Сара Бернар и её двойная жизнь

Мила14
Слава  этой удивительной женщины досталась невероятная, причём всемирная- она посетила много стран Европы, в том числе  и  Россию. Её безумно любил американский  континент.
 Детство  её прошло в монастыре. Она прожила  почти 80лет.  Сара родилась, когда во Франции  писал романы Бальзак,  драмы Виктор  Гюго, в которых она потом  играла  главные  роли. Когда будущей актрисе  было 13-ть лет, скончалась великая Рашель (Сару Бернар  считали её  преемницей на трагической сцене), а в 1923году в Париже  гастролировала  труппа  московского Камерного  театра с  постановкой  "Федры"- одной из  коронных пьес в репертуаре  Рашель и Бернар.  Всего Сара создала  более ста тридцати ролей, главным  образом  из традиционной французской  драматургии.
Выступала она на сценах  парижских театров. В 1899году она организовала свой собственный  театр  Сары Бернар.  У неё был  неуживчивый характер, своевольная, она ссорилась  с директорами, критиками, журналистами, коллегами и любовниками.
 Она получила образование, окончив  консерваторию- высшее  театральное учебное  заведение  Парижа.  Сара Бернар принадлежала  к французской  театральной школе, которая  в течение  нескольких веков  хранила свои традиции   почти в неприкосновенности.  После 1915года, когда ей ампутировали  одну ногу, она играет  роль царицы  Аталии, её на сцену выносят на специальных  носилках.
 Последние  её выступления, когда от худобы и лёгкости ничего не  осталось : "По сцене  медленно опираясь, на каждый предмет на своём пути, идёт грузная  умирающая  женщина.".

Потомки судили о ней  строго.  Обвиняли в хаотичности биографии, которую она творила  по  собственному  произволу. Её свобода была бессистемной, она не хотела опираться на традицию. Репутация её  могла бы быть  весомой, для историков  театра. Сара же после 1880года  вдохновляла  знакомых писателей  на продукцию  очень среднего качества.
Ей не изменяло чутьё  - чтобы понравится  публике, но вкус изменял. Она была идеальной  актрисой  периода 1870-1900годов, в высшей  степени  оригинальной и неподражаемой.
На портретах  Сара  позирует полулёжа, повторяя одну и ту же  ломаную  диагональ, картина заполнена  мягкими  диванами, цветами в кашпо и шкурами  на полу, на которых  лежат  собаки.  В 1876году, когда художник  Клэрен выставил  в Салоне её  портрет, в Париже началась  мода  на такие  интерьеры.

Олицетворением  актёрской судьбы для юной  Сары  была  Рашель- задыхающаяся, убиваемая  своим ремеслом, тяжело больная  чахоткой, которая свела её в  могилу.
У Сары было достаточно крепкое  здоровье, несмотря  на  обмороки.  Она обладала редким  певучим "золотым голосом".  В нём заключалось  особое её богатство, голос, с  ходу  брал в плен  всех кто  её  слушал,  американцев, итальянцев и  русских.
Голос  Сары- это соловей, сирена, пение  которых так мило вкусу модерна.
После провала  в роли русской принцессы,  Сара бежит в Испанию.  Там она знакомится  с  принцем  де Линем. В 1864году у неё родился  ребёнок.  Принц настаивал на браке, но было  одно лишь условие, он ставил  отказ от театра.  Однако для семьи принца  невеста- еврейка  не подходила. Самая же громкая её семейная история  происходит в 1881году,  когда она  знакомится  с Жоржем . Он на 11лет  моложе  Сары. Одиозная личность, поверхностный  гуляка  и  законченный  наркоман. Они повенчались  в  Неаполе  в марте  1882года, и бремя этого брака  Сара несла  до конца, пытаясь спасти Жоржа  от болезни, сносила его  скандалы, уходы  и зависть.
"Трудно сказать,-  признавался  Вл. Немирович- Данченко,- чего в ней было больше  громадного  сценического  таланта  или  мастерицы  собственной  славы".
Сценические  характеры  покорившие  несколько поколений, держались на одной,  тщательно  отделанной  и мастерски  разработанной черте- женской слабости, кокетливым  обаянием, и подчас  коварством  реальной Сары  Бернар.
Генри  Джеймс, великий романист и  психолог, автор романа  "Женский  портрет", сравнивал  Сару Бернар  с дворцом, в котором  много  окон.  В ней было много  показного, много правд  и  больших  обманов.
Сара приезжала  в Россию  три раза- в 1881, 1893, 1908 годах. Каждый раз  Москва вступала  на "дыбы"  как  писал  А.П. Чехов  по поводу  первых  гастролей.  То же  самое  происходило  в  Одессе,  Киеве  и  Петербурге.  Картина скандала (или  триумфа), сопровождали  актрису  во всех  турне,  но с русскими  особенностями.  Публика  ночами  стоит на  морозе  в ожидании  билетов. Купцы устраивают  пышные приёмы, подносят  дорогие подарки.  Театры  где она выступала  переполнены  - Большой в  Москве, Мариинский в  Петербурге.  В Одессе  в  неё женщины, со словами "жидовка" бросили камень, а потом  этот  одесский  булыжник, покрытый лаком,  лежал  у  Сары  в кабинете на  письменном  столе. 

