Триумф книжных богачей

Леонид Бабанин
Возможно, я чересчур наивен, но, как российский автор, считаю, что Московская международная книжная ярмарка – это Мекка для российских писателей. То есть, место, куда стремится попасть любой автор, издавший свои книги и желающий выставить их на обозрение широкой публики. Говоря о себе, скажу, что хоть я и не богат, но могу свободно перемещаться по нашей огромной стране в любом направлении. Могу издавать и издаю книги на свои деньги тиражами по пять и более тысяч экземпляров. Стойки с моими  книгами можно увидеть на вокзалах, в музеях, магазинах. Есть две стойки моих книг о Севере даже в южном городе Сухуми. Как любой российский автор я стараюсь, как могу, продвигать своё творчество. Не один год меня дразнила Московская книжная ярмарка – вот бы где выставиться! Но всё было как до не до этого. То дела на Юг меня зовут, то дочь в училище поступает, то другие бесконечные хлопоты… Но вот зашёл я на сайт Московской международной книжной ярмарки. Зашёл, ознакомился с предложением участия и ужаснулся. Цена двух квадратных метров в самом дальнем углу павильона, до которого не всякий гость выставки пожелает добираться, тридцать тысяч рублей. И стОит ли стремиться на такую ярмарку? Тут же возник и другой вопрос. Потянет ли российский писатель эти расходы, став участником ярмарки? Набираю номер известного российского писателя, мастера детектива Виктора Пронина (помните фильм по его книге «Ворошиловский стрелок»?)

- Привет, Витя! Вопрос к тебе. Можешь ли ты купить клетку в павильоне ярмарки тысяч за пятьдесят, чтобы книги свои там выставить? Два квадратных метра стоят там тридцать тысяч рублей. Значит, четыре метра пойдут за шестьдесят.

- Нет, конечно, - отвечает Виктор. – Я выпустил новый детектив, но для его продвижения не смогу арендовать на этой ярмарке даже полметра.

 

Я набираю номер в Ханты-Мансийске. На проводе профессиональный поэт Андрей Тарханов.

 

- Здравствуй, Андрей! Есть вопрос. В Москве проходит международная книжная ярмарка. Ты не хотел бы в ней поучаствовать? Стоимость аренды – тридцать тысяч рублей за два квадратных метра плюс оплата оформления.

- Ты что, Лёня?! – воскликнул Тарханов. – Я в Союзе писателей литературную премию получил. Так денег не нашёл за ней в Москву съездить. За меня её получили и мне привезли. Вот так-то…

 

К моему огорчению, в таком же духе мне ответили и другие знакомые писатели.

Что же это такое – Московская книжная ярмарка? Триумф спекулянтов на писательском труде? Литературное мероприятие, доступ к которому закрыт для писателей? Многие помнят случай, когда один бизнесмен от литературы, выйдя из ресторана Центрального Дома Литератора в состоянии сильного подпития, ухватил замешкавшего писателя за воротник и прорычал ему:

- Сколько тебе, сучок, заплатить, чтоб ты вообще не писал…?

 

Так какое место занимает писатель в сегодняшнем Российском обществе?


  Опубликован в газете "Литературная Россия"



Переизбрали в Москве председателя союза писателей РФ. Так и должно быть наверное- свято место пусто не бывает. Что говорить, и Валерий Ганичев был достойный человек, и новый председатель Российской писательской организации Николай Иванов. Но я не про это. Хотя хорошо, что писательская жизнь кипит страстями, полна противоречивых мнений, так должно быть в здоровом обществе. Как то тихо, обыденно, без помпы, кучка писателей позаседала денёк. Пошумели и разъехались- подумаешь какие то писателешки!
 Не отмечено было это событие широко в Российской прессе, телевидении, не доведено до общества должным образом...
 Я не хочу рассказывать о роли и значении писателя, в наше стране и её истории. Историю России, мы знаем прежде всего по литературным трудам авторов.
Впервые, в истории России, значение писателя в нашем обществе, роль его и отношение к нему, брошено в мусорный ящик. Литературные газеты, издания бедствуют. Появилась новая тирада медиа писателей, называющих себя "Биллетристами"- авторы лёгкого чтива.
Паралельно этому съезду, в Сочи проходит форум людей исскуства- то есть форум людей самой презренной на Руси профессии актёр, лицедей..., те кто за деньги веселит народ. Презренна эта профессия считалась на Руси настолько, что людей этих, тысячелетиями не хоронили с нами на одном кладбище- место их было там, рядом с суицидниками.
Но им дали Сочи, питание, проезд, проживание и внимание Российского общества. Что случилось? Почему выбросили на свалку автритет и профессию писатель. Почему ему перестали платить деньги? Наверное хотим похоронить вместе с автором нашу историю.




