Кабардакиада

Мишаня Дундило
Начинаю рассказ, сгорая от стыда и вспоминая народную мудрость: лучше умереть мужчиной, чем засранцем.  Можно было бы, конечно, и не начинать этот рассказ.  Но все ж начну, ибо сей опус - вообще-то даже не рассказ, а поучительная притча на тему: до чего доводят человека жадность и чревоугодие.

На Эльбрусе я был трижды: в 1977 году с туристами (с которыми поддерживал связь, несмотря на то, что давно удрал из туризма в альпинизм), в 1983-м как участник "кабардакиады" (оба раза — на Восточной вершине) и в 1984 г. в одиночку на Западной.  Томпаковый значок, выданный мне за восхождение с туристской группой, изображен на прилагаемой к рассказу картинке.

А расскажу я про восхождение 1983 года.  В июле-августе я успешно отгулял две смены в альплагере Уллу-Тау, набрал хорошую физическую форму и был рекомендован учебной частью лагеря к участию в "кабардакиаде" - массовом марше трудящихся Кабардино-Балкарии на Эльбрус. 

Назначили меня "шерпой" к высокопоставленному лицу - министру здравоохранения и спорта республики.  Министр был крепкий, хорошо накачанный парень лет эдак тридцати пяти, всем своим видом показывающий, что он вовсе не кабинетный работник и весьма близок практически как к здравоохранению, так и к спорту.  В мою задачу входило тащить на вершину пуховый костюм министра, его запасные ботинки редкой в то время марки "Вибрам" и какую-то авоську с разными министерскими мелочами, в суть которых я поленился вникнуть, хотя имел такую возможность.

Кроме того, мне поручили принести организаторам кабардакиады десятилитровый бидончик с карачаевской сметаной.  И дали право забираться в бидончик и поедать эту сметану, сколько влезет - чем я и не преминул воспользоваться.  Поднимался до "Приюта Одиннадцати" пешком, ибо канатка возила только руководство и отдельных избранных лиц - рядовые участники, а тем более шерпы, должны были подниматься на Приют своим ходом.

Вот я и шел пешком, неся бидончик в руке и периодически залезая туда большой ложкой.  Сметана была классная: бидончик переворачиваешь, а продукт не выпадает и уж простите меня, не льется.

Вот так и доковылял я к вечеру до Приюта.  Гостиница забита под завязку, а вокруг - тьма палаток.  Участников восхождения насчитывалось под тысячу человек.

Поставил я свою одноместную палатку, разыскал в гостинице министра и сообщил, что назначен его сопровождающим.  Но тут же почувствовал резкое желание освободиться от избытков съеденного.  Избытки просились наружу через оба имеющихся у меня физиологических отверстия.  У гостиничного толчка выстроилась очередь, но мне было невтерпеж: выскочил наружу и облегчился прям при народе, меньше всего заботясь о правилах приличия.

Хотел было вернуться к министру для продолжения разговора, но приступ немедленно повторился.  Ах, эта чертова сметана, съеденная мною в невообразимом количестве!  Пришлось отбежать вниз, за дизельную, и за ее стенкой повторить процесс опустошения желудка и кишечника.

Заснуть в тот вечер не удалось - каждые десять минут бегал на природу приводить себя в порядок.  Но в окончательный порядок я все ж никак не приводился.

"Ничего", - думаю - "миновала полночь, а восхождение намечается в 2 часа ночи на следующие сутки.  Авось за эти сутки стабилизируется мое пошатнувшееся здоровье".

Между часом и двумя ночи удалось сколько-то минут поспать.  Разбудил меня топот снаружи, крики, усиленные мегафоном команды, яркие вспышки осветительных ракет, запущенных из множества ракетниц.  Забегая вперед, доложу взыскательному читателю, что руководство кабардакиады получило плохой метеопрогноз и восхождение было перенесено со следующей ночи на эту, текущую.

