Игра. Глава 29. Туманный альбион

Алекс Ник 2
"Любовь, насилие и футбол"

С тех пор как братья вместе побывали в очередной переделке, прошёл целый год. За это время произошло много нового. Перемены в большей степени коснулись Андрея. После драки с ревнивым поклонником он разорвал отношения с Ольгой. Разумеется, девушка не хотела упускать своего ангела-хранителя: она привыкла к его помощи и совсем забыла про задачки и теоремы. Красотка ещё некоторое время преследовала Андрея: пыталась выловить в университете, чтобы объясниться, потом начала звонить, посылать сообщения. Уверяла, что его адрес ухажёр узнал от знакомых и её вины в этом нет, говорила, что с ним уже давно всё было кончено (тем более что после той заварушки бывший перестал её донимать), и ещё много чего про чувства и любовь. Но Андрей был непреклонен: он твёрдо решил для себя, что с Ольгой им не по пути. Как ни тяжело было это сделать, но он всё же вырвал её из сердца.
Расставание было болезненным и, чтобы изгладить, вытеснить сознание перенесённой душевной травмы, Андрей ещё больше погрузился в учёбу. Всё своё время он проводил в библиотеке, фанатично ставил перед собой новые задачи и старался как можно быстрее их решить. Друзей в университете у него не было, от товарищей по общежитию он отдалился, единственными близкими спутниками стали книги. Один очень уважаемый преподаватель, доктор наук, профессор, заметив в студенте интерес к науке, стал заниматься с ним индивидуально: предлагал задачи и по итогам их выполнения давал советы и новые задания, помогал исправить ошибки, направляя в нужную сторону.
Андрей редко обращался за помощью, предпочитая всего добиваться самостоятельно. Задачи, сложные формулы и алгоритмы он воспринимал как игру, и если что-то давалось ему не сразу, то это лишь разжигало азарт. Со временем к его репутации отличника прибавилась слава будущего гения, на которого возлагали надежды авторитетные в научных кругах преподаватели. Андрей стал всё больше времени проводить на кафедре математического анализа. Постепенно ему доверили небольшую работу, как правило, отчётного характера: что-то набрать, распечатать. Со временем поручили проверку лабораторных работ и промежуточных контрольных. Вознаграждением за работу были дополнительные занятия с пожилым профессором.
Отличная успеваемость и стремление к новым знаниям не остались незамеченными: было принято решение о переводе Андрея на четвертый курс. Парню пришлось нелегко, ведь помимо математических предметов, с которыми он проблем не испытывал, оставалось немало других специальных дисциплин. Их тоже требовалось подтянуть до нужного уровня и сдать. Не одну бессонную ночь провёл Андрей за книгами и конспектами. Но старания были не напрасны: когда пришло время тестироваться, он не только блестяще сдал профильные предметы, но и показал высокие результаты по другим дисциплинам. Так он со второго курса сразу скакнул на четвертый.
Университет, в котором учился Андрей, сотрудничал с одним из старейших вузов Англии, между ними были налажены международные связи по обмену студентами. Ежегодно в Лондон отправлялась группа студентов, как правило, старших курсов. И если человек хорошо себя проявлял, ему могли предложить перевестись в зарубежный вуз с последующим трудоустройством. При этом все расходы на себя брала принимающая сторона. Каково же было удивление Андрея, когда он узнал, что его имя внесено в списки предполагаемых счастливчиков. Поначалу он даже не поверил и решил, что это лишь слухи и пересуды завистников.
Однажды, когда Андрей задержался на кафедре, чтобы обсудить с профессором очередную работу, тот вдруг заговорил о его планах на следующий учебный год. Парень рассказал, что намерен продолжить занятия. Правда, появились проблемы с финансами: кризис, отца сократили на работе, матери тяжело одной тянуть семью. Поэтому, если будет оставаться свободное время, придётся искать подработку.
– Подработка – идея хорошая, но и про учёбу забывать нельзя. Учёба сейчас у тебя должна занимать главное место, быть в приоритете, – сказал седой профессор и, задумавшись на мгновение, спросил: – Совсем туго?
Андрей ничего не ответил, лишь молча пожал плечами.
– Ладно, сходим в деканат, выпишем социальную помощь, это в наших силах, – раздумывая вслух, словно самому себе сказал наставник, листая тетрадь с задачами.
– Спасибо, – ответил Андрей, – но не надо. Я же не голодаю. Деньги есть.
– Стесняешься? – пристально посмотрел на него профессор. – А зря. Ты должен был сразу сказать. В этом нет ничего постыдного, в своё время и у меня возникали проблемы с финансами. Был соблазн бросить учёбу, перевестись на заочное, много разных мыслей было. Главное – не поддаваться панике и всё хорошо взвесить, перед тем как принять конечное решение. – И преподаватель сделал какие-то записи в своём ежедневнике.
