Что я знаю о Сталине?

Юрий Басин
      Многие мои друзья считают меня сталинистом. Но я не сталинист, потому что ничего не знаю о Сталине как о человеке, как о личности и даже как о руководителе страны.
      Четверть своей жизни я прожил во времена сталинского правления. В то время изучение биографии Сталина было обязательным. После школы я работал на небольшом предприятии, где дважды в неделю после работы всех оставляли на час в «красном уголке». Мы там сидели и дремали под монотонное бубнение то ли парторга, то ли комсорга, читавшего очередную главу из книжки «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография». Она продавалась за копейки во всех книжных магазинах и ларьках. На стене «уголка» висел написанный от руки нешуточный лозунг «Кто не изучает биографию Вождя, тот его не любит!».
      Но мы прекрасно знали, что всё написанное в этой книжке – враньё. Рафинированное враньё, в котором Вождь представал в виде светоча мудрости земной, и ему приписывались все достижения страны, а все его промахи и злоупотребления списывались на происки «врагов народа».
      Потом Хрущёв организовал густой поток дерьма на мёртвого Сталина, в котором вранья было ещё больше. На этот раз Сталину приписывались все просчёты и преступления всех должностных лиц, включая самого Хрущёва. Поскольку этот хорошо оплачиваемый (из народных средств) поток длился как минимум полсотни лет, то Сталин остался в памяти народа как кровавый палач, десятками миллионов истреблявший собственный народ.
      Так что какому враню верить, я не знаю, и на всякий случай не верю ни тому, ни другому. Я знаю очевидное: за время правления Сталина страна из нищей, разорённой двумя войнами и революцией, лапотной и в массе своей неграмотной превратилась в могучую мировую державу с передовой наукой, развитой промышленностью и высокой культурой. Я сам продукт этой эпохи, я получил хорошее бесплатное образование, замечательную, интересную и высокооплачиваемую работу по своему вкусу и выбору, бесплатную квартиру и бесплатное медицинское обслуживание от государства. Я не знаю, заслуга ли это Сталина или такие условия жизни были созданы в Союзе вопреки его желаниям. Я знаю только, что они были созданы ПРИ НЁМ.