Перед вторым посещением  России  Сару  опередила  Элеонора  Дузе, её  вечная  соперница.  Наплыв знаменитостей  делает  русскую  публику  особенно разборчивой.
Единодушия не  было.  Российская  пресса  печатала о ней  всякий вздор.  К ним  присоединился  и  Чехов. 
Он начинающий  фельетонист  заимствует тон и  факты (делая  много ошибок)  из прессы, которая сама  писала  ложь  и потом  высмеивала  Чехова.
Издатель "Нового  времени"  Суворин, который придумал  заголовок "Сенбернардский  вопрос".  Чехов и  Суворин  явно были не поклонники  такой  театральной манеры, игры, Сары Бернар. 
Многим критикам  игра  актрисы  кажется  "показной" , "неестественной" и  "фальшивой".
После таких  талантов, как  Ермолова, Савина, Комиссаржевская, кажется  её  искусство
насмешкою над  искусством, превращением  его в  фокусы. Так полагал  и  Тургенев.
     Станиславский  восхищается  игрой  Сары. В её игре присутствует  искренность  и  простота.  Немирович-  Данченко так и выразился : "Форма  разговора дышит  простотой".

Трижды Сара появляясь  на русском  театральном  горизонте, Сара  не  примирила  своих друзей и  врагов. И не могла оценить  перемены  от приезда к  приезду.
   Посетив  Московский  Художественный  театр и  посмотрев  "Синию  птицу"  в постановке  Станиславского, услышав про талант  Горького , она не прониклась в суть  всего, с чем  столкнулась.  К третьим её  гастролям  умер  Чехов, из фельетониста  став великим  драматургом.

30ноября 1922года, за несколько  месяцев  до  смерти, она выходила  на сцену последний раз, в итальянском  турне, в Турине. Среди студийного  движения  театральной  Европы  она как  художник  быстро стареет. Но она держалась, законсервировав  себя, свой талант, свой  облик  и  свой театр. Русская артистка Савина восхищалась  её  жизненным  тонусом  и  стройной  фигурой.  Для неё долго не существовало проблемы  возраста и внешности.

Умирая она  шутила, словно со стороны  наблюдая  за последними  минутами великой комедиантки спрашивала, не износился  ли её любимый  гробик, и  назначала молодых актёров, которые  понесут этот гроб с её телом.  Эта выдержанная  до конца  роль  достойна уважения и  зависти. 

Слова  сказанные  Сарой  Бернар  о её жизни : "Я поняла,что  моя жизнь, которая, как мне казалось, будет совсем короткой, должна быть  очень , очень  долгой, и радовалась  в душе при мысли о смертельной  досаде  моих  врагов.  Я решила  ЖИТЬ.  Я решила  осуществить свою  МЕЧТУ  и  стать  ВЕЛИКОЙ  актрисой.  И  отныне  Я уже никогда не  сходила  со  своего  ПУТИ".












               

             
,