Андрей отвёл взгляд в сторону. Не то чтобы ему была неприятна поддержка профессора, наоборот, это даже льстило, просто он не хотел чувствовать себя нуждающимся. Ему казалось, что он выпросил эту помощь, не смог сам решить свою проблему и сдался перед трудностями. Сейчас Андрей уже жалел о словах, сказанных минутой ранее, и хотел было опять отказаться от содействия руководителя, но, подняв глаза, встретил его суровый взгляд. Профессор не любил, когда с ним спорили и тем более отказывались от его помощи. Андрей понял это и решил промолчать.
– Я бы попробовал договориться, чтобы тебя приняли к нам лаборантом. На полную ставку, конечно, не возьмут, но несколько часов нашли бы для тебя. Хоть какая-то копейка. Но тут вот какое дело, – начал профессор, – я же неспроста спросил про твои планы на следующий год. Ты же знаешь, что мы отправляем своих студентов за границу на обучение? – Андрей кивнул головой. – Так вот, мы тут на факультете посовещались и внесли твоё имя в список.
– Спасибо, – скромно отозвался Андрей.
– Что думаешь? – спросил профессор.
– Ну, этот список ещё ректор будет утверждать. Да и дорогу университет не оплачивает. Сейчас пока рано говорить.
– Рано, – усмехнулся наставник. – Официально списки утвердят в сентябре, но, скажу по секрету, раз мы здесь задержались вдвоём, твоя кандидатура уже утверждена. А по поводу дороги не беспокойся: в виде исключения университет найдёт в своём бюджете деньги. Не всё же средства выделять на такие важные для науки дела, как кожаные кресла. – Профессор намекал на наделавшую шума историю о покупке в кабинет ректора нескольких дорогих кресел, выписанных с согласия самого руководителя из бюджета вуза. – Думаю, твоя голова куда ценнее для института, чем все кресла в этом заведении. Но есть одно условие…
Мэтр вопросительно посмотрел на студента, будто ожидая встречного вопроса.
– Какое? – насторожился Андрей.
– Стажировка предусматривает в первую очередь хорошее знание английского. Я, конечно, не сомневаюсь в твоей успеваемости, но всё же как-то упустил этот момент, – улыбнулся старик.
Это было самое наипростейшее условие, которое мог предположить Андрей. Английский он изучал со школы, и его знания языка были на высоте. Увидев улыбку на лице парня, профессор всё понял без слов и тоже улыбнулся.
– Ну, вот и хорошо. Так что последнее слово за тобой.
Андрей не мог представить себе ничего более потрясающего. Мысли о Туманном Альбионе давно не давали покоя. Это была его мечта и проклятье одновременно. Он и рад был не думать о том, чтобы побывать там, но мечта она на то и мечта, что заставляет поверить в самые фантастические вещи. А учитывая финансовое положение семьи, эта мечта была на грани фантастики. И вот теперь он в одном шаге от заветной цели, нужно всего лишь его согласие.
– Неожиданно, – Андрей всё ещё не до конца верил этой новости.
– Расцениваю это как согласие, – ответил профессор. – Тебе эта поездка пойдёт на пользу, там сильный преподавательский состав, можешь поверить мне на слово. Неоднократно имел честь общаться с ними на различных конференциях. Там для тебя открыты большие возможности…
Наставник неожиданно замолчал. Тяжело повернув голову, он задумчиво посмотрел в окно с выражением тоски на лице. После небольшой паузы профессор продолжил:
– Конечно, мне будет тяжело прощаться со своим любимым учеником. Должен признать, за всю свою учебную практику я ещё ни разу не встречал такого талантливого студента, да ещё с таким рвением приумножающего свои знания. Ты, как никто другой, заслужил эту поездку.
Слушая профессора, парень впервые почувствовал в его словах какую-то по-отечески тёплую заботу и тревогу. Суровый и зачастую сухой преподаватель, смотревший на всех студентов, включая Андрея, с высоты своих лет и знаний, сейчас разговаривал с ним на равных. Каждое его слово было проникнуто участием.
– Если нет загранпаспорта – начинай делать. Лето быстро пролетит, а в начале учебного года уже уезжаете. Так что не затягивай.
Андрей, немного отойдя от новости, собрался с мыслями и сказал:
– Вы не представляете, как я вам благодарен!
– Ну, что за глупости, это решение не я один принимал. Шила в мешке не утаишь, тем более такое золотое, – махнув рукой, усмехнулся профессор.
