Чечевица для графини - 5 finish

Альфорыч Альфред Бодров
(Окончание. Начало см.: "Чечевица для графини", "Чечевица для графини - 2", "Чечевица для графини - 3", "Чечевица для графини - 4".)
Э П И Л О Г
Д е й с т в у ю щ и е  л и ц а  в  Э п и л о г е
А н т о н,  В а с и л и й Г а н а л е е вы,
Ф е о д о р а, Д е н и с и к
М е с т о  и  в р е м я  д е й с т в и я  в  Э п и л о г е
Северный Кавказ
Вагон скорого поезда
Знойное лето 1953 г.

З а т е м н е н н а я  с ц е н а
Слышится мерное движение скорого поезда, из динамиков вагона слышится песня Фрадкина и Долматовского «Слу-чайный вальс» в исполнении Леонида Утесова с собствен-ным текстом; мужские голоса: «Вам шах, сосед, и через два хода мат», «Вам ответный вскрытый шах, поздравляю, вечный шах вам», «вы забыли соседушка, ничья при игре с гандикапом равносильна поражению сильнейшей стороны», «хорошо, давайте мировую, у меня есть с собой заначка «Столичной», «а у меня припасена микояновская колбаска»; приближающийся голос разносчицы: «Обеды, кому ком-плексные обеды, московская селянка с маслинами и котлеты по-киевски, суп-харчо по-кавказски и бефстроганов, борщ украинский и поджарка свиная с доставкой на место»; женские голоса: «я еду в Кисловодск впервые, говорят, здесь опасно, бандиты захватывают поезда и грабят пассажи-ров», «все сплетни, я не первый раз сюда приезжаю, и ничего такого еще не было, и потом сюда направили большую группу фронтовиков, чекистов, они наводят полный порядок»; скрежет тормозов, экстренная остановка поезда

Я р к о  освещенная сцена представляет собой четырехме-стное купе купейного вагона скорого поезда без движения

