выборе между жизнью и смертью»…
Скажите мне, пожалуйста, где же этот выбор? Читая книгу, я чётко осознавала, что героиня не может понять, что ей делать. Она просто ждёт… ждёт, когда всё завершится для неё. Я также не заметила её душевных терзаний относительно того, как же больно оставить любимого человека (а ведь это должно было послужить основанием к тому, чтобы она осталась). Хотя и самой любви, безумной, неудержимой и достойной выживания, здесь явно не хватает.
Что говорить о подростковых чувствах, если героиня не проявляет любви даже к своим родителям! Увидев их в состоянии «всмятку», она никак не отреагировала. Во всяком случае, я не почувствовала здесь душевной боли… Не так люди реагируют на потерю близких!
После катастрофы она вспоминает, главным образом, о своём младшем брате. Вероятно, он есть тот самый человек, которого она любила и, ради которого допускала мысль о том, что откроет глаза. Может быть, это объяснимо лишь тем, что она просто не знала, жив ли он… Любопытство...
Тот, кого героиня любит наверняка, - она сама. Осознав себя на грани между жизнью и смертью, тут же бросила ту самую затею искать брата. Оказавшись в больнице, снова думает только о себе: стоит её дедушке разрешить ей сдаться, и всё. И мысли в голове нет о том, что остались те, кто её любит, те, кому она нужна.
Вся книга строится на том, что, находящаяся между мирами девушка, лишь наблюдает за происходящим в больнице. Честно говоря, я рассчитывала встретить хоть какие-то размышления, типа: «чем жизнь хороша», «стоит ли она страданий, которые будут преследовать день и ночь», «ради чего вообще стоит жить»… Видимо мои ожидания были несколько завышены, раз уж не оправдались.
Предполагаю, что книга имела целью вызвать сострадание. Но и его не возникло особо.. И я – вовсе не чёрствый сухарь, лью слёзы над каждой третьей книгой, где только есть хоть какое-то страдание. Здесь его нет. Приходилось самостоятельно домысливать отдельные эпизоды, дабы вызвать эмоцию...
Здесь есть музыка, очень много!, её безумные фанаты (причём, скорее всего не ошибусь, говоря, что это - все герои книги, включая хирургов, делающих сложную операцию, чудом выжившей девушке). На мой взгляд, это - чрезмерное погружение в музыкальную тематику, которое, вероятно, могло бы понравиться только молодёжи, по-настоящему увлекающейся музыкой.
Есть в книге безумные родители, которые вовлекают собственного ребёнка в ситуации до глупости жестокие. Судите сами, мать, которая хочет, чтобы её маленькая дочь присутствовала при рождении брата… Либо я страшно отстала от реальности, либо персонажи книги слишком уж прогрессивно мыслящие.
Пока я как следует не познакомилась с родителями главной героини, меня жутко корёжило слово «заржала», которое в тексте встречается пару раз точно (предполагаю, что это - "камень в огород" переводчика). Перед нами литературное произведение, пожалуй, одним из немногих достоинств которого являются красочность изложения и ясность мысли. И тут это «заржала»… Сразу представляется лошадь…
В общем и целом, книга написана для подростков, ещё не познавших настоящую литературу. Ибо, единственная интрига, которая поддерживала мой интерес, - будет ли героиня помнить обо всём, когда очнётся? Жаль, но история подошла к концу задолго до ответа на этот вопрос...
Однако, кто я такая, чтобы судить, насколько хороша книга или плоха, тем более, если она столь популярна, чтобы быть изданной в разных государствах на разных языках? Если аннотация вызывает Ваш интерес, читайте книгу, делайте собственные выводы, делитесь мыслями. Приятного чтения! :)