Пчёлы - дополнение

Анна Боднарук
(Пчёлы)

Пчёл разводят не ради мёда, а ради здоровья.
Невзрачен липов цвет, а пчела издалека летит.
Маленькая пчёлка, но и она работает.
Нет пчелы без жала, а розы без шипов.
Пчёлку работать не учат.
Как родилась пчела – всю пчелиную науку поняла.

     Раннею весною старый пасечник сказал мне:
     - Пчела рудая пошла.
     Это значило, что зацвёл первый медонос – орешник – и пчела стала брать коричневую пыльцу. Затем пасечник сказал:
     - Пчела голубая пошла.
     Распустились подснежники, и пчела, набивая обножку – цветочную пыльцу – в свои волосяные корзинки на задних лапках, поголубела.
     - Жёлтая пчела пошла, - объявил пасечник позже.
     Оказывается, сообразил я, раскрылись цветы одуванчика, и пчела, доставая нектар, обязательно испачкается пыльцой, нацепляя её на волоски тела и головы.
     Потом шла пчела зелёная, красная, фиолетовая…
     - О! – произнёс однажды старик осенью. – Пчела лысая пошла.
     - А что это?
     - Зябрик объявился, - буркнул тогда стрик.
     …Оказывается у зябрика этого пожнивного так устроен цветок, что пчела, доставая нектар, не только сбивает на голове маленькие волоски, но и пачкает пыльцой темя, надевая на макушку белесую тюбетейку, похожую на лысину. Вот и кажется, что пчёлы по осени лысеют.
                Владислав Шаповалов «Отчего лысеют пчёлы»

     …Когда же Заболотный поинтересовался, что именно этому придорожному парню известно о его далёкой Юкрейн, юноша нахмурил лоб тугодумно, а потом, сразу посветлев, ответил слышанным ещё небось в детстве, будто бы люди там очень песенны и что кроме хлебопашества они издавна питают пристрастие к пчёлам.
     - Это уже познание нешуточное, - улыбнувшись, Заболотный дружески похлопывает своего нового знакомого по плечу. – Кстати, можешь своим друзьям сообщить – они, кажется, итальянцы? – что и первый в мире рамковый улей был изобретён на Украине. Модель оказалась настолько удобной, что пчёлы и других пород сразу приняли её, благодаря чему рамковые ульи распространились по всей планете… А ведь это чего-нибудь стоит?
     - О-о, йес…

     …А пчела тут как тут! И не одна, а целая туча их появляется у колодца, словно по какому-то тайному знаку пасечника. Может, принесённый Миной махорочный дух сыграл здесь свою роль или раздразнили пчёл Минины крик и озлобленность, потому что злость человеческая тоже будто бы пчёлам передаётся, - словом, Романово войско, как по тревоге поднятое, с жалами наготове, уже густо закружило поблизости, загудело сердито и в аккурат над Миной Омельковичем!
     - Ты смотри! Где их у чёртовой матери набралось столько!
     Селькор Око давай отмахиваться обеими руками, но это пчёл не отпугивало, наоборот, подзадорило, они и подкрепление вызвали, ещё сердитее целым роем над Миной загудели, и какая-то из них, улучив момент, впилась-таки Мине в загривок, а ещё одна вогнала жало под самый глаз, так что бедолага возопил и, заслоняясь рукавом, бросился наутёк.
                Олесь Гончар «Твоя заря»

              Около пчельника
Хорошо отзываются люди
О пчеле не один уже век:
Любит солнце, как мы. Дело любит.
И работает, как человек.

Погляди на орнаменты воска,
Золотые пергаменты сот.
Как покоятся чётко и жёстко
Этажи, берегущие мёд!

Посмотри на балкончики в улье,
На искусные лесенки. Там,
Кропотливый свой труд карауля,
Пчёлы движутся по этажам.

Ароматы душистого луга
В каждом улье царят и цветут,
Эту сладость чудесную пчёлы,
Как и мы, у природы берут.

Так трудись же и ты беззаветно
Для отчизны из года в год,
Как пчела безымянная эта,
В общий улей несущая мёд.
          Р. Маргиани, перевод В. Соколов

     Нет, видно, пчеловодом впрямь надо родиться! Мы были уверены, что Роман-степняк знает тайный пчелиный язык, ведь он тот, кто сразу слышит, если какая «не так гудит», сменила тон, вот она возвращается из полёта и явно сердится: не иначе как мимо магазина пролетала, где Мина Омелькович дымит скаженным своим самосадом, которым бы гадюк травить, или ненамного лучшей фабричной кременчугской махоркой. Как же здесь пчеле, нежному созданию, привыкшему к запахам цветов, не гудеть обиженно, гневно? Зато на пасеке у Романа с самого утра стоит гул трудовой, вроде даже радостный, точно музыка благополучия и согласия, - верный признак того, что племя пчелиное чувствует себя нормально, никаких у него жалоб. Надо было видеть, как ходит Роман среди расписных своих рамковых, терпеливо выслушивает их тихо гудящую жизнь, а то и сам что-то приговаривает, должно, чтобы не болели да дружнее носили нектар из ближних и дальних цветов. Иногда хозяин даже ухом припадает к улью, как врач к сердцу больного, внимательно слушает, что там сейчас происходит, как пчелиное семейство ведёт себя сейчас. Если бы что не в порядке, встревожились бы тут же, загудели бы тут же, обеспокоено, нервно, раздражённо. Воздух, однако, тогда ещё был чист, смогами не смердело,  до ядохимикатов далеко – Романовы пчёлы ещё там ровно гудят.
     - Мудрый в ульях народ, - говорит нам хозяин, когда мы, напившись обыкновенной, из колодца, не звёздной воды, ещё какое-то время топчемся под журавлём, рассматривая владения «пчелиного атамана». – Всё у них разумно устроено, хлопцы, во всём лад и порядок. Трутней просто терпеть не могут, зато матка в каком почёте… Между собой на удивление дружно живут, не воюют – кто их только учит. Как-нибудь покажу вам, как заботливо кормят они друг дружку весной, когда ещё хилые, слабенькие… Ну и, понятное дело, не только табак но и кривду чувствует пчела, такое это создание. Чуть что не по ней, сразу загудит сердить, известит, чтобы и вы, люди, знали. Но уж когда в цветке купается, когда нектар берёт – вот тогда вы к ней наклонитесь, совсем другая музыка будет… И погоду это создание чует лучше нас. Если с утра пчёлы весело, живо летают, так и знайте: день будет погожий, солнечный. А трудолюбие их известно: работа – это и есть для них настоящая жизнь. И вряд ли кто видел, как умирает пчела: летает до последнего, она и умирает в полёте!..
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***