Капитан Г а н а л е е в сидит у окна вагона, читает газету
Д е н и с и к сидит напротив, рисует на листке бумаги
Ф е о д о р а рядом с Д е н и с и к о м, занимается
художественной вышивкой на пяльцах
Г а н а л е е в (с иронией). Феодора, как странно иногда складываются обстоятельства. Я сейчас про-читал в газете, что майор Миркин жив и здоров, в отставку вышел в звании подполковника. Теперь служит в Ростовской области заместителем началь-ника Главного Управления Внутренних дел по борьбе с бандитизмом.
Ф е о д о р а. Это тот самый командир вашего арт-дивизиона майор Миркин, который со страху сидел в кустах и закапывал оружие, документы, партбилет, пока ты давал комиссии из Генштаба показания и пояснения в связи с обстрелом высотки, на которой закрепился мой полк после разгрома нами немцев?
Г а н а л е е в. Тот самый. Скажи, Феодороа, почему ты отвергла представителя Ставки Ростовцева, ведь он тебя сватал?
Ф е о д о р а. Ревнуешь?
Г а н а л е е в. Отнюдь, мне просто интересно, тебя разве не привлекала перспектива оказаться в столице при важном чине?
Ф е о д о р а. Ничуть, мне было интересен человек, который в критический момент жизни может позво-лить себе пройтись гусаком по кругу. Меня бабушка учила, взлетишь высоко, да падать будет больно.
Г а н а л е е в. Я не понимаю, почему ты пошла в скульпторы, ты могла пойти в военную академию, в семье у вас ведь не было художников.
Ф е о д о р а. Меня потрясли работы Мухиной.
В х о д я т майор Г а н а л е е в,  п р о в о д н и ц а
П р о в о д н и ц а. Располагайтесь, здесь трое, на-деюсь, ребенок вам не помешает. Фронтовики, при-нимайте попутчикафронтовика, думаю, найдете об-щий язык (уходит).
Майор Г а н а л е е в суетится, устраиваясь и не обращая внимания на попутчиков.
Майор Г а н а л е е в (Ф е о д о р е). Скажите, куда я могу уложить свое бренное тело?
  Ф е о д о р а. Выбирайте, если желаете по ходу по-езда сидеть, то можете занимать полку напротив (видит майора, вскрикивает). Товарищ майор, ка-кими судьбами, куда вы направляетесь, чем сегодня занимаетесь? Василий, знакомься, это мой комбат майор Ганалеев, кажется, твой однофамилец.
В а с и л и й  Г а н а л е е в. Антон, ты ли это, брат мой, когда мы виделись в последний раз, воевал где, был ли ранен?
Г а н а л е е в ы радостно обнимаются, улыбаются, доволь-ны счастливой встречей.
М а й о р Г а н а л е е в. Здравствуй, дорогой мой Василий. Кажется, сто лет не видясь, когда это было, еще до твоего ухода в артиллерийское училище, в тридцать восьмом году, еще до ареста нашей сестры Нюры. Ты из дома ушел весной, а Нюру взяли осенью. Мы долго ничего не знали ни о тебе, ни о Нюре.
В а с и л и й Г а н а л е е в. Нюру за что?
Майор Г а н а л е е в. Мы не знаем. Я на Ленинград-ском фронте защищал северную столицу, демобили-зовался в звании майора, там женился и стал ленин-градцем. Командовал лейтенантом товарищем Фе-дорой.
Г а н а л е е в. Однополчане значит вы, я же говорю, так иногда складываются обстоятельства.
Ф е о д о р а. Товарищ майор в отставке. Василий Ганалеев, ваш брат, мой муж, а это Денинисик, наш сынок. Василий служил в составе Волховского фронта и воевал по другую сторону блокады, осво-бождая город.
Майор Г а н а л е е в. Мы что же, защищали Ленин-град по соседству, напротив друг друга?
Г а н а л е е в. Выходит так.
Майор Г а н а л е е в. Поразительно. Постой, не твой ли артдивизион почти полностью уложил наш полк?
Г а н а л е е в. Выходит так, но это не мой дивизион, я был начштабом.
Майор Г а н а л е е в. Брат Василий, не уходи от от-вета. Ты разрабатывал план, с тебя и спрос. Феодора, как ты могла за такого вредителя замуж выйти? 
Ф е о д о р а. Он уже ответил представителю Ставки. Я ему простила, так сложились обстоятельства.
Майор Г а н а л е е в. Денисик, у меня с собой есть прекрасный аккордеон, трофейный итальянский. Ты умеешь играть или петь? Мама твоя хорошо пела.
Д е н и с и к. Я знаю, они с папой часто поют вместе и играют на губной гармошке. Маме ее подарил сам Композитор.
А н т о н Г а н а л е е в. Денисик, ты что-то интерес-ное нарисовал? Каких-то детишек.
Д е н и с и к. Да, это братик Петя и его сестренка Саша. Мама и папа про них много рассказывали, это детишки блокадного Ленинграда, они помогали слабым и больным, ходили по домам и разносили им чечевицу. У них мам утонула на Ладоге, Саша испугалась и перестала разговаривать. Она загово-рила, когда Пети Саша рано утром по радио услы-шали, что Красная Армия сняла блокаду Ленингра-да. Они погибли на Литейном мосту в полдень, ко-гда пушка с Петропавловской крепости выстрелила. Папа сказал, что они подорвались на мине.
Мама, можно, я расскажу стихи про собачку?
Ф е д о р а. Читай, если  ты их помнишь. 
Д е н и с и к (принимает стойку артиста, объявля-ет громким голосом). «Баллада о собачке», сочине-ние товарища Федоры, моей мамы (декламирует)
Ой, не лай собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Видел я недавно, что летят враги.
Попрощался с домом, с сыном и женой,
В руки взял винтовку и на фронт пошел,
Покажу я фрицу лиха фунт почем.
Ой, не лай собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Я вернулся с фронта, ты друзей зови.
Целовал криницу и порог родной.
Расскажу, как туго на войне пришлось, 
Целовать, как друга, фрица не пришлось.
Ой, не лай собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Чтоб солдат забылся, удочки неси, 
Собери мне снасти и шагай за мной…
Где теперь сынишка, как вернуть жену?
Трудно быть солдату дома одному.
Ой, не лай собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Нет давно и фронта, все враги ушли,
Где найти лекарство, болен я войной. 
Там, где вижу ландыш, мину я ищу.
Под ромашкой в поле танки фрицев жду.
Ай, не вой собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
По грибы пойду я, нет уже грозы.
Были и собачки призваны войной,
Полегло немало на войне собак,
Больше чем собачек, не пришло солдат. 

Ай, не вой собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Не пришел кто с фронта, тихо помяни.
Вспомним дни и ночи жизни фронтовой.
Ой, не лай собачка, лучше помолчи,
Пусть летают в небе мирные грачи.
Затемненная сцена
Слышны за сценой тревожные возгласы проводницы «граждане пассажиры, бандитский налет, запритесь в своих купе, немедленно запритесь в купе», грубые окрики, шум, брань, крики  женщин о помощи, револьверная перестрелка, детский плач, истерический крик Д е н и с и к а. Голос командира: «Товарищ министр, банда налетчиков на поезд Москва-Кисловодск обезврежена и ликвидирована, главарь банды задержан. В перестрелке с бандитами погиб фронтовик капитан Ростовцев. В задержании главаря банды отличились фронтовики братья Борис и Василий Ганалеевы, а также лейтенант товарищ Федора, пострадал ребенок, их сын восьми лет, он жив, но состояние тяжелое. В разгроме банды налетчиков принимал участие Композитор, автор песни «Офицерский вальс». Докладывает подполковник милиции Миркин». За сценой слышится нарастающий звук мелодии «Случайного вальса».

З А Н А В Е С
P.S. Автор будет признателен читателям за отзывы и пожелания.- Альфорыч А. Б.