Шахматы и яблоки

Аверьяныч Федоров Евгений
Мой отец, Аверьян Григорьевич, инвалид войны, бухгалтер по профессии, человек-самородок с семиклассным образованием, с уникальной памятью, любил в свободное время играть в шахматы, был неоднократным чемпионом района в послевоенные годы, с детства учил нас, своих детей, премудростям этой древней игры, покупал книжки-пособия по игре. Много партий в последствии мы с ним сыграли и только один раз я свёл партию к ничьей...

Летними вечерами к отцу в сад приходили сразиться соседи дядя Паша Максимов, фронтовик-разведчик, столяр-плотник, отец Юрки, и дядя Муса Рафиков, фронтовик-танкист, механизатор и знатный комбайнёр, отец Разина. Сражались отчаянно, до ругани, с отменами ходов(мой отец разрешал своим противникам так делать, сам же никогда не отменял ход, даже ошибаясь)и "на интерес" - проигравшему наливали меньше...

В тот вечер мы с Юркой и Разином, когда увидели, что отцы кучкуются у нашего столика под кленовым деревом в саду,немного подождали в сторонке, я выполнил просьбу отца принести из кухни накрытую полотенцем тарелку с хлебом и снедью, и, чтобы нам опять не пришлось быть свидетелями отцовских разборок, потихонечку смылись...

Утром другого дня я проснувшись услышал разговор мамы с папой о том и о сём, в том числе папа спросил:" Откуда у нас взялись вчерашние сладкие яблоки, у нас таких нет?",- "Не знаю, Женю кто-то угостил. А что?",- " Павел Максимов вчера закусывал ими и всё допытывался, откуда мол, да откуда?". Пора было тикать и я выскользнул в открытое окошко...

На Юрку я наткнулся почти сразу. Он шёл понурый и злой. Повернули к речке. Я присел на крутом бережке, с которого мы сразбегу любили нырять кто дальше и лучше. Юрка, буркнув что-то, отказался садиться и его прорвало:" Ты зачем яблоки, которые мы с тобой прошлой ночью в чужом саду нарвали, мамке своей отдал?",-"Они же сладкие, у нас таких нет, вот я и сделал приятное маме!". " Да, ты сделал приятное, а мне сделали неприятное"- изрёк Юрка и задрал сзади рубашонку: несколько багровых полос от армейского ремня дяди Паши пересекали Юркину спину. Оказалось, Юрка той ночью позвал меня совершить набег в чужой сад, повёл меня с другой стороны села огородами и задами так, что я и не понял, что залезли мы с ним в их сад, в котором его отец любил спать в шалаше, заодно выполняя роль сторожа. А сорта своих яблонь дядя Паша знал и на цвет и на вкус...

Позже, когда мы повзрослели, я спросил Юрку:" Ты зачем тогда меня в свой сад привёл?". Он ответил:" Папка похвастался соседу, что мимо него ночью в саду даже мышь не проскочит. Р-а-з-в-е-д-ч-и-к...".