Народ вокруг судорожно собирался - мелькали фонари, упаковывались мешки, проверялась работа раций.  А я побежал вниз на предмет очередной акции облегчения.

Светила яркая луна.  Колонны восходителей тронулись.  Застегнув в очередной раз пуховые штаны (холодрыга была зверская!), я бросился на поиски своего подопечного министра.  Но министр, похоже, меня не дождался и ушел с толпой восходителей.  Судьба была немилосердна ко мне: заставила снять только что застегнутые штаны и снова облегчиться.  Это была страшная мука.

Мне необходимо было принять волевое решение: начать восхождение вместе с толпой или остаться внизу.  На вершине Эльбруса я уже был - стоит ли снова топтать побежденную гору?...  Но Эльбрус... - это как наркотик.  Ничего сложного, категория 2а для восточной и 2б для западной вершины.  Топай себе и топай по снежным полям.  Но Эльбрус - вершина престижная, высшая точка Европы, царь окружающих гор.  Неужели можно отказаться от восхождения??  Да еще этот министр на моей совести, будь он неладен...

Короче: опорожнил я свой несчастный кишечник еще раз и тронулся вверх - без министра и без привязки к какой-либо группе.

Впереди - снежные поля, залитые ярким лунным светом.  Ужасный холод (руки мерзнут даже в пуховых рукавицах) и полное безветрие.  Таким морозищем и не пахло во время моего предыдущего восхождения 1977 года.  Безветрие порождает адский запах горелой серы - это работают фумаролы, несть числа коим на склонах потухшего вулкана Эльбрус.  От запаха горелой серы меня рвет.  И каждые десять минут случается новый приступ поноса.  Яркая луна, снежные поля, открытые со всех сторон. Подхожу к группе, молю: Мужики, обступите меня, сделайте стенку - иначе обосрусь...  Позор, позор.  Ах, эта чертова карачаевская сметана... Жадность фраера сгубила.

Промаркировал я своими метками весь подъем от Приюта до седловины.  На седловине стало полегче.  Увидел протаявшую под снегом крышу хижинки с торчащими в небо гвоздями.  Гвозди загнул ударами айсбайля, полежал на наклонных деревянных досточках - полегчало еще больше. 

Пока отдыхал, вижу: подходит ко мне мой тренер по Буревестнику, царствие ему небесное, Юрий Семенович Пулинец.  "Лёня", - говорит, - "это ты что ль весь склон так разукрасил?  Про тебя уже легенды рассказывают..."

Припоминаю еще двух парней в пиджаках и городских ботинках - видимо, дикарями примкнувших к кабардакиаде.  Один из них резвый, другой кислый.  Резвый говорит кислому:

- Вась, ну еще чуть, и мы на макушке.  Водки хочешь?
- Нет, не хочу.  Умереть хочу.  Не пойду дальше.
- Ну Вась, вон смотри - бабы идут.  А ты чё, хуже бабы?
- Хуже, братан, хуже.  Оставь меня тут, а сам сходи...
- Ну, как знаешь.  Только водку я тебе не оставлю...

И резвый бравым шагом, помахивая начатой бутылкой, устремился к Восточной вершине.  А я - следом за ним.

На вершине - бухарский базар.  Большая толпа - кто-то ораторствует, кто-то играет на гитаре и песни поет, кто-то варит чай на примусе.  Выяснилось, что мой министр уже произнес пламенную речугу и повалил вниз.  Я последовал примеру своего подопечного.  Снег на спуске раскис, шел я проваливаясь по колено, в стадии последнего изнеможения добрался до Приюта.  И вижу: несчастный министр сидит на лавочке у стенки гостиницы и тщетно пытается пробить острым камушком консервную банку с каким-то съедобным содержимым...

Так и пропутешествовали на моем горбу невостребованные министерские пуховый костюм, его запасные ботинки редкой марки "Вибрам" и авоська с разными министерскими мелочами.