Новелла Матвеева - удивительный остров!

Мита Пе
"Если Окуджава — благодатный дождь, то Новелла Матвеева — удивительный остров".  Зиновий Паперный.

Нет Новеллы Николаевны Матвеевой. Ещё одна из моих современниц ушла туда, где когда-то будем мы все. Смерть явление обычное для человека, но она всегда приходит внезапно:  и к тем, кто ушёл, и к тем, кто остался. Ушедшие обретают вечное блаженство, оставшиеся - душевное опустошение.

Было такое расхожее выражение: "смерть вырвала из наших рядов ...". Эти слова стали равнодушно-шаблонными и их уже стараются не произносить, но! Они правдивы и точны по своей сути. Да, смерть именно вырывает человека из жизни, и это вероломство оставляет в душах живых людей чувство негодования, обиды, крайнего сожаления и глубокой скорби.

Я не фанат Новеллы Матвеевой, но она занимала определённое место в моей жизни. Её песни были мне необходимы, когда возникала душевная сумятица и хотелось, чтобы кто-то понял и посочувствовал. Слёзы - самое лучшее в этом подспорье, послушаешь некоторые песни Новеллы, выплачешься и полегчает. Или просто утешат. Или повернут взгляд изнутри вовне!

Я не помню у Новеллы Матвеевой ни одной весёлой песни. Даже, казалось бы, оптимистическая по содержанию песня в основе своей воспринималась мной как грустная и вызывала слезливое настроение. Но - слезливое не значит упадническое.

После песен Новеллы моё душевное настроение всегда восстанавливалось, словно пыльный цветок омывался дождём. Я не была знакома с Новеллой Николаевной лично, но отношу её к числу своих друзей. Потому что только с настоящим другом (а друзья всегда настоящие) можно просто помолчать, получая при этом огромную моральную поддержку.

"Что печалит тебя? Пожалей же себя.
Ты ведь знаешь - былое не возвратится.
Надо всё позабыть, день грядущий любить,
надо азбуку счастья учить."

Моё расположение к песням Новеллы Матвеевой было вызвано не только потребительским отношением "лечебного" свойства. Я восхищалась её умением обыденное возводить на высоту значительного, как, например, в "Кораблике", в "Погонщике мула", в "Песне про котёл", в "Горизонте", в "Караване"  и множестве других. Но у неё это не синдром чукчи "что вижу, о том пою", это - неподдельный интерес к жизни и уважительное к ней отношение.

Песни Новеллы Николаевны не просто созерцательно-повествовательные, а обязательно с мудрой концовкой, которая в баснях называется "мораль". Но у Новеллы не мораль, она не назидает и не втолковывает "что такое хорошо/плохо", она просто подмечает привычные мелочи окружающего мира и рассказывает о них, как о радостях земного бытия. Эти поэтические рассказы оптимистичны, хотя и грустны. Радостные, но грустные. Парадокс? Да. Думаю, в этом и состоит особенность творчества Новеллы Матвеевой.

И, конечно, уникальный голос. Бедно-окрашенный, монотонный, но такой доверительный и по-детски простодушный, что близкий донельзя! Словно она сидит рядом на диване и неспешно повествует о житье-бытье, где была, что видала, о чём мечтала. 

Часто слушаю её "Новогоднюю" песню. Песня, в общем-то о золушке, но её адресная направленность  гораздо шире. Она об одиночестве (душевном и физическом), о непонимании, о несправедливости, о мечте и надежде. Да и надежда вот-вот превратится в обречённость:

"Я разгребаю монетку огня,
Пламя бушует и варятся щи.
Если ты здесь не отыщешь меня,
То уж нигде не ищи..."

Хочу отметить ещё одну особенность песен Новеллы Матвеевой. В каждой из них обязательно есть пара-тройка строк, которые можно назвать ведущими, они сродни афоризму. Афоризм - это четкое и точное  выражение определенной  мысли, а в стихах Новеллы это выражение обязательно присутствует и исподволь формирует отношение ко всему тексту, то есть подобные смысловые выражения задают общий тон всему произведению (неважно какого объёма), именно они и влияют на ниши определения "понравилось", "не понравилось", "никакое".

В вышеупомянутой "Новогодней песне" таким смысловым выражением я считаю строчки "Если ты здесь не отыщешь меня, То уж нигде не ищи..." Настолько многозначительно и объёмно это выражение, что за будущее Золушки становится просто страшно!

Или в песне "Ах как долго, долго едем" (Погонщик мула) на фоне монотонного описания движения мула домой вдруг читаются изумительные по масштабности любви строчки:

"...
Ты напьешься из ручья,
А я мешок сорву с плеча
И потреплю тебя и в морду поцелую."