О разладе художника и автора
Леонид Бабанин
Как-то так получается, что не могу я найти понимания в разговорах с авторами по поводу художественного оформления издаваемых ими книг.
Казалось бы, Дубовый зал ресторана Центрального дома литераторов, маститые писатели... А дарят тебе книги, изданные чуть ли не на туалетной бумаге, кое-как свёрстанные. Почему так?
Начну с себя. В 2005 году я издал свой первый приключенческий роман «Плата по счетам». Тираж – четыре тысячи экземпляров. Через некоторое время переиздал его  таким же тиражом. Авторский и издательский пути шли, как говорится, во тьме.
Роман писался легко. Чуть меньше  года – и материал готов. Дальше начались хождения по издательствам. Как известно, с издателем никаких проблем сегодня нет, были бы деньги. Причём издатель берётся только распечатать книгу с готового оригинал-макета, подготовкой её к изданию сейчас мало кто занимается. И вопрос оформления моей книги, её обложки судьба предоставила мне решать самому.
Нашёл я в Тюмени двух дам, которые как-то разбирались в компьютерных дизайнерских программах. Встретились, посидели в ресторане, договорились о цене их работы. В результате получилась неплохая суперобложка, книга издана на хорошей белой бумаге. Держал я эту книгу, своё первое детище, в руках и думал: "Нет! Не так надо".
Воспитанный на советской литературе, где автор и художник шли рука об руку, я задался целью найти такого художника, с которым можно бы было заключить творческий союз.  Несомненно-зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора. Создание иллюстраций к художественному произведению — дело сложное и деликатное. В это время я уже заканчивал работу над новым приключенческим романом "Вертолётная рапсодия". И тут мне сказочно повезло. Художник из Екатеринбурга, член Союза художников России, выпускник Московского полиграфического института, факультета  художественного оформления печатной продукции по специальности художник - график, живописец - акварелист Альберт Туманов согласился работать со мной. Блестяще он выполнил акварелью обложку книги, сделал  около двадцати иллюстраций тушью.  В 2009 году приключенческий роман был выпущен  в издательстве "Империум Пресс" тиражом пять тысяч экземпляров. Книга выглядела  безукоризненно. Приятно было смотреть на неё, держать её в руках. Мысль автора и работа художника слились воедино.
Третья книга – «Волки идут следом» с моей повестью «Обезьяна» – вышла в свет в издательстве "Уральский рабочий" уже в прочном соавторстве с живописцем Тумановым. Тираж полторы тысячи экземпляров улетел мгновенно, сегодня у меня нет даже своего экземпляра.
Триумфом нашего совместного творчества с Альбертом стала книга «Рыба Обского севера». Мои рассказы о рыбалке художник оформил акварелью, сделал около двадцати иллюстраций, не считая заставок. И ни одного экземпляра этой книги у меня тоже не осталось, всё надо переиздавать.
"А сколько это стоит?" – спрашивают меня столичные авторы в ЦДЛ.
"Денег стоит, – отвечаю я. – Обложка у Туманова стоит пятнадцать тысяч рублей. А цветная иллюстрация, акварель – четыре - пять тысяч, в зависимости от сложности. Рисунок, выполненный тушью,  – три тысячи".
"Ужас! – возмущались маститые писатели. – Да на эти деньги в Эмираты съездить можно!"
Я улыбался про себя и подумывал: "Может быть, и в Эмираты, но в сущности, не так уж и дорого. Двадцать рисунков по пять тысяч – сто тысяч рублей,  не такие уж великие деньги. Ну, хочешь ты в Эмираты или в Турцию – езжай! А я не поеду, я лучше пойду в мастерскую к Туманову, что на улице Ленина в Екатеринбурге, возле оперного. Куплю бутылочку, селёдочку к ней, огурчиков... А  там и другие собратья - художники подтянутся, и пойдут до утра беседы со спорами, доходящими до творческих ссор. А потом, под утро уже, Туманов начнёт показывать мне эскизы по мотивам моей писанины. Вот тут – самое интересное, и опять – неизбежный спор. С чем-то Туманов согласится, а с чем-то – нет, но в конце концов мы всё-таки придём к общему решению.
К сожалению, среди писателей я не встретил одного единомышленника в своём подходе к оформлению книги. Один автор говорит, что иллюстрации – это дело издательства. Другой вообще не придаёт им никакого значения, считает, что рисунки в книге – полная чушь. Третий не желает тратить свои кровные деньги на оплату работы художника.
Нет, я с этим никогда не соглашусь. Я считаю, что книга – это ты сам, а оформление её – это как твой костюм или причёска. И как можно пожалеть на это деньги? Я не езжу, да и не стремлюсь, ни в Турцию, ни даже в Сочи – денег нет. И сегодня я должен десятку художнице из Тюмени. Отдам, честное слово, отдам, Надежда Багапова! Только сделай мне ещё четыре последних рисунка для новой книги «Рассказы Обского рыбака»!
Надежда хороший художник, но ещё молодая. Она в оформлении моих текстов больше прибегает к портрету, а надо что б был сюжет. Хотя, она молодец, не спорит и поправляет рисунки с учётов моих поправок.
...Умер мой лучший художник Альберт Туманов, это невосполнимая утрата – для меня как автора, для Екатеринбурга и для России. Великолепный живописец, лауреат международных и Российских выставок, последние годы он работал исключительно акварелью.