Черномырдин и его крылатые фразы

Виктор Кон
В 20-м веке Россия пережила две большие войны и две революции. В зрелом возрасте мне пришлось пережить только вторую революцию, то есть лихие 90-е годы. Про них можно много и интересно писать. Крови было мало, а вот неприятностей много. Из всех популярных личностей того времени в памяти больше других выделяются две -- это Егор Гайдар и Виктор Черномырдин.

Гайдар был всего лишь исполняющим обязанности премьер-министра, но и в таком состоянии он сделал главное -- запустил маховик гиперинфляции и очень много людей лишились своих сбережений, зато страна смогла все начать с нуля, без груза долгов. Про свое правительство он говорил, что оно как картошка. Если к весне не съедят, но непременно посадят. Впрочем он все таки умер раньше, чем многие.

Гайдара на посту так и не утвердили, и Ельцин вместо него предложил Черномырдина. Черномырдин был премьер-министром в очень трудное время. Была очень низкая цена на нефть, в новых условиях правительство не умело собирать налоги, и у правительства было очень мало денег. Выпускались ничем не обеспеченные облигации, что в конце концов привело к дефолту 1998 года. Черномырдину все время приходилось оправдываться. И он делал это весьма оригинально. Он говорил так, что без смеха слушать было нельзя.

Народ не забыл этих образцов нового литературного жанра. Некоторые из его фраз стали крылатыми. Я лично для себя запомнил только одну, но очень правильную

"Хотели как лучше, а получилось как всегда"

Она относилась к денежной реформе 1993 года, но имеет универсальное значение, и применима всегда и везде. Фразы Черномырдина растеклись по интернету, каждый их группирует по своим критериям. Я решил в этом рассказе тоже кое-что зафиксировать. Но не все фразы, и в таком порядке, что те, которые мне больше нравятся, вперед. То есть прежде всего универсальные с логическими фокусами. Источники не указываю, их много. Итак, вот эти фразы.

"У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный."

"Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу."

"Никогда этого не бывало, и вот опять!"

"Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь."

"Раньше полстраны работало, а пол не работало. А теперь все наоборот."

"Мы выполнили все пункты: от А до Б."

"Мы продолжаем то, что мы уже много наделали."

"Может сбыться. Сбудется, если не будем ничего предпринимать."

"Когда трудно, мы всегда протянем. То что надо."

"Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!"

"Есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела."

"Правительство -- это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком."

"И с кого спросить, я вас спрашиваю? Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу..."

"Народ пожил -- и будет!"

"Надо же думать, что понимать."

"Вас там туда!"

"Здесь вам не тут!"

"Вечно у нас в России стоит не то, что нужно."

"Не только противодействовать, а будем отстаивать это, чтобы этого не допустить."

"Успеваете ли вы заметить красивых женщин? -- Успеваю. Но только заметить. Ничего больше. О чем горько сожалею."

"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."

"Но мы подсчитаем, и тогда все узнают. И мы в первую очередь. А если кто слишком умный, пусть сам считает, а мы потом проверим. И доложим, куда попало."

"На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться."

"У меня приблизительно два сына."

"Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!"

"Как кто-то сказал, аппетит приходит во время беды."

"Говорю безо всяких -- спад экономики еще не полностью пошел на подъем."

"Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит."

"Я господина Буша-младшего лично не знаю, но вот с отцом его, господином Бушем-старшим я знаком и жену его, Буш-старшую, тоже."

"И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно."

"К сожалению, мертвыми душами выглядят некоторые наши коллективные члены."

"Какую бы общественную организацию мы ни создавали, получается КПСС."

"Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной!"

"Этот призрак бродит где-то там в Европе, а у нас почему-то останавливается. Хватит нам бродячих."

"Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали -- масла не стало. Потом нa яйца нажали так, что их тоже не стало."

"Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чем сидим."

"Много денег у народа в чулках или носках. Я не знаю, где -- зависит от количества."

"Мы с вами еще так будем жить, что наши дети и внуки нам завидовать станут!"

"Eсли бы я все назвал, чем я располагаю, да вы бы рыдали здесь!"

"Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно."

"Курс у нас один -- правильный."

"Ввяжемся в драку -- провалим следующие, да и будущие годы. Кому это нужно? У кого руки чешутся? У кого чешутся -- чешите в другом месте!"

"А раньше где были? Когда думать было надо, а не резать сплеча семь раз. А сейчас спохватились, забегали. И все сзади оказались. В самом глубоком смысле. А Черномырдин предупреждал."

"Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберем в одно место."

"Все это так прямолинейно и перпендикулярно, что мне неприятно."

"Вы там говорили, а нам здесь икалось, но я и к этому отношусь нормально."

"Если делать -- так по-большому!"

"И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно."

"И кто бы нас сегодня ни провоцировал, кто бы нам ни подкидывал какие-то там Ираны, Ираки и еще многое что -- не будет никаких. Никаких не будет даже поползновений. Наоборот, вся работа будет строиться для того, чтобы уничтожить то, что накопили за многие годы."

"Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы еще им поаплодируем. Но другое дело Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить -- не ходи! А пошел -- отвечай. Если не умеешь. Я имею в виду Конституцию."

"Изменений, чтобы дух захватывало, не будет. Иначе, чтобы кому-то что-то делать, нужно будет у другого взять или отобрать. И те, кто выживут, сами потом будут смеяться."

"Вечно у нас в России стоит не то, что нужно."

"Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно."

"Нам нет необходимости наступать на те же грабли, что уже были."

"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы"

"Нас пытались нагнуть, но неудачно."

"Сказано -- сделано. Не понял -- переспроси. Не понял с первого раза -- переспроси еще раз. Но выполняй. Не можешь -- доложи, почему не выполняешь, по какой причине. Другого от вас ничего не требуется."

"Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться."

"Правительство обвиняют в монетаризме. Признаю -- грешны, занимаемся. Но плохо."

"Президент показал и еще покажет."

"Прогнозирование -- вещь сложная, особенно когда речь идет о будущем."

"Сегодня ничего, завтра ничего, а потом спохватились -- и вчера, оказывается, ничего."

"Нам нельзя вступать. Мы как начнем вступать, так обязательно на что-нибудь наступим."

"На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться."

"Лучше водки, хуже нет"

"Мы хотим идти вперед, но нам все время кое-что мешает"

" У нас воруют намного больше, причем нигде не убавляется, такая страна."

"Россия - страна сезонная"

"Нас никто не может упрекнуть в том, что у нас хорошие помыслы"

"Я еще раз просто одно: давайте говорить на нормальном языке!"