Встреча Путина и Абэ Основная интрига

Александр Дудчак
(Газетная версия от 6 августа 2016 http://www.sovross.ru/articles/1451/26353 )

Экономических форумов проводится в России немало. Наиболее значительные – Международный инвестиционный форум в Сочи, Петербургский международный экономический форум. В списке важнейших – и Восточный экономический форум (ВЭФ), несмотря на то, что он в этом году состоялся всего лишь во второй раз.
ВЭФ-2016 проходил 2–3 сентября во Владивостоке. Особенное внимание он привлек списком стран, направивших свои делегации, – в Форуме участвовали 3500 человек из 56 стран, среди которых Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Вьетнам, Австралия, США, Сингапур и др., подписано 201 соглашение на общую сумму более 1,63 трлн рублей.
Внимание к Восточному экономическому форуму в этом году было повышенное из-за главной интриги, связанной с переговорами президента России и премьер-министра Японии, – будет ли обсуждаться вопрос мирного договора и Курильских островов? На протяжении многих лет в отношениях двух стран существует нерешенная проблема «спорных территорий», как их называют в Японии. Так и не подписан мирный договор со времен окончания Второй мировой войны. Официальная позиция Японии – острова Курильской гряды Хабомаи, Итуруп, Кунашир и Шикотан должны перейти под юрисдикцию Японии. Впрочем, какие именно острова и почему должны стать японскими, по мнению самих японцев, или почему они навечно российские, – тема отдельного разговора, далее лишь вкратце напомним об этом.
Ни одна из сторон переговоров не может принять позицию своего оппонента – Россия не может отдать Японии острова, и неважно – два или четыре или иное их количество. Япония не может отказаться от претензий на эти острова. Это означало бы самоубийство руководящей политической силы в стране, признавшей позицию оппонента. И привело бы практически к полной потере шансов на успешное участие в каких-либо выборах в своей стране в будущем. В то же время обе стороны заявляют о своей готовности обсуждать проблему, искать пути ее решения.
Желание вести переговоры означает готовность к компромиссам. Компромисс, какой бы он ни был, означает уступку в пользу оппонента, а за этим внимательно следят в каждой из двух стран и сторонники власти, и особенно противники – каждое слово может быть использовано против говорящего.
Позиция России сформулирована достаточно четко: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой, и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы», – сказал президент России в интервью информационному холдингу Bloomberg. Премьер Японии Абэ в своих выступлениях акцентировал внимание на долгосрочной перспективе двусторонних отношений. По словам Абэ, «…целью этой речи было заложить основу для следующей встречи в декабре, наиболее важной темой которой, очевидно, будет мирный договор. …Технически война закончена, но мирный договор еще не подписан, это оказывает плохое влияние на многие аспекты, в том числе экономического сотрудничества».
Пожалуй, впервые Япония демонстрирует готовность активно развивать экономическое сотрудничество, не обуславливая его подписанием мирного договора, который в свою очередь обусловлен передачей территорий.
Вероятно, претендуя на четыре острова Курильской гряды – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, Япония рассчитывает, что в перспективе ее «уступка» в виде сокращения претензий с четырех до двух островов будет засчитана как компромисс и Россия согласится отдать Шикотан и Хабомаи.
Возможно, кто-то намек на такой «компромисс» расслышал в словах Путина, когда он отвечал на вопрос корреспондента
Bloomberg о передаче Китаю острова Тарабаров.
Путин так прокомментировал: «Мы ничего не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет... и, в конце концов, нашли компромисс. Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой. Хочу подчеркнуть, что это стало возможным исключительно – это очень важно – на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьемся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие-то компромиссы». История с о. Тарабаров не имеет ничего общего с ситуацией по Курильским островам. Он был «взят под охрану» советскими войсками в конце 20-х годов прошлого века, с 60-х годов принадлежность ряда островов оспаривалась Китаем. И ответственность за потерю некоторых из них в первую очередь лежит на Горбачеве, так как при проведении переговоров в 1987–1991 годах, которые увенчались подписанием Соглашения о советско-китайской границе 1991 года, было установлено, что граница на Амуре должна проходить по главному фарватеру реки…
В отличие от Китая, добиваться «такого же высокого уровня доверия» Япония может долго, очень долго. При этом Япония может сохранить лицо, а Россия – не потерять территории, но в то же время обе страны смогут развивать взаимовыгодное сотрудничество. Ведь ключевое заявление Путина – «Мы не торгуем территориями». Вероятно, речь шла о предложениях, сделанных в прошлом России, обменять острова на «финансовую помощь» и технологии – по сути, продать территорию.
Как сказал по результатам встречи министр иностранных дел Сергей Лавров, Япония показывает готовность обговаривать совместную хозяйственную деятельность на Курильских островах. В этих словах, пожалуй, и есть квинтэссенция возможных компромиссов. Острова останутся в юрисдикции России, к тому же будут получены те самые иностранные инвестиции, о которых так часто тоскует экономический блок правительства России. Япония получит возможность использовать ресурсы региона и обойти проблемы, возникающие из-за отсутствия мирного договора с Россией.
Однако стоит держать в уме мысль наших мудрых китайских друзей, сформулированную в газете Народно-освободительной армии Китая «Цзефанцзюнь бао» от 3 апреля 1988 года: «Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом, который осуществляется за пределами географических границ, в конечном итоге приведет к переносу географических границ». Нужно помнить и не допускать установления «эффективного контроля» другого государства над своими территориями.

