О приметах, скважине и как это бывает

Валерий Кожемякин 59
Геофизики, хоть и имеют  дело с точными науками - физика, математика, как и геологи,  суеверны. Сам образ жизни, порой на необъятных просторах, тесный контакт с природой и, в особенности с литосферой располагают как нельзя лучше.
В недавнем прошлом, работая я полевой разведочной геофизике, у нас было правило    - Выехал на профиль, и работа с утра не ладится (отказ аппаратуры, плохая видимость, дождь и прочая..., короче не наш день), не дергайся, собирайся и езжай на базу  ломай погоду. Попросту, расслабься, спокойно и без нервотрепки проверь, проанализируй, где что не учел, что пропустил.

 7 февраля 2016г.
Скважина начала проявлять характер сразу. Попытка установить клин-отклонитель, потерпела крах. Клин досрочно срезался и ушел на забой. Со второго раза цель была достигнута.
Пошли на фрезерование окна. Вырезали, пробурили сто пятьдесят метров, ствол ушел на 42 градуса от заданной траектории. Упорно не удается набрать угол.
Начинаем все сначала. Ставим третий клин, режем окно. Бурим. Глубина 2842м. Слом шпинделя двигателя. Ловильные работы. Удачно. Продолжаем бурение. С трудом набрали угол. Глубина 3058м. По геологии  пласт проскочили.  Заказали комплекс ГИС (Геофизические исследования скважин). По данным ГИС на горизонт вышли ниже проектного пласта. Заказали тампонажный флот. Ставим  цементные мосты на глубине 2360м. Попытка нащупать голову цементнного моста. Мосты ушли вниз. Заказали тампонажный флот. Повторно ставим  цементные мосты.
Начинаем все сначала. Срезаемся с цементного моста, бурим. Ремонты и отказы чередой. Ломается все что может и не может ( но ломается ). Проектная глубина. Пласт на месте. Шаблонировка  ствола скважины перед спуском хвостовика. Посадка с разгрузкой инструмента на 12 тонн (собственный вес 47т. разгружаемся до 35т.) на глубине 2762 метра.  С посадками и затяжками в 10-25 тонн проработали скважину  до забоя.  Пошли на подъем. Затяжка до 20 тонн на 2840 метров. Повторная проработка ствола в интервале 2800-3050 метров. Подняли инструмент. Спуск хвостовика, посадка на глубине 2970 метров. С расхаживанием и посадками спускаем хвостовик. Посадка на 3052 метра.  Расхаживать не удается. Затяжки до 40 тонн. На вира тянем до 90 тонн от 51 тонны собственного веса. Прихват. Ставим нефтяную ванну. Повторная попытка освободиться от прихвата. Отрицательно. Ставим вторую нефтяную ванну.  Освободились. ( На моей памяти, после подобного инцидента, идут на подъем с ревизией колонны, и на повторную проработку.) Спускаем хвостовик на забой. Зацементировали.
Спуск на разбурку цемента и тех. оснастки хвостовика. Глубина 2465метров. Посадка до 3 тонн. Проработка до 2778м. На 2775 встретили цемент. ( Цемент ли? ). Разбурка цемента до 2788м. Нет проходки. Подъем. Слом двигателя.
Спуск роторной компоновки ( без двигателя). На 2775 посадка. Скачки давления  до 180атм. При нормальном 100атм. Подъем.
Спуск. На глубине 2760м. посадка до трех тонн. Проработка. Скачки давления. Повторная проработка. С 2778 до 2842 разбуркам цемента. Проходка упала. Подъем. Слом двигателя.
Спуск. Разбурка цемента до 2868м. Проходка упала. Подъем. Долото уработали в хлам.
Спуск роторной компоновки. Проработка в интервале 2762-2770м. Скачки давления до180атм. Посадки до 12т.
- Петрович, сходи на сита, посмотри что сыплет.
- Что может сыпать, вы в колонне. Геология закончилась две недели назад.
- Ну сходи, глянь
- Тащите сами, пока геомодуль разверну.
Принесли, без геомодуля ясно, что не цемент. Отмыл, посмотрел
        - Ну, что?
        -  Аргиллиты серые до бурых, до 100%, типичные для Баженовской свиты, отдельные зерна цемента.
        - Так мы, что, за колонной.
        - По всему, похоже, так и есть. И давно так сыплет
        - Помбуры говорят,  как с роторной,  после первого слома двигателя  пошли.
        - А что раньше молчали.
        - Супервайзер в курсе. Руководство тоже. Это мол, цементом забойную пачку выдавило.
         - Так на забое, песочек броде был.
      Три дня руководство принимало решение, радуясь неожиданному “счастью”. Наконец решение приняли: “Ставим клин. Ствол перебуриваем.” Пошли на подъем.

Собрали компоновку под штрабирование (проработка, чистка стенок колонны от остатков цемента и прочая...) ствола скважины. Сходили вниз, проштрабировали интервал установки клина отклонителя.  Идем на подъем. Новая вводная: Скважину оставляем, переезд на соседнюю, по окончании подъема, приступить к демонтажу.
29 апреля 11часов. Приступили, буровики к демонтажу противовыбросового оборудования, я с напарником к демонтажу станции ГТИ (Геолого-технологических исследований). Кабеля от датчиков  идут под роторной площадкой, и, что бы, не тормозить буровиков, сработали оперативно. К 13 часам демонтаж выполнен на 75%.
 Приехало начальство, подошел инженер по ОТ и ТБ,
- почему вагон не на стояночных домкратах.
- Что бы в экстренной ситуации без заморочек можно было выдернут. А почему в городке вагоны не на домкратах.
- В городке можно, а в пределах опасной зоны, должны стоять на домкратах.
Где логика? В пределах опасной зоны ставить на домкраты. Видать, что б ни успели убежать, и прихлопнуло наверняка.
        Пошел в столовую на обед. Мастер буровой бригады,
- Что, Старый, оперативно сработали. Приступай к монтажу. Новая вводная. Идем не перебур этой.
- И когда?
- В 20 часов начнем собирать инструмент. Постарайся основные датчики и камеры наблюдения поставить. К 20 часам монтаж был выполнен на 90%.
Сейчас заканчиваем сборку инструмента, к вечеру должны подвезти клин, начнем сборку клин-отклонителя и фрезерующей компоновки, приедут каротажники на ориентирование клин-отклонителя, и скорее всего завтра с утра, все с нуля.

Скважину закончили и передали в эксплуатацию 20мая. Надеемся отдавать будет без заморочек…