Наследники фильм Владимира Хотиненко

Алиса Журавлева
Между небом и землей

Фильм, который надо смотреть в тишине, в темноте и в одиночестве. Чтобы ничто не отвлекало от рассуждений и размышлений. Это тот самый случай, когда уходишь с поверхности в глубину, в ту самую глубину, в которой рождаются новые смыслы и чувства, когда хочется подумать о жизни не в буднях, а в масштабе всего человечества, когда хочется снова поверить в сильных людей и в справедливого Бога.

Начинается фильм преступлением — молодые парни избивают приезжего и, в надежде скрыться от полиции и обеспечить себе алиби, проникают в студию, на съемки ток-шоу. Выпуск очередной программы посвящен Сергию Радонежскому. Его обсуждают приглашенные гости — политолог (Анатолий Белый), историк (Александр Коротков), поп-дива (Агриппина Стеклова), патриот (Александр Балуев), батюшка (Сергей Качанов) и врач (Алла Юганова). Ансамбль героев очень удачно подобран. История, политика, искусство, религия — прекрасное «топливо» для сюжета. Ведет шоу Глеб Трегубов (Леонид Бичевин) — парень при костюме, при продюсере-любовнице, при собственном мнении, в общем, при полном параде. И все было бы прекрасно, если бы он вел по заранее заготовленному сценарию. Однако, Глеб случайно сталкивается в коридоре с Александром Гордоном и узнает от него, по секрету, что шоу закрывают. Самолюбие задето. Глеб решает отбросить к черту правила и порядки, вывести всех на чистую воду и собрать огромные рейтинги. И тут начинается самое интересное — яркий, живой, эмоциональный, личный спор между героями.

Каждый видит своего Сергия.

Я тоже его вижу. Сергия, который сам строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии. Сергия, который вдохнул в русских людей мужество. Сергия, который благословил возрождение Руси.

А теперь посмотрим на наследников. Достойны ли они своих предков, которые вместо того, чтобы жить, кланяясь и делая подношения захватчикам, встали в полный рост и яростно отразили карающий меч Орды, пусть и ненадолго, но Русь стала свободной и независимой.

На фоне дискуссии, которая разгорается в фильме, нам раскрываются образы и мысли наследников.

Горячие споры об истории, власти, церкви, судьбе заставляют зрителя нахмурить брови и задуматься о чем-то большем. Размышления героев о собственной жизни навевают какие-то ностальгические ноты. Перлы поп-дивы вызывают улыбку. Дура — дурой, но дура ли? Она — актриса. Она прекрасно понимает, как сложна, трудна и многообразна жизнь. В перерыве, когда нет публики, нет ведущего, нет камеры, в туалете, напротив зеркала, поп-дива встречается с врачом — женщиной, которой так не идет фиолетовая помада, и говорит с ней на простом, понятном языке — без прикрас, без дурости, без фальши — тепло и искренне. «Так вы скажите это, скажите…» — поспешно просит женщина-врач. «А я здесь не для того, чтобы умное говорить…» — бросает с вызовом и поправляет роскошную рыжую гриву. И еще одна хорошая фраза звучит в этой сцене: «Посмотри наверх» — говорит поп-дива и поправляет женщине размазанную тушь. Мы редко смотрим наверх. Под ноги — да, прямо — да, направо и налево — да, а наверх — не всегда.

Хорошие черты проскальзывают и у других героев. Парень, который совершил преступление в начале фильма, начинает сомневаться в своем выборе. Ведущий в какой-то момент готов уйти из мира телевидения и начать более праведную жизнь, за рамками ток-шоу. Политолог вспоминает с историком о том, как жили дружно в институтские годы. Но, пожалуй, самый лиричный и красивый момент фильма — рассказ врача об истории спасения мощей Преподобного. О маленьком подвиге простого человека. На мгновение спор заканчивается и наступает тишина — золотое сечение в кинематографе, которое выводит действие на качественно новый уровень. Происходит пробуждение. Как когда-то Сергий Радонежский примирял князей, так и сейчас, примирил своих наследников. Пускай на время, пускай на мгновение, но оно — это самое единение — есть как в фильме, так и в жизни. И эта мысль очень важна особенно сейчас, в наше время. Пока мы едины, никакой внешний враг не страшен.

Световые решения (оператор Денис Аларкон Рамирес), так же как и музыкальное сопровождение (композитор Алексей Айги) гармонично и драматично подчеркивают всю остроту момента и дополняют друг друга на протяжении всего фильма.

В финале приходит понимание того, что фильм Владимира Хотиненко не столько о Сергии Радонежском, сколько об участниках шоу. Ведь, именно, они и есть наследники — такие разные и такие противоречивые. Среди них есть и дьявол, который начинается «с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту» и святой, который не спорит и ничего никому не доказывает. Он, как и сам фильм, раскрывает все грани, показывает все дороги и позволяет каждому сделать свой собственный выбор — встать на путь истинный или свернуть на кривую дорожку. И наверное, пока есть жизнь, пока есть выбор, всегда один пойдет прямо, как юноша, который вначале участвовал в потасовке, а после участия в шоу решил выйти из игры; другой — налево, как его «друг», который признает только свою правду и ничью больше; а третий, как ведущий шоу, так и проведет всю жизнь, виляя из стороны в сторону. Но однажды они встретятся. Перед Богом. И каждый сам ответит за свой выбор и за свою жизнь. И лишь священник, как маяк, останется на своем месте, потому что он, действительно, в отличие от всех героев находится на своем месте.

В финале он направляет юношу, который пришел за алиби, на новый путь, как когда-то Сергий направил Дмитрия Донского, который впоследствии выиграл Куликовскую битву. Парень тоже выиграл битву. С самим собой. И захотел жить по-людски. Без шрамов на сердце.

Фильм я смотрела дважды. И это не предел, потому что каждый раз он открывает новые грани. И каждый раз оставляет за собой шлейф. Несомненно, фильм найдет свою маленькую благодарную аудиторию. Почему «маленькую»? Потому что достойных зрителей, как и достойных наследников, много не бывает.