Стоит вспомнить и то, что все территориальные споры могли давно завершиться. Как ни парадоксально – вследствие недальновидной личной позиции советского руководителя Никиты Хрущева. У Хрущева случались приступы невиданной щедрости – досрочный уход из Порт-Артура, Дальнего на территории Китая, полуострова Порккалла-Удд в Финляндии, передача Крыма Украине и прочее…
По личному указанию Хрущева было сделано предложение о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан. Это был положительный ответ на желание Японии «получить острова Хабомаи и Шикотан немедленно, не связывая это с другими вопросами», высказанное в ходе переговоров в Москве 16–18 октября 1956 года японским министром рыболовства, сельского и лесного хозяйства Коно. Хрущев все же считал такую передачу островов серьезной уступкой со стороны СССР и в то же время окончательным решением территориального вопроса. Хрущев 16 октября 1956 года заявил Коно: «Японская сторона хочет получить Хабомаи и Шикотан без заключения мирного договора и решить впоследствии какие-то другие, неизвестные нам, территориальные вопросы, которых в действительности не существует. Советское Правительство хочет как можно скорее договориться с Японией, и оно не использует территориальный вопрос для торга. Но я должен еще раз совершенно определенно и категорически заявить, что никаких претензий Японии по территориальному вопросу, кроме Хабомаи и Шикотан, мы принимать не будем и отказываемся обсуждать, какие бы то ни было предложения в этом отношении… Мы не можем и не пойдем ни на какие дальнейшие уступки. Хабомаи и Шикотан можно было бы передать Японии по мирному договору, но с передачей указанных островов территориальный вопрос целиком и полностью следует считать разрешенным».
Жадность самурая сгубила. Но главная заслуга в том, что это все же не произошло, на счету Соединенных Штатов. США пытались любой ценой не допустить подписания мирного договора между СССР и Японией. Именно они настаивали на том, что нужно требовать большего от СССР – четырех островов Курильской гряды, Южного Сахалина. А готовность к компромиссам, проявленную СССР ранее, пытались представить как слабость и как повод для Японии «развить успех» на переговорах. Именно так они пытались представить добрую волю советского руководства, откликнувшегося на просьбы японского правительства досрочно амнистировать японских военнопленных и осужденных за военные преступления гражданских лиц.
В конечном итоге это все же позволило сохранить в составе СССР, а затем России острова Курильской гряды.