Дружба

Ирена Панченко
     С детства не боюсь собак. Возможно, причина в том, что  в послевоенное время, когда нас из Латвии выселили в Омскую область, первым и единственным  моим другом стал рыжий пушистый щенок.  Он сам прибился к нам, или кто-то его подбросил – не известно. Он прошмыгнул в сенцы в  приоткрытую дверь, прижался к  внутренней стенки дома – она, видно, была хоть чуть-чуть теплее, и дрожа от мартовского холода, дожидался своей участи.  Мама не могла выгнать бездомного псёнка . Она хорошо знала, что такое холод и голод.
 
    Собачонку  назвали Тимкой.  Мне он сразу полюбился, особенно смешным был его пушистый хвост,  лохматым  колечком  лежавший на  спине. Откуда такой у нас в совхозе взялся – не понятно, лаек никто не держал, больше были  псы, похожие на овчарок.
  Тимка, конечно, вскоре  подрос, но до лайки ему было далеко, он  так и остался маленькой пушистой дворнягой . Для нас это не  имело значения, все в семье  его полюбили.  А  Тимка  считал меня своей хозяйкой, может потому, что именно я чаще всего его кормила.
             Моей обязанностью стало  его кормить, хотя еда у нас самих была   более чем скромная. Но я своему  подопечному  всегда припасала  хоть маленький кусочек чего-нибудь вкусненького. Чаще  всего это были вымоченные в воде, чтобы убрать лишнюю соль, кильки, которые я перемешивала с картошкой или хлебом.

    Летом мы с Тимкой все дни проводили вместе.  Пёс  был рядом, когда я полола грядки, бежал  рядом  по тропинке вдоль грунтовой дороги, соединявшей Омск с Тарой.  Я спешила каждый день  на кирпичный завод, где работала мама, чтобы принести ей в банке тёплого супа и кусочек хлеба, а также   помочь ей складывать саманные кирпичи (ох, и тяжёлые они!), ведь чем больше мама их  сложит, тем выше выработка, значит, и получит в конце месяца больше денег. 
      С    июля   папа   меня пристроил на работу подпаском – он  сам работал скотником на совхозной ферме.  Летом коровы  так и жили в поле  под открытым небом. За это мне даже платили. Правда, деньги за меня получал папа, зато  к зиме  родители накопили денег на корову.

      Тимка оказался замечательным помощником. Вскоре он понял. Что коровы не должны уходить далеко и сам  с лаем  бежал за той, которая норовила улизнуть в берёзовый околок, где трава более сочная. Но  самым  главным он был, когда папе выпадали дежурства в ночное. Мы до полуночи пасли коров, а потом начинали сбивать их в стадо, чтобы они улеглись спать. Тимка  был неутомимым  сборщиком стада, коровы слушались его беспрекословно. Когда стадо было уложено, и папа уходил в бижайший лесок за сухими ветками, мы разжигали костерок и грелись, в августе ночи были холодные.
  Однажды случилась беда. Всё было как всегда. Мы уложили коров, разожгли костерок, съели скудный  харч, который мама давала нам на ночь.  И не заметили, как уснули. Тимка притулился к моему боку и тоже задремал. Первым проснулся папа. Оглядел поляну, а коров-то нет! Ушли! Где искать? Уже светало. Скоро придут доярки! Папа матерился и ругал Тимку – это он проспал коров.

    Но именно Тимка нас и выручил. Он  стал нюхать траву и вскоре прямой наводкой помчался к ржаному полю. Именно там мы и нашли стадо. Само собой разумеется, что за потраву вычли из наших зарплат. Папа продолжал ругать Тимку весь день , кричал ,что прогонит бездельника, я плакала, а мама утешала меня.

       Наступила зима. Сибирские зимы снежные. В нашем маленьком огородике, защищённом с двух сторон старым, ещё помещичьим  парком,  снега намело  метра полтора высотой. У нас с Тимкой была любимая игра – в прятки. Я вырыла в снегу глубокие  ходы – целый лабиринт, и каждый день после школы мы с Тимкой начинали игру.  Я  вползала в какой-нибудь ход и оттуда начинала звать Тимку, предварительно запертого в сенцах. На его лай  реагировала бабушка – выпускала на улицу.  . Хотя я уже не издавали ни звука,  Тимка  каждый раз избирал верный путь и находил меня, радостным лаем оповещая всю округу о своей победе.

    Дружба с собакой   скрасила первый, самый  суровый год  жизни в Сибири. Правда,  наша дружба  продолжалась  недолго. По весне   мама  всегда брала с собой Тимку, когда отгоняла корову в общее стадо. А вскоре   смышлёный пёс уже один выполнял эту работу   
    Всё бы ничего, да приходилось пересекать грунтовую дорогу, соединявшую города Омск и Тару. В ту пору  машины не так уж часто по ней ходили. Но однажды случилось не поправимое: Тимка  перегнал нашу бурёнку через дорогу, а сам попал под  машину. Это было горем для всей семьи.

    Я в то время была в пионерском лагере. Мне долго не говорили о смерти Тимки. Для меня эта утрата стала большей бедой, чем даже репрессирование семьи в этот далёкий  край, где я не сразу нашла своё место.