Фильм Механическая сюита

Павел Захаров 2
Фильм "Механическая сюита" прошел совсем незамеченно, хотя фильм снял прекрасный режиссер Дмитрий Месхиев. Без всяких шуток, просто сейчас вокруг его имени всего понамешано. Сценарий написал Геннадий Островский - один из наиболее востребованных в начале нулевых сценаристов. Актерский кастинг вообще мечта. В главных ролях снялись Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, и известные тогда лишь по сериалам Михаил Пореченков и Константин Хабенский.
Фильм рассказывает про приключение трупа. Главным героям поручено перевезти тело их сослуживца домой, которого они толком и не знают. Но русские мужики в командировке всегда остаются русскими мужиками. Гробовые деньги они отдали библиотекарше, которую по встречали по дороге. И вынуждены везти тело в вагоне поезда. Вот тут и начинаются приключения.
Собственно, проблема фильма связана с тем, что картина не имеет цельного сюжета. Фактически в ней три новеллы. Одна - основная, связанная с приключением трупа. И две побочные: про недалекого следователя и про машиниста, которого столкновение с трупом сделало импотентом. Новеллы неплохие, но они превращают довольно веселую и острую комедию в драму. У зрителей сразу же возникает вопрос: зачем? Да сделано все неплохо, даже хорошо, но зритель начинает смотреть одно кино, а оно постепенно превращается в другое кино. Да, с узнаваемыми жизненными реалиями того времени, да, глубокое кино. Но на мой взгляд, жанр нужно выдерживать до конца. Здесь этого нет. Возможно, это авторский эксперимент. Но и приключение двух героев сразу же тускнеют, когда они теряют труп. И тут возникает масса вопросов к поведению главных героев. Если это комедия, то линию поведения героев можно списать на условность комедии. А если драма, то получается, что герои просто тупые, раз они в очередной раз не могли обратиться в морг.
Поведение следователя понятно: какой следователь не мечтает раскрыть дело века, а раз это дело не подворачивается, то можно обмануть начальство. И одним трупом закрыть сразу же два дела. Одно тело - два дела, так сказать. Как раз Маковецкий очень хорош в образе такого недалекого следователя из глубокой провинции. Любовная линия просто дополняет его образ. Гармаш тоже хорош в образе простого работяги. Тоже весьма узнаваемый образ. К актерским работам нет претензий вообще: все они сыграли очень хорошо.
Линия библиотекарши и машиниста совсем не тянет. Самая скучная линия во всем кино. Еще и актеры здесь весьма плохие. Добровольская переигрывает, перетягивает одеяло на себя. Зибров не доигрывает. Совсем не тянет в этой роли. Его герою совсем не веришь. Линия совсем не до крученная.
Вот линия следователя символическим концом классно прикручена к основной линии. Конец картины вообще оставляет после себя сильное впечатление.
Также в картине просто отличное музыкальное сопровождение Леонида Федорова. Оно подчеркивает абсурдность русской жизни, особенно, в провинции.
Сама картина, если и не затерялась, то находиться где- то на обочине нашего сознания. Она не стала массовой, но не стала и большим художественным достижением. Это просто крайне любопытная и интересная картина. Ее можно посмотреть только из-за высокой актерской планки. И можно понять, почему именно эти актеры так востребованы. И не только потому что они огромные таланты, но и просто очень современные типажи. Кстати, прошло 15 лет, и в провинции вряд ли чего-то изменилось в общем смысле этого слова. Ведь появление мобильных и Интернета вряд ли можно причислить к глобальным изменениям.