Здесь мэтр немного слукавил. Именно он настоял на кандидатуре Андрея. Декан рекомендовал других претендентов. Не секрет, что у всех есть свои любимчики, особенно из числа тех, кто рассыпается мелким бисером перед нужными людьми. Они умеют в нужный момент свою значимость и важность приукрасить, донесут своевременно, на кого нужно. В общем, таких людей всегда держат возле себя и поощряют.
Андрей ни перед кем не заискивал, не лебезил и поэтому в список подобных «ценных кадров» не входил. Аргументы были не в его пользу. Другие преподаватели не хотели вступать в конфликт с деканом из-за студента. И только профессор не побоялся возразить. Вначале декан пытался его переубедить, но мэтр жёстко пресёк все невнятные убеждения. Спорить с таким авторитетом никто не стал. Благодаря своему всероссийскому признанию профессор имел вес в научных кругах и влияние в институте. Вступать с ним в конфликт и уж тем более жертвовать таким кадром декан попросту не мог. Поэтому кандидатура Андрея была утверждена именно благодаря профессору.
С этой минуты все мысли Андрея вращались вокруг поездки. Его давняя мечта должна была осуществиться. Всё, о чём он так много читал, так часто видел на фотографиях в книгах, теперь всё это предстояло увидеть собственными глазами. Мечта была настолько сокровенной, что в глубине души даже были опасения: вдруг он всё идеализирует и реальная картина будет совсем не такой, какой её рисует воображение.
Андрей представлял себе, как прилетит в город дождей, сойдёт с трапа самолёта и вдохнёт свежий прохладный воздух. Ему казалось, что в этот момент сквозь затянутое тучами небо обязательно должен пробиться солнечный луч, как бы знаменуя приезд далёкого гостя. Прохожие в плащах, шляпах и строгих костюмах, непременно с тростью и в очках, будут приветливо улыбаться. Размеренная атмосфера Лондона примет в свои объятия и согреет даже в самую ненастную погоду. Спокойный ритм города с богатейшей историей позволит насладиться красотой улиц и площадей, мостов и парков. Родина Ньютона и Шекспира, где зародились многие молодёжные направления и культуры, где даже воздух пропитан творческим духом – всё здесь располагает к новым открытиям. Незыблемые символы монархии – графства со старинными дворцами и замками, окутанными мистической аурой заговоров и переворотов. Их стены ещё хранят секреты таинственных тамплиеров. Эта старина, знаменитые на весь мир исторические памятники, дошедшее до нас наследие англосаксов, притягивает своей строгой и выдержанной красотой.
Андрей, конечно же, понимал, что находится в плену стереотипов, и, возможно, новая обстановка окажется совсем другой, не такой приветливой, как он себе вообразил, а гораздо более суровой, но сейчас ему совсем не хотелось омрачать свои ожидания. Он представлял до мельчайших деталей своё новое место учёбы. Помнящие строгих монархов старые стены классического университета, выстроенного в готическом стиле, теперь служат молодому поколению. Повсюду пёстрые толпы студентов разных национальностей. Шум и смех слышатся в просторных коридорах и аудиториях с высокими потолками. Вокруг учебных корпусов, на ровно подстриженных зелёных газонах, тоже расположилась молодёжь: студенты прячутся в тени деревьев, сидят на лавках вдоль аллей или лежат на траве, подложив под голову рюкзаки. Они листают лекции, оживлённо обсуждают свежие новости, слушают музыку, что-то смотрят, погрузившись в ноутбук, или, щурясь от солнца, просто наслаждаются хорошей погодой. Андрей не сомневался, что среди студентов попадутся снобы благородной крови, которые будут смотреть на сокурсников свысока, подчёркивая свой особый статус и ставя себя выше других. Однако это его нисколько не пугало, а наоборот, было дополнительным стимулом для учёбы: всё-таки гораздо лучше выделяться на фоне остальных своими знаниями.
Мать, узнав о новости, даже прослезилась от радости. Родители были счастливы и невероятно гордились своим сыном. Когда Андрей приехал домой на летние каникулы, они полностью посвятили себя приготовлениям к поездке. Дел было много, а время летело быстро. Чувствуя скорое расставание, родители старались как можно больше времени проводить с сыном, и он не лишал их такого удовольствия.
Антон тоже очень обрадовался за брата и, понимая, что впереди, возможно, предстоит долгая разлука, решил навестить его. Всё лето он был занят и так и не смог выбраться, но когда сроки поездки сдвинулись на месяц, Антон подумал, что это последний шанс повидаться с Андреем и дальше откладывать уже нельзя. И вот накануне самого отъезда, бросив все свои дела, он всё-таки вырвался на пару дней и помчался к брату.