Позднее раскаяние

Тамара Шелкова
                Дед Захар тяжело поднялся со скамейки во дворе своего дома и зашагал к своему подъезду. Поднявшись в квартиру, он сел в кресло и включил телевизор.  Захар всегда смотрел программу «Вести» или «Новости» и  вслух комментировал услышанное.  Раньше его комментарии выслушивала жена Нюра.  Теперь слушать его было некому.
-Эх, Нюра, Нюра! Чего же ты меня одного-то оставила?
Захар тяжело вздохнул. Жену свою Нюру, с которой  прожил 52 года,  он похоронил два месяца тому назад. Не думал  Захар, что бойкая  и жизнерадостная Нюра уйдет вперед его.
Захар закрыл глаза и воспоминания волной нахлынули на него.
      
        Еще будучи совсем мальчишкой, окрутила его беспутная девка Лидка Семенова. Она старше Захарки  была лет на  семь и дважды уже побывала замужем. Совсем с ума сошел Захар от любви к ней. Без Лидки стал ему свет не мил. И заявил он родителям, что решил жениться на Лидке.  Родители, узнав, на ком их сын хочет жениться, схватились за голову. Отец  в семье был непререкаемым авторитетом.  Глядя на сына, он сказал:
- Значит, жениться хочешь? Ну что ж, мы тебя женим.
Вот тогда-то отец съездил в соседнее село и привез ему невесту-  скромную и хозяйственную сиротку Нюру Левитину. Узнав об этом, Лидка принародно высмеяла Захара и  ушла с другим.
Со свадьбой затягивать не стали и быстро женили Захара. На свадьбе Захар впервые в жизни напился до обморочного состояния. А наутро проснувшись и, увидев лежащую рядом с ним Нюру, столкнул ее с кровати и избил. А сам ушел в огород за баню  и дал волю слезам. Возвратившись в избу, он думал, что родители начнут ругать его за Нюру. Но, к его удивлению, они не сказали ни слова. И он понял, что Нюра не пожаловалась на него родителям. Он зашел на свою половину, где  Нюра мыла пол, и внимательно стал разглядывать ее.  Нюра поднялась с тряпкой в руках и тоже взглянула на него.
-Снова бить будешь? На, бей.
Она протянула Захару мокрую тряпку.
-Не буду,- угрюмо сказал Захар.- А чего же не пожаловалась на меня?
-А зачем? Кто тут заступится за меня? Я тут чужая.
Нюра обмакнула тряпку в ведро с водой и продолжила мыть пол.
Растерянно потоптавшись у двери, Захар  вышел на крыльцо. А вечером его ждал еще один сюрприз.  После  совместного ужина  на общей кухне, вернувшись на свою половину, он увидел, что Нюра застелила ему постель отдельно. Ничего не сказав, Захар лег спать. С одной стороны он рад был этому, с другой это его немного обидело.
Так прожили они почти три месяца. Только однажды Захар заметил, что друзья его иногда засматриваются на Нюру. А его друг Колька Балобанов сказал:
-Красивая все-таки твоя Нюрка. И не зыркает по сторонам, как наши девки. Хорошую жену отхватил ты, Захар.
В эти посиделки в клубе, на которые их позвали его друзья, Захар весь вечер, не отрываясь, смотрел на Нюру. И как будто пелена спала с его глаз. Он увидел, что Нюра и впрямь  хороша собой. Что у нее необыкновенные, синие-синие  большие глаза. В тот вечер, возвращаясь домой, он впервые взял ее за руку.
- Ты чего?- удивилась  Нюра.
- А вдруг кто-нибудь уведет!
- Дурак ты. Ничего ты не видишь и не знаешь.
-Не спорю. Но ведь разглядел!
Захар порывисто развернул Нюру  к себе лицом и крепко поцеловал. Нюра тихонько охнула и прижалась к нему. И замерло сердце Захара в предчувствии чего-то прекрасного.
В эту ночь он по настоящему обрел свою жену.
       Родители тоже разглядели эту перемену в их отношениях и были очень этому рады. Уж больно им нравилась их невестка:  и чистюля, и хозяйственная, и быстрая во всех домашних делах.

              Дочку и сына подарила Нюра Захару. Дети выросли, выучились. Дед с бабушкой помогали, чем могли.  Когда их не стало, Нюра очень переживала. Полюбила она их как родных. Да родными они и были для нее. Захару иногда  даже казалось, что его родители любят Нюру больше, чем его самого. Но не обижался.
Сам полюбил Нюру всей душой и часто  думал:
-А вдруг бы тогда наломал дров и не встретил бы свою Нюру?
И сердце от этого тревожно  сжималось.
              Дети разлетелись по разным городам. У них свои семьи, любимая работа. И остались они с Нюрой вдвоем. Не могли жить друг без друга. Спорить спорили, но ни разу не поругались.
А вот в любви Нюре Захар ни разу не признался. Не любил он говорить лишних слов. Почему он считал их лишними, и сам сейчас объяснить не может.  Но если бы вернуть все назад лет этак на сорок, да с его теперешним умом, он бы свою  Нюру признаниями в любви засыпал.  Даже в последний  момент не успел сказать ей, что любил только ее одну.

              Захар  заворочался в кресле- затекли ноги. Вытер выступившие от воспоминаний слезы.
- Эх, Нюра, Нюрочка моя, что же ты  оставила меня одного?
 Вдруг  в кухне что-то тихо стукнуло. И он отчетливо услышал тихий ласковый голос жены:
-Я тебе чай согрела, Захарушка.  Иди, погрейся.