А вот классика жанра ...  в знаменитой "Девушке из харчевни" Новеллой Матвеевой найдено потрясающее обращение к любимому мужчине: "Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю".
В этих пяти словах "Не так я страшно люблю" заключена огромная, всепобеждающая сила верной женской любви, которую жаждут и боятся мужчины. Почему боятся - вопрос отдельный, но в песне эти слова, звучащие горько и безнадежно, имеют колоссальную смысловую нагрузку, они синонимы измены и подлости.
"Страшно люблю" - как сильно и по-женски сказано!

В песне "Заклинательница змей" концовка высочайшего философического полёта  вызывает гамму ощущений: отчаяние, растерянность, чувство бессмысленности и страха за настоящее и будущее:

"Заклинательница знает,
Что напрасно заклинает.
Ну, а что же делать ей,
Что же делать ей,
Бедной заклинательнице змей?!"

Про знаменитую "Страну Дельфиния" и говорить много не стоит, любимая многими красивая, нежная песня о мечте-фантазии. Грустная, тревожащая и радостная одновременно, песня для детей и взрослых, об ответственности за всё живое, одним словом, шедевр!
И в связи с уходом Новеллы Николаевны в мир иной есть в "Стране Дельфинии" пророчащие строчки:

"Это далеко! Ну что же? -
Я туда уеду тоже.
Ах ты, Боже, ты, мой Боже,
Что там будет без меня?"

Творчество любого талантливого человека можно обсуждать долго. Это как читать любимую книгу, начинаешь перечитывать, и знакомый текст воспринимается уже иначе, чем в предыдущем чтении. В этом и состоит талант Автора (не только литератора, но и всех, посвятивших себя Творчеству) создавать не произведение однодневку (наподобие убогого "ты целуй меня везде, 18 мне уже"), творения на века. Песни Новеллы Матвеевой воспринимаются каждый раз по-разному - в один раз могут вызвать слёзы, в другой - улыбку, в третий и последующие - по потребности.

Из песни "Предсказание Эгля":

"Не грусти, не плачь.
Ясных глаз не прячь,
слезы с них сотри.
Верь моим словам,
чаще по утрам
на море смотри.
Верь волне морей.
Верь судьбе своей.
Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов -
это за тобой."

Новелла Матвеева утешала, увлекала, учила жить и мечтать ...

Увы, люди не вечны, и даже талант не отменяет последний срок, когда души улетают на небеса. Это закон жизни, и к смерти надо относиться с пониманием и спокойной мудростью. Грустно, да! Скорбно, больно и сиротливо, когда уходит из жизни человек близкий по духу. Словно от собственного сердца отрывается живой кусок. При утрате подобное ощущение испытывают многие, недаром даже древний царь Соломон выбил на своём кольце утешение: "всё проходит, пройдёт и это".

Возьмёт ли Новелла Матвеева на небо свою гитару, будет ли петь свои песни небесным жителям?
Конечно, будет.  И когда на землю будет падать дождь, я буду знать, что где-то там высоко эта удивительная поэтесса-бард сочинила новую песню, и райские души, слушая её,  проливают слёзы. Песни Новеллы - такой сгусток любви и грусти, что душа не может не плакать от избытка эмоций ... от восторга, нежности, грусти, радости ... Все эти эмоции - проявление чувства Любви, а Любви в Новелле Матвеевой было достаточно, это заметно по её стихам и песням.

Что ещё хочу сказать ... Детство поэтессы пришлось на годы войны, да и послевоенное время было нелёгким для жизни. Это я к тому, что "время рождает своих героев". Новелла Матвеева была нужна как хлеб, свет и воздух. Людям нужно было ощущать поддержку, чтобы выстоять. Да и в любое время людям необходимо духовное и душевное очищение. Детский голос Новеллы Матвеевой как нельзя лучше способствовал этим задачам, ведь на донышке души каждого взрослого человека притаился ребёнок, который своей наивностью и честностью не даёт душе огрубеть до бесчувствия. Новелла Матвеева давала возможность ощутить в себе ребёнка и воспрянуть духом. Чтобы жить дальше.

А самой её уже нет. Думаю, надо обязательно запомнить её имя, запомнить, что она жила среди нас, что мы её современники, что мы тоже умеем чувствовать и любить ... Остался голос Новеллы Николаевны, её песни, их  обязательно надо слушать, чтобы душа оставалась живой...

"Белые конверты с почты
Рвутся, как магнолий почки,
Пахнут, как жасмин, но вот что
Пишет мне моя родня:
Пальмы без меня не сохнут,
Розы без меня не глохнут,
Птицы без меня не молкнут...
Как же это без меня?"

Как же мы теперь без Вас, Новелла Николаевна?